> Судьба подземки: как будет развиваться нижегородское метро - Аргументы Недели Нижний Новгород

//Общество 13+

Судьба подземки: как будет развиваться нижегородское метро

№  () от 16 ноября 2021 [«Аргументы Недели Нижний Новгород», Валерий НОРСКИЙ ]

Официальный сайт правительства Нижегородской области опроверг слухи о приостановке проекта развития метро в регионе. Однако это никоим образом не снимает вопрос: какая ветка, нагорная или заречная, будет пользоваться приоритетом и какие новые станции появятся первыми? «АН-Волга» постарались разобраться в текущем положении дел и в перспективах строительства нижегородской подземки.

 

Строить будут

«Никаких предпосылок для приостановки проекта развития метро в регионе нет!» – уверяют журналистов в региональном кабинете министров. Слух выглядел следующим образом: якобы на федеральном уровне было принято решение о приостановке всех проектов по строительству метро, за исключением Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска и Челябинска.

– Понятно, что московское метро и без федеральных средств будет развиваться, бюджет Москвы это позволяет, – считает кандидат экономических наук, доцент Василий Самыкин. – Не будет обойден и Питер, вторая столица. А вот в части, касающейся Урала и Сибири, вопрос остается открытым. В Красноярске прокладка линий метро была законсервирована 10 лет назад, в 2011-м. Правда, на Красноярском экономическом форуме в апреле текущего года губернатор Красноярского края Александр Усс сообщил, что возобновление строительства метро в Красноярске может начаться в конце текущего 2021-го, но на дворе уже ноябрь, а новостей не слышно. Впрочем, примерно такая же непростая ситуация в Омске и Уфе, там то консервируют стройку, то после поступления каких-то федеральных средств возобновляют, но эти проекты постоянно конвульсируют, увы.

У нас в Нижнем на уровне заместителя председателя правительства России Марата Хуснуллина одобрен проект продления автозаводской линии, а региону обещан инфраструктурный кредит. Это случилось в середине лета, а уже в августе информацию о продлении линии метро подтвердил президент РФ Владимир Путин, прибывший в город на празднование 800-летнего юбилея. Региональное правительство уже подписало соглашения с минстроем и минфином РФ о направлении 1 млрд рублей из средств федерального бюджета на проектирование и строительство двух станций автозаводской линии метро («Оперный театр» и «Сенная»). Глава региона Глеб Никитин уже утвердило техническое задание на проведение закупки по типу «контракт под ключ». Администрация Нижнего Новгорода и заказчик – муниципальное казенное предприятие «Главное управление по строительству и ремонту метрополитена, мостов и дорожных сетей» (ГУММИД) – подготовили конкурсную документацию. Новые станции метро планируется построить к 2026 году.

 

Сначала вверху, потом внизу

– Это реальный срок, если финансирование из федерального бюджета пойдет без задержек, – уверен Василий Самыкин. – Нижегородская область направила в правительство РФ заявку на предоставление инфраструктурных бюджетных кредитов на 61,4 млрд рублей до 2024 года. Она вошла в число пилотных регионов по реализации проектов территориального развития с использованием инфраструктурных бюджетных кредитов, что вселяет определенную надежду.

По словам губернатора, контракт на проектирование и строительство станций метро «Оперный театр» и «Сенная» подпишут уже в текущем году. Кроме того, по словам главы региона, в 2022 году будет заключен контракт на проектирование и строительство метро в Сормовском районе.

«Если проект “Сенной” был и его нужно просто адаптировать, то в Сормове проекта не было, на его разработку нужно 12 месяцев», – сообщил Глеб Никитин.

ГУММиД уже проводит торги на сайте государственных и муниципальных закупок, выбирая надежного подрядчика. Максимальная цена контракта – 35,6 млрд рублей. Источник финансирования – средства бюджета города на 2021–2026 годы, в том числе средства областного бюджета. Планируется, что подрядчика выберут 2 декабря, а работы начнутся уже в следующем году. Весь объем работ предстоит выполнить до 31 декабря 2025 года.

Напомним читателям, что невозможность довести метро до центра Сормова во многом определяется неспособностью МУП «Нижегородский метрополитен» и Горьковской железной дороги (филиал ОАО «Российские железные дороги» договориться об использовании путей, принадлежащих ГЖД, для запуска поездов метро (на станции «Буревестник» выход поездов подземки на поверхность уже предусмотрен).

– Надо, однако, учитывать и тот факт, что вагоны метро, едущие по поверхности земли, а не в тоннеле, отличаются от аналогичных, не выезжающих на открытый воздух, – напоминает кандидат технических наук Ирина Святова. – В Нижнем даже метромост прикрыли стеклами, чтобы не закладываться на более дорогие составы, способные ездить на открытом воздухе. В Сормове так не получится, придется докупать новые вагоны.

 

История метростроя

– Вообще метро в Горьком планировалось начать строить не в 1977-м, а еще в самом начале 1970-х, когда город стал миллионником, это было общей практикой в Советском Союзе: город с населением свыше 1 млн человек имел право на подземку, – рассказывает кандидат исторических наук Сергей Белов. – Но тогда финансирование у нас вырвал украинский Днепропетровск, там и сегодня есть шесть станций, фактически работают только четыре, длина ветки не более 8 км. Горькому полагалось метро, но поскольку Днепропетровск был «родовой вотчиной» генерального секретаря Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза Леонида Ильича Брежнева, союзный совмин принял «политически правильное решение».

Нижегородский метрополитен более всего похож на еще одного украинского коллегу – харьковское метро. Точно так же, как у нас, первая линия, Холодногорско-Заводская, вела от железнодорожного вокзала в промышленный сектор города, в том числе к Тракторному заводу и Государственному подшипниковому заводу № 8.

– Харьковский метрополитен по пассажиропотоку вполне вменяем, это не Днепр, там реально осуществляются серьезные маятниковые перевозки, – рассказывает Ирина Святова. – То есть фактически метро обеспечивало пассажироперевозки рабочих со смены и на смену, примерно как и у нас в Нижнем в начале 1990-х.

Напомним, горьковское-нижегородское метро строилось открытым способом, поэтому проспект Ленина в начале 1980-х был сильно сужен. Впрочем, в отсутствие большого количества личного легкового автотранспорта это горожан не особенно напрягало. Гораздо больше мешало использование клин-баб при рытье котлованов. Автор жил тогда рядом с будущей станцией метро «Ленинская», и слушать музыку в течение рабочего дня метростроевцев можно было только на магнитофоне: игла проигрывателя от ударов клин-бабы в мерзлый грунт скакала по пластинке как одержимая.

– Сегодня в нижегородском городском сообществе достигнут долгожданный консенсус: все горожане уверены, что строить метро нужно, – говорит Сергей Белов. – Не сравнить с 1980-ми, когда против строительства станции «Горьковская» открытым способом на площади Горького люди ночевали в палатках (на чем, кстати, стяжал себе известность будущий губернатор Борис Немцов). Нынче в обществе согласие есть. Теперь бы еще и денежек федеральных…

Каковы же ближайшие перспективы нижегородского метрополитена?

– Пациент скорее жив, чем мертв, – уверяет Василий Самыкин. – Все же у нас не было таких экстремальных моментов, как консервация тоннелей и станций, как в Уфе, Красноярске или Омске. Подземка жива и хотя в силу объективных финансовых причин развивается не так быстро, как нам хотелось бы, перспективы есть, они видны. Открытие «Горьковской» на 40% увеличило пассажиропоток. Если построим «Оперный театр» и «Сенную», студенты политеха, иняза, водного университета, педагогического будут активно пользоваться метро, вырастет выручка, подземка начнет окупаться. Но без федеральных субсидий, только на средства регионального бюджета, развитие, безусловно невозможно. Нужно умелое лоббирование, на юбилей города губернатор сумел решить этот вопрос. Будем надеяться, что и дальше получится.



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте