В ходе ноябрьского пленарного заседания Пермской городской Думы депутаты подвели итоги дорожного сезона. Значительное место в повестке заняло обсуждение бюджета города на 2022 год и плановый трехлетний период. А для горожан самым значимым стал вопрос о новой методике расчета тарифа на проезд в общественном транспорте. И, соответственно, о самом тарифе.
Основные параметры определены
Депутаты рассмотрели в первом чтении проект решения о бюджете города Перми на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов. О приоритетах главного финансового документа города рассказали глава Перми Алексей Демкин и первый заместитель главы администрации Перми Эдуард Хайруллин.
«Сохраняется социальная направленность бюджета, продолжаем участие в реализации национальных проектов и подготовку города к 300-летию. Учтены средства на исполнение Указов президента по заработной плате работников образования и культуры. Обеспечены финансированием социальные меры поддержки, в том числе учтены новые меры поддержки: по бесплатному проезду школьников 1-4 классов и предоставлению скидки по оплате проезда членам малоимущих многодетных семей. Бюджет развития в 2022 году составит 32% от общего объема расходов», – отметил Алексей Дёмкин.
Доходы городского бюджета запланированы на 2022 год в объеме 43,6 млрд рублей, на 2023 год – 43,7 млрд, на 2024 год – 39,5 млрд рублей. Расходы запланированы в 2022 и 2023 годах в объеме 45,9 млрд рублей ежегодно, в 2024 году – 38,9 млрд.
Учитывая, что в 2022 и 2023 годах планируется финансирование большого количества мероприятий по благоустройству города к 300-летию, предусмотрен дефицит бюджета. С 2024 года планируется перейти на бездефицитный бюджет с погашением муниципального долга к 2026 году.
В ближайшие три года Пермь продолжит участие в пяти национальных проектах. Средства будут направлены на ремонт более 860 тысяч квадратных метров автодорог, расселение 102 тысяч кв. м аварийного жилья, строительство зданий для двух школ, благоустройство 214 дворов, приобретение спортивного оборудования и инвентаря, ремонт ТЮЗа. На эти цели в бюджете предусмотрены средства в объеме около 3 млрд рублей в 2022 году и 6 млрд – в 2023 году.
Свыше 14 млрд рублей в 2022 и 2023 годах планируется направить на бюджет развития, в 2024 году он запланирован в объеме 6,7 млрд рублей с учетом завершения крупных инвестиционных объектов к 300-летию города. Объем расходов дорожного фонда с учетом софинансирования из бюджета Пермского края составляет свыше 5 млрд рублей ежегодно, или более 16 млрд. за 3 года. На строительство объектов общественной инфраструктуры в предстоящем трехлетнем периоде планируется направить около 8 млрд рублей. Приоритетными остаются строительство школ и детских садов, спортивных объектов и бассейнов, реконструкция ДК молодежи. Более 2 млрд предусмотрено на сферу коммунального хозяйства и благоустройства. Увеличен объем средств на строительство сетевых объектов – сетей освещения, газопроводов, водопроводов, в том числе в частном секторе.
В рамках преобразования города к 300-летию завершится комплексное благоустройство эспланады, сквера у гостиницы «Урал», Комсомольского проспекта. Будет проведен ремонт улиц Ленина и Петропавловской, ремонт фасадов домов, запланировано обновление подвижного состава общественного транспорта и капремонт трамвайных путей. В планах также капитальный ремонт набережной в Кировском районе.
«Самая главная задача – это балансировка бюджета. Для нас важно выполнить взятые на себя, в том числе и добровольно, социальные обязательства. В проекте бюджета все ресурсы для этого предусмотрены. Особое внимание дефициту, только в случае грамотной финансовой политики мы можем выйти к 2024 году на профицит», – подчеркнул председатель Пермской городской Думы Дмитрий Малютин.
«Мы приняли проект бюджета в первом чтении, что предусматривает создание рабочей группы, которая рассмотрит все поправки к проекту бюджета и подготовит его ко второму чтению»,- отметила первый заместитель председателя Пермской городской Думы Наталья Мельник.
Бюджет на 2022-2024 годы городская Дума утвердит во втором чтении на пленарном заседании в декабре.
Также депутаты утвердили Прогнозный план приватизации муниципального имущества города Перми на 2022-2024 годы в первом чтении.
Ориентировочная сумма, которую предполагается выручить за счет продажи объектов на аукционах в предстоящий период, составляет более 254 млн рублей. В план приватизации включены 17 новых объектов - 13 встроенных помещений и 4 доли в праве собственности на земельные участки. Всего теперь в нем 43 объекта - 10 отдельно стоящих зданий, 25 встроенных помещений, одна доля в праве собственности на фундамент жилого дома и 7 – на земельные участки. Объем расходов на содержание муниципального имущества, включенного в проект прогнозного плана, составляет около 10 млн рублей в год. В 2022 году, по расчетам администрации, после продажи части помещений в бюджет города должно поступить 57 млн рублей.
«Самое главное - максимально эффективно использовать муниципальное имущество. И соответственно ни копейки не должно дополнительно тратиться на его эксплуатацию, если оно муниципалитетом не используется по назначению», - подчеркнул депутат Михаил Бесфамильный.
Тариф продержится до января
На пленарном заседании депутаты рассмотрели предложение администрации города утвердить новую методику установления регулируемых тарифов на проезд и провоз багажа в общественном транспорте. Как подчеркнул первый замглавы администрации Эдуард Хайруллин, существующая методика принималась в 2011 году и не соответствует сегодняшним условиям. Кроме того, решением суда тариф, установленный в 2019 году, отменен. Таким образом, возникла необходимость рассчитать экономически обоснованный тариф. По новой методике он определяется путем деления расчетных затрат на организацию регулярных перевозок на фактический пассажиропоток. Полученный в результате тариф – предельный и может быть уменьшен, но не увеличен.
Депутаты большинством голосов утвердили проект решения с учетом поправок.
Затем администрация предложила утвердить новый тариф на проезд, рассчитанный в соответствии с принятой методикой: с 28 октября 2021 года по 9 января 2022 года 34 рубля, а с 10 января 2022 года – 35 рублей.
Председатель комитета Арсен Болквадзе предложил поправку – до 9 января 2022 года оставить тариф в размере 26 рублей (багаж – 13 рублей), а с 10 января 2022 года уже перейти к экономически обоснованному тарифу в 35 рублей.
Глава города Алексей Дёмкин отметил, что действующий в Перми тариф был отменен судом, и поэтому возникла необходимость его срочного пересмотра. Были проведены круглые столы с участием депутатов Пермской городской Думы, где анализировалась ситуация и предлагались различные варианты действий. Нужно учитывать и ограничения пандемии и снижение доходов граждан. «Предлагаю поправку: с 28 октября тариф 26 рублей, багаж 13 рублей. С 10 января разовая поездка за наличные – 33 рубля и столько же за провоз багажа», - уточнил Алексей Дёмкин.
«Мы обязаны осуществлять перевозки, а источника средств их финансирования всего два – бюджет и жители. Причем дефицит бюджета близок к предельному. Надо понимать, что 33 рубля – это разовая поездка, остальное будет определять тарифное меню, а там большой выбор по льготному проезду для самых разных категорий жителей», - отметил Дмитрий Малютин.
Большинство депутатов также проголосовали за предложение главы города по тарифу.
Депутат Роман Пономарев акцентировал внимание, что для жителей, которые часто пользуются транспортом, поездки по проездным станут даже дешевле.
Депутат Сергей Медведев указал на вероятное снижение пассажиропотока: сегодня большинство пассажиров оплачивают проезд картой и едут за 24 рубля, а через 2 месяца им придется платить уже 33 рубля. Депутат Дмитрий Федоров также отметил, что повышение тарифа в современных условиях преждевременно.
«Учитывая социальную значимость вопроса, цену базового тарифа сократили до 33 рублей, есть новое тарифное меню. При использовании проездных документов в зависимости от выбранного тарифа, стоимость одной поездки будет существенно дешевле 30 рублей. А для некоторых льготных категорий проезд будет стоить менее 15 рублей. Предполагается, что новое тарифное меню позволит существенно экономить при регулярном использовании транспорта. Сейчас проездными пользуются порядка 5-6% пассажиров, в перспективе востребованность тарифных планов может возрасти до 35%», - отметил заместитель председателя Пермской городской Думы Максим Спиридонов.
Дмитрий Малютин резюмировал: «Сокращать ради транспорта другие статьи бюджета, уходить дальше в дефицит мы не можем. Мы и так вышли на цифру меньше экономически обоснованного тарифа. Нужно активнее разбираться с тарифным меню, рассказывать о нем жителям. И контролировать, чтобы был эффект положительный, а не так, что и тариф подняли, и нагрузку на отрасль не снизили».
Дорожный сезон прошел продуктивно
В рамках «Часа депутата» мэрия отчиталась о содержании и ремонте улично-дорожной сети и дворовых территорий в 2021 году. Всего по итогам сезона в Перми выполнен ремонт объектов улично-дорожной сети общей площадью около 1,1 млн кв. м и общей стоимостью более 1,4 млрд рублей. В рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» в 2021 году был организован ремонт 18 объектов улично-дорожной сети, установлено 10 новых и модернизировано 5 существующих светофорных объектов. В рамках проекта пермских властей «Малые дела» ремонтировались 9 объектов площадью более 125 тысяч кв. м.
В 2021 году проводились работы по капитальному ремонту и реконструкции улиц Героев Хасана от Хлебозаводской до ул. Василия Васильева, ул. Карпинского от Свиязева до ул. Советской Армии и ул. Краснополянской. Построены новые дороги по ул. Маршала Жукова и ул. Лесной. За период летнего содержания улично-дорожной сети ежедневно работали около 315 единиц техники, 410 специалистов. Вывезено более 38 тысяч кубометров мусора. Общая готовность техники к зиме составляет 100%.
В рамках подготовки к 300-летию Перми реализуется программа капитального ремонта улично-дорожной сети, и одна из приоритетных территорий - это Комсомольский проспект. У дома по Комсомольскому проспекту, 90 проводятся работы на пешеходной зоне со стороны «тихого Компроса», все участки отремонтированы, кроме придомовой территории: «Придомовая территория в контракт не входит?» - поинтересовался депутат Дмитрий Фёдоров.
«У нас в концепции по Комсомольскому проспекту предусмотрен капитальный ремонт от фасада до фасада. Здесь нужно разграничивать, что мы делаем в пределах красных линий и финансирования. Все, что будет выполняться за пределами улично-дорожной сети, будет по отдельному финансированию. И в настоящий момент мы отрабатываем этот вопрос», - пояснил и.о. замглавы администрации Сергей Красильников.
Депутат Марк Коробов отметил, что подрядчики не всегда справляются со своими обязанностями: « Каким образом планируете их контролировать, и как часто происходит выезды на объекты?». Как пояснил Сергей Красильников, МКУ благоустройства районов контролируют подрядчиков ежедневно, а административно-техническая инспекция ходит пешком абсолютно по каждому микрорайону.
«Планируется ли корректировка контрактов с подрядчиками? И каким образом вы распределяете экономию средств?» - поинтересовался депутат Алексей Овчинников.
«Все деньги остаются в отрасли. То есть составляется дополнительное соглашение к заключенному муниципальному контракту, а уже потом контракт перерегистрируется, и на эти суммы выполняются дополнительные виды работ. Что касается первого вопроса, в 2019 году, когда заключали пятилетние контракты, мы не могли предусмотреть такое повышение цен. Но это позволило на начальном этапе приобрести новую современную дополнительную технику, подрядчики существенно обновили парк. При формировании новых контрактов все эти факторы мы будем учитывать», - ответил Сергей Красильников.
Депутат Арсен Болквадзе указал на необходимость при ремонте дорог учитывать оборудование парковочных мест и мест для посадки и высадки детей около объектов социальной сферы. Много вопросов по содержанию улично-дорожной сети в разрезе округов задали депутаты Геннадий Сторожев, Владимир Манин, Владимир Молоковских, Илья Власов.
Также депутаты отметили, что в ходе приемов граждан они регулярно получают вопросы о благоустройстве придомовых территорий. В связи этим предложено увеличить объем субсидий, которые выделяются на это направление.
Председатель Пермской городской Думы Дмитрий Малютин отметил: «В целом сезон дорожных работ и благоустройства получился продуктивным, удалось грамотно отработать и по дорожному нацпроекту, и по депутатским программам. Но близко уже зима, необходимо поднимать тему содержания улично-дорожной сети и дворов в зимний период. И, безусловно, эта тема будет на депутатском контроле».