Привычный облик Перми меняется на глазах. Растут жилые микрорайоны, закладываются новые магистрали. И все более привычной становится аббревиатура КРТ – комплексное развитие территорий.
Уже одобрен в рамках федеральной инициативы инфраструктурный бюджетный кредит на 8 млрд рублей, который будет направлен на комплексное развитие территорий в микрорайонах Ива и Вышка-2, а также реновацию территории в районе ДКЖ. В числе других представлены на федеральном уровне мегапроекты «Камская долина – экосистема будущего» и «Компактный город», которые обозначены губернатором как прорывные. С учетом масштабных проектов, которые сегодня в работе, уже в краткосрочной перспективе краевую столицу ждет серьезная трансформация. А результатом должны стать новый, куда более мощный транспортный каркас и новые жилые комплексы, полностью оснащенные социальной инфраструктурой и даже обеспеченные рабочими местами.
В этом году в Прикамье планируется сдать в эксплуатацию 1,34 млн кв. метров жилья. До 2030 года региону предстоит выйти на уровень ввода до 1,6 млн кв. метров. Рост объемов жилищного строительства – одна из задач национального проекта «Жилье и городская среда», инициированного президентом РФ Владимиром Путиным.
За счет чего будет решаться эта задача? Рассказывает Андрей Колмогоров, министр строительства Пермского края:
- Это площадка на Иве, в Кондратово это следующий микрорайон рядом с «Медовым», там «Девелопмент Юг» заходит с КРТ, район ДКЖ. Плюс район, который у нас появится, когда начнем строительство магистрали ТР-53 и соединим Вышку-2 через проспект Октябрят с Ивой, – все прилегающие земельные участки тоже могут быть вовлечены в жилищное строительство.
Кроме того, крайне важно, что параллельно с развитием жилого строительства, идет строительство дорог, школ и других социальных объектов. Еще перспективные площадки – Рязанский промузел, где возможная площадь освоения достигает 100 гектаров, и потенциально - Камская долина. Горизонт планирования по этим перспективным площадкам – точно не год и не два, минимум лет 10. По Камской долине, где предстоит освоить до 900 гектаров, мы пока располагаем только проектом КОРТРОСа, который был представлен на международной выставке в Екатеринбурге. Других концепций пока нет. Но рассматриваем всех, кто готов зайти на эти площадки, понимая, что один участник на таком объеме вряд ли справится с системными задачами, которые предстоит решать.
Кстати говоря, концепция развития Камской долины, которую предлагает КОРТРОС, исходит из того, что других подобных территорий в Перми просто нет, учитывая размеры площадки в 2 км от центра города. Сегодня население Камской долины составляет 2 тысячи человек, а здесь планируется расширение медицинского кластера, строительство межвузовского кампуса. Согласно проекту девелопера, в Камской долине возможен объем жилищного строительства до 2,3 млн кв. метров. И полная социальная инфраструктура: 6 школ, 10 садиков, поликлиники, ФОКи. При этом первая очередь застройки – она планируется в районе картодрома - возможна без третьего моста. Рабочих мест здесь достаточно, а строительство двух школ – возможно, филиалов брендовых школ Перми – решит проблему маятниковой миграции школьников, которая сегодня серьезно сказывается на пропускной способности Коммунального моста.
Чтобы зайти в этот проект, нужно 2-3 года. А третий мост все равно будет строиться. Он городу жизненно необходим. Коммунальному мосту 50 лет, его ресурс – 100 лет, но каждые 5 лет здесь нужен текущий ремонт, раз в 10 лет - капитальный. Во что выливаются эти работы в плане транспортной доступности, пермяки знают очень хорошо.
- Проводя реновацию микрорайонов, мы должны правильно формировать их внутри, чтобы сокращать маятниковую миграцию, - напоминает советник губернатора по вопросам инфраструктуры и строительству Павел Черепанов. - Сокращение маятниковой миграции – это мировая тенденция. Сейчас трендом является не просто закладка жилья, а жилья, сопоставимого с образовавшимся количеством рабочих мест и созданием этих рабочих мест внутри микрорайонов. К этому надо подходить очень взвешенно и аккуратно, формируя и модель обеспечения социальной инфраструктурой, и транспортную модель.
Насколько сегодня увязано жилищное строительство в Перми с развитием транспортной инфраструктуры? Министр строительства Андрей Колмогоров считает, что вопрос нужно ставить иначе:
- Наоборот, транспортная инфраструктура выходит на первый план, и от нее уже идем. Это основные узлы и артерии для обеспечения доставки, транспортировки строительных материалов, мы это понимаем. Возведение улицы Строителей означает развитие не просто района ДКЖ, но всего кластера, Заостровки и дальше - территорий в сторону Кондратово. Первая очередь магистрали, кстати, практически завершена, я по ней ездил. Шумозащитные экраны еще не сделаны, но дорожное полотно готово, транспорт уже идет. Проект первого этапа реализовывался по «Стимулу», в 2022-2023 годах строительство продолжится и по «Стимулу», и с привлечением средств инфраструктурных бюджетных кредитов. В этом узле очень много пересечений – инженерная инфраструктура, вода, электричество… Здесь мы во взаимодействии и с другими министерствами, и с нашими сетевыми организациями.
Несомненно, локомотивом для развития городских и пригородных территорий станет проект «Компактный город», который в начале ноября был представлен краевому правительству. Он нацелен на создание транспортной железнодорожной сети в Пермской городской агломерации и свяжет поселки и города-спутники сообщением электропоездов «Ласточка». «Проект уже прошел защиту на уровне курирующего вице-премьера. Теперь нам необходимо одобрение со стороны главы правительства РФ Михаила Мишустина, чтобы мы могли рассчитывать на федеральную поддержку и ускорение реализации намеченных планов», – обозначил губернатор Дмитрий Махонин.
В первый этап городской электрички планируется включить кольцевой маршрут. Он будет проходить от Перми II по левому берегу до Молодежной и возвращаться через комплекс ППИ и Город сердца, а в дальнейшем станет основой для радиальных маршрутов. А значит – даст импульс реновации еще целого ряда территорий.