Миннауки не реагирует на арест судна «Академик Иоффе»
№ () от 16 ноября 2021 [«Аргументы Недели », Александр Чуйков ]
В прошлом номере «АН» (№44) в материале «Академик Иоффе». Что стоит за его арестом в Дании» сообщили о вопиющем случае, который произошёл с российским научным судном. На момент подписания этого, уже 45-го номера «АН» пройдёт 16 суток со времени его ареста властями Дании в качестве «обеспечительной меры по иску третьей стороны». Ещё раз – прошло уже больше двух недель. Судно под арестом. Судовая команда и научный состав не арестованы, но они просто заперты на судне. Никто из чиновников за 16 дней публично даже ухом не повёл!
Спасти учёного Райана
Представьте на минуту, какая-то незаметная на карте страна обнаглела до такой степени, что по иску, например, России арестовала американское научное судно с экипажем и учёными? Бред? Конечно! Ближайший к наглецу номерной американский флот максимум через сутки-двое уже стоял бы на его рейде. И неважно: виноваты американцы или нет – спасти учёного Райана надо любой ценой.
А теперь представьте, что за две с лишним недели мало того что флот не пришёл, так ещё ни один мало-мальски значимый чиновник не сказал ни слова об этом! Даже ритуальных фраз: «Всё под контролем. Мы принимаем все меры! Сам в курсе!» А вот это уже полная фантастика, потому что молчание в такой ситуации – это политическое самоубийство.
А теперь поищите в новостях «Фальков об «Иоффе». Как нет ничего? Вот так. На официальном сайте Миннауки, которое отвечает за сохранность госсобственности в виде научного судна «Академик Иоффе», нет ни единого слова министра Валерия Фалькова о судьбе этой самой госсобственности! Министру не доложили? Ему всё равно? Это дворнику министерства может быть всё равно, но не министру! Тем более который так пафосно говорил недавно: «Россия – великая держава. Величие, в том числе в возможностях проводить исследования на просторах Мирового океана». Валерий Николаевич, наше величие поставили в датский угол!
Однако всё это время внутри себя Миннауки жужжало как осиное гнездо. Первое: там вели активную работу с госСМИ, чтобы те «не обращали внимания» на позор с «Иоффе». Так как других СМИ у нас почти нет, то фактически получилось.
Второе: лучшие умы МОН лихорадочно искали варианты – как бы переложить вину с министерства на кого-нибудь другого. Например, на Институт океанологии. Напомним, «Академик Иоффе», как и весь научный флот, – государственная собственность! Отвечает за её сохранность и безопасность Министерство науки. Как и за всю хозяйственную деятельность институтов, в которых оно является учредителем. Свалить вину пока не получилось, но попытки не ослабевают. Этим возмутился даже обычно лояльный президент РАН Александр Сергеев: «Все вопросы, связанные с задержанием российского научно-исследовательского судна «Академик Иоффе» в Дании, нужно задавать Министерству науки и высшего образования, поскольку судно принадлежит им и претензии высказываются к хозяйственной, а не научной деятельности».
Третье. Учёным (!) запретили давать какие-либо комментарии не только относительно причин ареста судна, но и простых бытовых условий, в которых они живут сейчас. В эфир выпустили только проверенного капитана «Иоффе», который отрапортовал, что воды, еды и топлива у них аж до Нового года, «моральный дух экипажа на высоком уровне», и вообще всё замечательно. И не поспоришь! Судо-сутки идут, зарплата капает, камбуз варит. А то, что учёные что-то там хотели измерить и узнать в экспедиции, – блажь и ересь это.
«Тысяча курьеров» МОН
Что сделано для почти сотни человек, запертых на «Иоффе»? Ровным счётом ничего. Несмотря на попытки информационной блокады узников «Иоффе», «АН» удалось поговорить с несколькими членами экипажа судна. Вначале им обещали, что проходящий мимо другой НИС, «Мстислав Келдыш», снимет «науку».
– Но в министерстве взяла верх точка зрения, что снятие даже части экипажа будет признанием вины, так как ранее потребовали освободить и судно, и людей без всяких условий и немедленно. «Келдышу» запретили эвакуацию. Сейчас спорят о другом судне, «Страхове», которое 19 ноября будет рядом. Разрешат ли ему – непонятно, – говорит чиновник Миннауки, знакомый с ситуацией.
С борта «Иоффе» рассказали, что новостей у них мало. Но точно «Страхов» заходить в территориальные воды Дании не будет, и эвакуацию, если её разрешат, будут проводить катером. А это значит, что дорогостоящее и необходимое, в том числе и в других экспедициях оборудование останется на арестованном судне на неопределённый срок.
Зато министр Валерий Фальков занимается российско-словацкой дружбой, летит в Париж «по делу, срочно», докладывает президенту о проценте привитых и непривитых. Его зам Дружинина с упоением рассказывает, что «за четыре месяца российские вузы создали 157 новых аккаунтов в социальных сетях, в том числе 43 – в TikTok, 36 – в «Одноклассниках», 30 – в Twitter и 23 – в Telegram». Почти тысяча чиновников центрального аппарата (данные на 2018 г.) министерства носится с бумажками: вверх-вниз, вправо-влево, прыг-скок. И всё это с серьёзным выражением лица: государево дело делают!
Между тем в списке на арест не только «Академик Иоффе», но и «Академик Вавилов» и ещё несколько научных судов. То есть практически весь пока ещё действующий российский научный флот может быть поставлен на якорь! Интересно, чиновники вообще отдают себе в этом отчёт? Какой тут Париж? Какой тик-ток?
Примечательный разговор с пресс-центром Миннауки:
– В ближайшие дни какие-то новости по ситуации с судном «Академик Иоффе» вы планируете публиковать?
– Э… Пишите запрос на имя…
– Но у вас на сайте вообще нет новостей об этом судне!
– Как только у нас появляется информация, мы её даём. Если её нет…
– Значит, у вас её нет. Спасибо!
Эти люди получают зарплату из бюджета Российской Федерации, в который каждый гражданин перечисляет налоги. Зачем нужны пресс-центр и пресс-секретарь лично министра, которые ничего не знают?!
Где деньги, Зин?
Зато говорят, что в министерстве уже думают над тем, как потребовать назад деньги, которые были потрачены на так и не состоявшуюся экспедицию «Иоффе» в Атлантику. Дело в том, что финансирование технической части экспедиции: горючка, еда, зарплаты экипажу – более миллиона рублей в день (!) выделяется министерством. Отчитываются за них учёные своими статьями.
Нет экспедиции – нет отчёта. Нет отчёта – изволь вернуть деньги. Сейчас уже «Иоффе» «настоял» примерно на 20 миллионов. Почему-то никто не удивится, если российским учёным российские чиновники выкатят иск на эту сумму.
Прекрасный урок для молодых учёных, с которыми носятся как с писаной торбой. Особенно в Год науки: «Сынок, если ты попадёшь в плен к европейским гомосексуалистам или к сомалийским людоедам, мы запретим тебе об этом говорить, мы грозно потребуем твоего освобождения, но палец о палец для этого не ударим. И чтобы никто нас не обвинил, мы сделаем виноватым тебя. И если вдруг выживешь, то изволь вернуть деньги, данные тебе на экспедицию вплоть до командировочных!»
Ну а если не выживешь – будем приводить тебя в пример другим молодым учёным как образец мужества и стойкости духа вкупе с преданностью российской науке.