Директор международного аэропорта имени Курчатова в Челябинске Андрей Осипов был задержан сотрудниками УФСБ по региону на рассвете третьего марта 2021. Немногие тогда обратили внимание, что человек, отвечающий за безопасность полетов в федеральном аэропорту, класса «Б», привлекался к ответственности за то, что в декабре 2019 года попал в ДТП за рулем служебного Hyundai Equus, влетев в дорожный знак. Казалось бы, разве такими незначительными делами занимаются оперативные работники государственной безопасности?
С места происшествия скрылся
Как стало известно, сотрудники спецслужбы, задержание Осипова произвели у него дома, в элитном загородном коттеджном поселке «Лесной Остров». И задержанный якобы, за банальное дорожное правонарушение человек, был немедленно доставлен в Управление Федеральной Службы Безопасности по Челябинской области для общения. И вскоре журналистам объявили, что, руководитель авиапредприятия, оказывается, скрылся с места дорожного происшествия, а затем якобы инициировал фальсификацию документов — ДТП, их задним числом оформили на служебного водителя аэропорта, и получили страховую выплату в 170 тысяч рублей. Сущий пустяк, по нынешним временам. Но при этом, уголовный кодекс предусматривает большой разбег возможных наказаний за это преступление — от штрафа в 100–500 тысяч рублей до лишения свободы на срок до шести лет…
Тем интереснее было заявление сделанное Андреем Осиповым 13 октября в ходе судебного процесса. В зале суда, он говорил, что-то о личной мотивации сотрудника ФСБ, и утверждал, что его оговорили. Кроме того, признался Осипова, у него четверо детей, трое из которых несовершеннолетние: двое маленьких живут с ним, а двое — в Казахстане. Правда, в паспорте Осипова оказался записан только один ребенок, что вызвало вопросы судьи. И директор аэропорта объяснил, что остальных он в паспорт не вписывал.
Уже любопытно. А еще интереснее будет, конечно же, во всем разобраться. Тем более, что челябинский аэропорт, несомненно – аэропорт, являющийся объектом системы национальной безопасности и национальной опорной аэропортовой сети, входящий в Перечень аэропортов федерального значения. И государственное регулирование, надзор и контроль деятельности гражданской авиации на аэродромах и аэропортах «осуществляется в целях охраны интересов государства». Именно так и не иначе записано в законе. То есть дело о ДТП запахло интересами государства…
Кадры решают все
Генеральный директор АО «Челябинское авиапредприятие» Осипов Андрей Борисович, 1977 года рождения, уроженец города Семипалатинска Республики Казахстан. И до 2009 проживал на территории Казахстана.
А затем в новосибирском аэропорту Толмачево, он, будучи иностранным гражданином, явно по протекции своих знакомых, близких к акционерам частного холдинга «Новапорт» (аэропорты городов Новосибирска, Воронежа, Мурманска, Челябинска, Перми, Тюмени, Волгограда, Минеральных Вод, а всего более 20), стал руководителем грузового терминала.
По существу гастарбайтер, занял ключевую должность в международном новосибирском аэропоорту (Толмачёво) им. А. И. Покрыкшкина, крупнейшем за Уралом по пассажиропотоку. Аэропорт этот находится на пересечении большого числа воздушных линий, идущих из Юго-Восточной Азии в Европу и из Северной Америки в Индию и Азию. Так же пишут, что это аэродром совместного базирования государственной и гражданской авиации, находящийся в ведении Министерства обороны РФ…
И, конечно же, просто неприлично, что одним из руководителей подобного объектав течение нескольких лет был иностранный гражданин. Российское гражданство Осипов получил только в 2011 году, когда он уже вовсю работал в аэропорту Новосибирска.
Тем более, что скоре «Ведомости» сообщили, что казахстанская компания Meridian Capital купила 50 процентов акций T.S.Trans Siberia, владеющей активами российского аэропортового холдинга «Новапорт». Цену сделки «Новапорт» не раскрыли. Но близкий Aeon Corporation Троценко источник оценил ее в $450 млн.
И Андрей Осипов тут же пошел на повышение, став в 2014 генеральным директором международного аэропорта «Мурманск» - воздушной гавани региона к которому постоянно имеют повышенный интерес страны НАТО, в первую очередь из-за баз Северного Флота: Беломорская военно-морская база, Видяево, Гаджиево, Гранитный, Гримиха, Западная Лица, Полярный, Североморск…
Напомню, что мурманские авиаторы, начиная с 1972 года, обеспечивали бесперебойную и безопасную проводку судов по Северному морскому пути. В зоне ответственности аэродрома находятся и предприятия газовой отрасли, разрабатывающие континентальный шельф. А в начале своего существования аэропорт выполнял функции военного аэродрома, и носил название «Мурмаши». Он имел стратегическое значение во время Второй мировой войны, считается, что во многом, благодаря нему Мурманск так и не был захвачен вражескими войсками. Современный аэровокзальный комплекс построили в 70-е годы. Долгое время здесь базировалась не только гражданская, но и военная авиация. Осталось уточнить, что иностранцев на Кольский полуостров до недавнего времени вообще не пускали. И Мурманск был закрытым портом. Открытым остается вопрос, о чем думало руководство холдинга «Новапорт», когда назначало на руководящие должности, на подобном федеральном объекте иностранного гражданина, только совсем недавно ставшего россиянином?
Челябинские новации
А с ноября 2019 года Андрей Осипов опять же явно по протекции земляков, участвующих в бизнесе «Новапорт», переводится на должность руководителя, только что реконструированного для проведения саммитов ШОС (Шанхайской организации сотрудничества) и БРИКС (англ. BRICS — сокращение от Brazil, Russia, India, China, South Africa) аэропорта Челябинска. Многие тогда считали, что именно в Челябинске соберутся руководители множества стран. И будут приняты важнейшие международные решения в оборонной и экономической сферах.
Напомню, что Осипову в управление, достался только что сданный новый терминал внутренних линий, полностью реконструированный аэродром и компетентный коллектив управленческих работников, хорошо знающих производство и построенные объекты.
Однако, менее чем за год, своим «эффективным» менеджментом Андрей Осипов, по мнению сотрудников коллектива, умудрился разогнать основных руководителей и далеко не самым разумным способом использовать полученную инфраструктуру. Последствия мы наблюдали в осенне-зимние периоды 2019-2020-2021 г., когда на головы пассажиров и персонала в новом терминале с потолка лился кипяток, в то время как в помещениях аэровокзалов стоял холод.
И многие последствия управления Осиповым в настоящее время еще устраняются.
А молодой директор, тем временем, был занят ремонтом купленного за большие деньги коттеджа в элитном поселке Лесной Остров, а также квартир в новом ЖК на ул. Лесопарковой. Крайне любопытно, откуда такие средства у руководителя авиапредприятия, которое якобы не имело даже возможности платить своему персоналу достойную зарплату и создать нормальные условия труда?
Алексей Текслер, помоги
Дошло до того, что сотрудники челябинского аэропорта пожаловались губернатору на простои, низкую зарплату и плохие условия труда.
Работники инженерно-авиационной службы аэропорта со своими проблемами обратились к главе региона в группе в «ВКонтакте» «Алексей Текслер помоги». Они рассказали ему о многочисленных нарушениях со стороны работодателя, связанных с оплатой труда и их условиями.
Сотрудники авиапредприятия отмечают явно агрессивную кадровую политику руководства холдинга «Новапорт», заточенную по последней моде на продвижение "молодых эффективных" менеджеров, которые ради получения премиальных бонусов любой ценой выжмут максимальную прибыль, и зачастую просто из карманов простых работников
Люди сегодня задаются вопросом, почему «Новапорт» так цинично и даже необоснованно жестоко вышвырнул на мороз родоначальников идеи реконструкции аэропорта, патриотов авиации бывшего генерального директора Юрия Конькова и его заместителей технического директора Алексея Слюняева и директора по производству Сергея Андреева. Формальная причина, доведённая до коллектива, обвиняла их в непрофессионализме, но почему же тогда Коньков недавно был назначен на должность, связанную с руководством аэропорта Сахалина, Слюняева почти сразу, забрали в аэропорт Домодедово, где он уверенно шагает по карьерной лестнице, а Андреев перешёл работать на авиаремонтное предприятие АТ-Техник и поднял его с колен до высокого уровня, что даёт перспективы развернуть на его базе собственную авиакомпанию для межрегиональных перелетов, в чем сегодня так сильно нуждается Челябинская область.
Сегодня, многие специалисты с тревогой обсуждают, что теперь станет с Магнитогорским аэропортом под управлением руководства холдинга «Новопорт».
Мы намерены внимательно следить за ходом этого необычного судебного процесса.