> Глава комитета Заксобрания Иркутской области Наталья Дикусарова — об изменениях текущего года в бюджете Приангарья - Аргументы Недели Иркутск

//Общество 13+

Глава комитета Заксобрания Иркутской области Наталья Дикусарова — об изменениях текущего года в бюджете Приангарья

№  () от 26 октября 2021 [«Аргументы Недели Иркутск», Олег Усов ]

Председатель бюджетного комитета Законодательного Собрания Иркутской области Наталья Дикусарова

Председатель бюджетного комитета Законодательного Собрания Иркутской области Наталья Дикусарова доступно разъяснила, на что направлены дополнительные средства после корректировки главного финансового документа региона. Законопроект об изменениях в областной бюджет текущего года рассмотрен в двух чтениях и утверждён на 47-й сессии ЗС, состоявшейся 20 октября.

В сентябре Управление федеральной налоговой службы по Иркутской области и региональное правительство уточнили прогноз поступлений в бюджет, что и повлекло за собой актуализацию документа. В обновлённом областном бюджете на текущий год доходы устанавливаются на уровне 227,4 млрд рублей, расходы — 239 млрд рублей, дефицит — 11,6 млрд рублей. Плановый размер государственного долга на 1 января 2022 года составит 39,9 млрд рублей.

Министр финансов Иркутской области Наталия Бояринова проинформировала, что фиксируется восстановление региональной экономики, о чём свидетельствует рост собственных доходов как областного, так и местных бюджетов. Собственные доходы предлагается увеличить на 19,7 млрд рублей, из них около 80% обусловлено поступлениями налога на прибыль организаций. Ещё 8 млрд поступило в бюджет Иркутской области из федерального бюджета. Большая часть дополнительных расходов будет направлена на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, в первую очередь в образовании. Также дополнительное финансирование пойдёт на возмещение недополученных доходов организациям, осуществляющим транспортные перевозки по субсидируемым маршрутам, а также ресурсоснабжающим организациям. Более 1,4 млрд будет направлено на меры социальной поддержки граждан. Кроме того, целевые средства из федерального бюджета пойдут на выплаты семьям, в которых воспитывается ребёнок от 3 до 7 лет, на дорожное хозяйство и систему здравоохранения в части борьбы с коронавирусной инфекцией.

Председатель комитета ЗС по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству рассказала о приоритетах, которые были приняты во внимание при октябрьской корректировке областных расходов, раз рост доходов региональной казны это позволяет. Комментарии Натальи Дикусаровой — подробно.

О деньгах, которые не приходят ниоткуда

— Область выходит из ситуации экономической нестабильности, которая была связана в том числе с пандемией коронавирусной инфекции. Увеличение доходной базы на 27 млрд рублей об этом однозначно свидетельствует. Такая цифра плюсом не появилась в бюджете автоматически. Это результат работы правительства Иркутской области, органов местного самоуправления, законодателей региона, налогового ведомства. В итоге у нас 227,4 млрд рублей — прогнозируемые доходы с учётом суммы увеличения. Сюда вошло и дополнительное финансирование из федерального бюджета, и то, что получил регион за достижение определённых показателей в деятельности органов исполнительной власти.

Самая большая доля образовавшихся дополнительных доходов — это налог на прибыль, 15 с лишним миллиардов рублей. Затем — рост поступлений от налога на доходы физических лиц, налога на имущество.

О разумном госдолге

— Что касается расходов 2021 года, то они составляют в областном бюджете 239 млрд. Таким образом, у нас немного снизились дефицит бюджета и государственный долг. Последний часто вызывает острые дискуссии. Давайте без популизма. Работает чистая математика.

Сейчас по госдолгу я не назвала бы ситуацию критичной. Мы выполняем соглашения, обязательства перед федерацией, от которой имеем возможность получать в том числе и бюджетные кредиты, проводить их реструктуризацию. Мы можем работать с инвестиционными кредитами. Мы держимся в разумных границах. Бюджетная политика региона довольно взвешенная.

Нам нужно, чтобы цифры доходов и расходов коррелировались, но была возможность бесперебойно продолжать социальные стройки, программы, поддерживать инвестпроекты. Это и есть так называемый бюджет развития.

Про капремонты школ

— Часть важнейших депутатских проектов связана с приведением в порядок объектов социальной сферы. В первую очередь речь о капитальном ремонте школ, зданий культурных учреждений, стадионов и так далее.

В 2021 год, несмотря на непростой общеэкономический фон, мы заходили очень амбициозно — с инициативой о том, что в каждом районе, в каждом городском округе Иркутской области должна быть в ремонте как минимум одна образовательная организация. Причём если ещё несколько лет назад объём работ закладывался небольшой, исходя из финансирования в пределах миллиона рублей, плюс-минус, то сейчас на ремонты и реконструкции выделяются более солидные суммы. Они позволяют основательно обновлять школьные здания, одновременно приводить в порядок прилегающие стадионы. По сути, после такого капитального преображения мы получаем практически объект как новый, соответствующий современным требованиям, стандартам и подходам.

Что до школьных стадионов, то в этом году мы включили в перечень два образовательных учреждения, где ремонт и реконструкция затронут и спортивную площадку. Одна из этих школ, к слову сказать, в Чунском районе, который я курирую. На этот ремонт из бюджета Иркутской области было выделено порядка 120 млн руб.

Мы внимательно изучим первый опыт и обязательно масштабируем его в другие территории. Получить на выходе полноценную реконструкцию всего объекта — вот наша цель, даже если работы и средства потребуется распланировать на несколько лет. Это и было сделано в трёхлетней перспективе.

Однако сейчас решено передвинуть софинансирование на капитальные ремонты школ с 2023-го на 2022 год, чтобы в ускоренные сроки произвести работы. Проехав по территориям, пообщавшись с мэрами и посмотрев, как движутся дела, мы увидели такую потребность. Как депутаты, мы свои программы ведём — контролируем качество, соблюдение графика и сопровождаем их на всех этапах бюджетного процесса.

В контексте муниципальных задач

— Ещё одна не менее важная задача — вопрос сбалансированности местных бюджетов. Это те ресурсы, которые идут на расходы муниципальных образований: на зарплату работников сферы культуры, дополнительного образования, в ЖКХ, на содержание автодорог и прочие затраты в зоне ответственности местного самоуправления.

На эти цели во внесённом законопроекте первоначально был предусмотрен 1 млрд рублей. Мы провели серьёзные консультации с территориями, с Ассоциацией муниципальных образований и получили обратную связь: есть необходимость дополнить статью расходов на сбалансированность местных бюджетов. Во втором чтении внесли поправку, предусматривающую выделение ещё 300 млн. Таким образом, в рамках этого уточнения муниципальные образования получат 1,3 млрд рублей.

По зарплатам педагогам

— Дополнительно предусмотрено 100 млн рублей на субвенцию на образование.

Подчеркну, что объём субвенций на образование тоже крайне значимая и непростая тема. Она связана с заработной платой школьных педагогов и работников дошкольных образовательных организаций. В этом отношении депутаты всегда вместе с профсоюзами, общими усилиями, очень внимательно отрабатывают соответствующей раздел бюджета. В итоге несколько лет назад удалось добиться того, что в образовательной сфере заработную плату за декабрь люди в декабре и получают. Получилось переломить ситуацию и уйти от порочной практики, когда часть выплат переносилась на январь. Правда, в прошлом году коронавирусная ситуация снова привела к сбоям. Но в этом году мы для себя поставили задачу: вернуть вопрос с зарплатами на нормальные рельсы. С территориями отрабатываем их потребности по декабрьским выплатам, октябрьскими корректировками уже внесли дополнительные средства на эти цели. Сейчас ещё раз в рамках работы профильного комитета всё сверяем и, если необходимо будет, выйдем с инициативой о дополнительном финансировании.

В целом считаю, что вместе в ближайшее время необходимо будет пересмотреть методику расчёта субвенции на образование, и парламент готов к этой работе.

За укрепление медицины

— Парламентарии проанализировали ситуацию в здравоохранении. На это направление поправками и депутатов областного Законодательного Собрания, и губернатора были приплюсованы расходы — в том числе на санавиацию, она сейчас крайне востребована, на зарплату медицинским работникам, которые спасают пациентов в красной зоне. Мы также увидели, что есть необходимость добавить денежные средства областной клинической больнице на плановую медицинскую помощь, и депутатской поправкой эта денежная сумма была дополнительно внесена в бюджет.

Отдельно хочу выделить: у региона есть мечта — на базе областной детской клинической больницы создать современнейшее учреждение здравоохранения. И мы со своей стороны не просто мечтаем, а системно предпринимаем шаги в этом направлении. При октябрьской корректировке бюджета внесена поправка на предпроектные работы, которые приближают нас к большой цели. Очевидно, что без привлечения федеральных ресурсов при строительстве и обеспечении высокотехнологичным оборудованием такого масштабного объекта не обойтись. Мы же претендуем на то, чтобы стать ведущим центром оказания детской медицинской помощи, способным принять пациентов и из соседних регионов. У нас, в Иркутской области, в этой сфере работают уникальные специалисты. И для их работы и маленьких пациентов нужно создать максимально достойные условия.

Насчёт федеральных денег

— Большое внимание парламент уделяет обеспечению всей необходимой, зависящей от нас, базы для привлечения в Иркутскую область федеральных ресурсов. Как только депутаты слышат, что есть необходимость проработать какие-либо предложения и инициативы, которые позволят потом получить дополнительную поддержку от центра, мы обязательно оперативно включаемся в работу, вносим все необходимые поправки.

Октябрьскими корректировками мы включили в бюджет средства на проектирование нескольких объектов, которые с готовой проектной документацией позволят региону войти в государственные программы, в том числе по комплексному развитию сельских территорий, строительству объектов здравоохранения.

В отношении аграриев и фермеров

— Такая отрасль, как сельское хозяйство, тоже требует внимательного отношения законодателей. Нынешние поправки коснулись поддержки тех сельхозтоваропроизводителей, кто взял технику в лизинг. Если вы знаете, в Приангарье процент обновления сельхозтехники довольно низкий, потому для нас эта тема актуальна. Мы предложили полностью выполнить обязательства региона по компенсации платежей. Кроме того, принято решение в части поддержки мясного скотоводства — компенсации за выкуп мяса: её получат 370 производителей, которые в этой сфере работали и представили все соответствующие документы.

В то же время хочу поздравить три предприятия нашего региона, которые получат федеральные гранты на строительство молочных ферм. Об этом тоже стало известно в октябре. 60 млн рублей грантов плюс собственные инвестиции и увеличенное областное софинансирование в объёме 10%, то есть 21 млн руб., — это хороший ресурс для выхода на новый уровень производства молока.

В интересах школьников

— Областной парламент контролирует реализацию закона о бесплатном питании школьников. Напомню, что все такие льготы в этом году мы обобщили в едином законе. Сейчас настояли на увеличении финансирования затрат на питание детей с ОВЗ, инвалидов и ещё некоторых категорий школьников. Родителям и главам муниципальных образований не о чем волноваться — ресурс на обеспечение этой льготы в бюджет заложен в полном объёме.

Про политику и математику

— Сейчас мы уже готовимся к работе над бюджетом на 2022 год. Общая ситуация, на мой взгляд, стабильная и способствует стабильному входу в следующий финансовый год. Обсуждение обещает быть интересным.

Бюджетные вопросы всегда приковывают к себе повышенное внимание. Парламентарии в бюджетном процессе всегда занимают активную позицию. Скажу, что вы увидите достаточно много новых депутатских предложений и программ. У парламентариев есть своё мнение по приоритетам, и я рада, что выстраивается конструктивный диалог. Депутатские инициативы находят отражение в бюджете. Надо сказать, что Законодательное Собрание очень профессионально, со знанием правовых норм работает с поправками в главный финансовый документ региона, механизмы и процедуры отлажены. Есть понимание искусства баланса бюджета — разумного соотношения доходов и расходов. И в финале ещё раз подчеркну: бюджет — это вопрос экономический, и не надо его смешивать с политикой.

Позиция

Александр Ведерников, председатель Законодательного Собрания Иркутской области:

— Хочу выразить благодарность губернатору и правительству региона за совместную работу, которая при корректировке бюджета позволила учесть замечания депутатов. Мы со своей стороны продолжим работу по обеспечению сбалансированности местных бюджетов, поскольку муниципалитеты всё ещё нуждаются в помощи. Поэтому продолжим разбираться в системе межбюджетных отношений на площадке нашего совета, который создаётся для координации этих действий.



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте