> Пассажирские автоперевозки в районах Нижегородской области продолжают сокращаться - Аргументы Недели Нижний Новгород

//Общество 13+

Пассажирские автоперевозки в районах Нижегородской области продолжают сокращаться

№  () от 26 октября 2021 [«Аргументы Недели Нижний Новгород», Петр АВДЕНТОВ ]

Региональные СМИ уже неоднократно писали о кризисе общественного транспорта в Нижнем Новгороде, вызванном целым комплексом острых проблем во главе с дефицитом кадров. Но в «столице закатов» хотя бы региональная власть под боком и проблемы эти худо-бедно пусть и частично, но решаются. А вот ситуация с пассажирскими автоперевозками в районах области выглядит еще драматичнее. Прежде всего это связано с аховым положением многих муниципальных автотранспортных предприятий, находящихся под эгидой местных администраций.

 

Автобус сам не поедет

При очередном мониторинге районных СМИ наткнулся прямо-таки на крик души в «Приокской правде» директора муниципального предприятия «Автостанция г. Навашино» Сергея Стриканова. Обычно в нынешних районках, которые частенько прозывают «хвальбушками», рассказывается о всяческих успехах местной и областной власти. Но в данном случае, видимо, уже не было сил молчать.

В Навашине, как и в других районах области, периодически меняется расписание автобусов, и не в лучшую сторону. Количество рейсов ожидаемо сокращается, вызывая законное возмущение жителей. Даже отдельные маршруты приходится отменять. Основная причина такой ситуации в Навашине – нехватка водителей автобусов.

По информации Сергея Стриканова, по штатному расписанию предприятия для обеспечения всех маршрутов необходимо 18 водителей, а в наличии всего 8. Причем половина из них – предпенсионного возраста. Останутся ли они работать при выходе на пенсию – большой вопрос.

Дошло до того, что с сентября предприятие из-за отсутствия водителей было вынуждено закрыть даже прибыльный маршрут Навашино – Муром, увеличивая тем самым собственные убытки.

А вот по маршруту Родяково – Салавирь автобус теперь ходит только три раза в неделю: в понедельник, среду и пятницу. И жителям приходится планировать свои дела, подстраиваясь под такое расписание.

Целый ряд рейсов пришлось сократить, а часть маршрутов объединить. А так как населенные пункты в Навашинском округе разбросаны, то сделать это оказалось непросто без возмущения жителей. Даже объединение городских и ближайших пригородных маршрутов поселок Силикатный – Большое Окулово – Навашино вызвало серьезное недовольство пассажиров.

К сожалению, подобная ситуация складывается не только в Навашине, но и в других районах, сокрушается Сергей Стриканов. По его информации, например, в Первомайске автобусы в выходные дни ходят с 9.00 до 13.00, в рабочие – до 18.00.

Дефицит водителей автобусов в муниципалитетах, отток молодежи из профессии – проблема не первого дня. Назревала она достаточно давно, однако серьезных мер по ее решению так и не принимается. А сегодня в ряде районов она усугубилась еще и тем, что опытные действующие водители уходят в поисках лучшей жизни туда, где платят значительно больше. В частности, таким местом работы стало строительство в регионе скоростной трассы М-12. Эта дорожная стройка вымыла кадры не только водителей, но и сельхозмеханизаторов в целом ряде районов области.

Самому Навашинскому автопредприятию оказалось по силам смягчить кадровый дефицит лишь путем обучения два года назад слесаря на водителя автобуса. Это, конечно, капля в море, так как проблема не локальная и требует системного решения на региональном уровне.

 

Общественный транспорт в глубинке вымирает

Докатились проблемы с общественным транспортом даже до благополучного в сравнении с другими муниципалитетами Сарова. Там местный житель Алексей Подурец поделился в соцсети интересной аналитикой:

Соответственно отреагировали на такую аналитику в своих комментариях и сами саровчане. 

Катерина Резяпова: «С автобусами безобразие! Вечером вообще ничего не ходит – ни автобусы, ни “ГАЗели”. Никто не контролирует соблюдение расписания! А еще – только в Сарове отсутствует муниципальный транспорт до областного центра! А он должен быть! Всю Нижегородскую область с областным центром связывают муниципальные автобусы и электрички, и за 150–250 руб. можно доехать в самый отдаленный населенный пункт. Но в Саров – только коммерческий транспорт! Разве по карману он пенсионерам и малообеспеченным жителям города? Чтобы добраться, скажем, с ребенком в НН к врачу, надо только за дорогу отдать 2800!»

Анюта Иванова: «А статистика по прибавлению в парке частных авто как же?) Мне кажется, все закономерно – меньше спрос (ну правда же, что днем автобусы практически пустые катаются) – меньше автобусов. Я не защищаю никого, упаси бог, и не так уж сразу резко надо количество автобусов и рейсов уменьшать, но к этому же все и идет. Общественный транспорт в маленьких городах по всей стране вымирает».

Татьяна Никитина: «С транспортом отвратительная ситуация, даже существующее, урезанное, расписание абсолютно не выполняется».

Кстати, в Сарове оказалось не все ладно и с руководящими транспортными кадрами. Раз уж 15 октября должность директора саровского горавтотранса занял Григорий Маюков, ранее возглавлявший ООО «Дивеевская транспортная компания». Теперь, как в Дивееве, жди сокращения маршрутов, оптимизацию проводить будет, так отреагировали на это назначение саровчане.

Традиционными проблемами в муниципальных автопредприятиях остаются обновление подвижного состава, экономические убытки из-за низкой загруженности. Без региональных и местных дотаций выживать большинству местных автотранспортников практически невозможно. Иногда доходит до совсем уж чрезвычайных случаев.

К примеру, в ленте шахунской администрации в фейсбуке прошла информация, что «14 октября в актовом зале администрации городского округа город Шахунья прошло заседание комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. В ходе заседания были рассмотрен вопрос о введении режима чрезвычайной ситуации на территории муниципального унитарного предприятия “Шахунское пассажирское автотранспортное предприятие” по причине возможного прекращения пассажирского автобусного сообщения на территории городского округа город Шахунья в связи с возникшей задолженностью за потребленное топливо».

Даже по нынешним непростым временам это уже явный перебор. Поэтому до такой ситуации дело не дошло, и информация была оперативно удалена из ленты. Тем не менее нехороший осадочек остался.

 

Муниципалы и частники: конкуренция или сотрудничество?

Еще одной проблемой являются непростые взаимоотношения муниципальных и частных перевозчиков в районах. Периодически в региональном информационном поле появляются скандальные истории, когда аффилированные с чиновниками частники захватывают наиболее выгодные маршруты, оставляя муниципалам самые убыточные. В качестве негативных примеров фигурировали, в частности, Дзержинск и Бор. В единичных случаях бывает и наоборот.

Редким примером достаточно гармоничных отношений муниципальных и частных автоперевозчиков является Кулебакский городской округ. Здесь выполняются определенные договоренности и между самими частниками, чтобы у каждого оставалась возможность заработать. Как результат, комфортабельные частные микроавтобусы выполняют большинство рейсов в областной центр, захватывая по пути пассажиров Навашинского и Вачского районов по предварительной записи. И в Кулебаках, и в Навашине расширен круг стоянок для посадки пассажиров, которым уже не приходится долго топать к остановке. Наряду с муниципалами частники выполняют часть внутри- и межрайонных рейсов. Их маршрутки работают и на городских маршрутах. Но это не значит, что кулебачан обошли стороной нынешние трудные времена. Оптимизация автоперевозок хорошо заметна и на значительно поредевшем расписании муниципального автовокзала, и на сокращении рейсов у частников.

 

Автовокзалам – достойное содержание

Качественные транспортные услуги – это не только комфортабельный подвижной состав, ровные дороги, но и благоустроенные автовокзалы и автостанции. По ним оптимизация в регионе прошлась очень жестко. Многие были просто закрыты или брошены, другие проданы и перепрофилированы. И тех и других примеров вполне достаточно. Это и проданная автостанция в Балахне, и переходящий из рук в руки автовокзал в Лыскове, который нынешним летом в очередной раз закрылся. Из свежих положительных примеров можно отметить очередное открытие после ремонта автовокзала в Кстове. Неплохие вокзальчики в тех же Кулебаках и Навашине. Но в целом вокзальная картина в регионе пока достаточно неприглядная. Здесь остается еще немало мест, где надо руки приложить и местной, и региональной власти.

 

Раз кадры не можете найти, запускайте беспилотные автобусы

Что же касается конкретной ситуации с сокращением пассажирских автоперевозок в районах области, то в ее разрешении есть два «путя». Раз уж у нас выстраивается единая вертикальная система публичной власти, то в нее надо встраивать и муниципальные предприятия. Включать их в состав регионального автотранса. Тогда ряд материальных проблем будет решать полегче.

Что же касается главной проблемы – кадровой, то она ни местной, ни региональной власти пока не по зубам, несмотря на все кадровые форумы и саммиты. Всякие многомиллионные транспортные стратегии и схемы власти рисовать научились, миллиарды находить на ремонт дорог и на умные остановки, а вот кадры разыскать на нынешнюю зарплату никак не получается. Платить хорошую зарплату тоже рука не поднимается. Тогда надо пойти кардинально другим, трендовым путем – переходить на беспилотные автобусы. Тем более что их разработкой и ближайшим производством занимается не чужой нижегородцам и Группе ГАЗ человек – Олег Дерипаска. И почему бы нашей губернии не стать пилотной в этом революционном начинании. На весь мир ведь прославимся, когда между деревнями у нас станут курсировать беспилотные шатлы.

 

Транспортная стратегия и глубинки касается

Хочется верить, что ускорение во всем этом процессе должно придать недавнее заседание президиума Государственного совета по рассмотрению транспортной стратегии страны до 2030 года, которое провел сам президент в режиме видеоконференции. Судя по его выступлению, о большинстве вышеобозначенных проблем известно на самом верху. Президент еще раз напомнил, что каждый гражданин России, где бы он ни жил, должен быть обеспечен надежным, безопасным транспортным сообщением. И это требование прямо закреплено в Конституции нашей страны.

Особо было подчеркнуто, что «регионы у нас разные, страна огромная, большая, регионы отличаются по размеру территории, по численности населения, расстояниям между городами и другими населенными пунктами – поселками, деревнями, по своим экономическим, бюджетным возможностям. Отсюда и состояние, уровень развития транспортной инфраструктуры заметно отличается, а нам важно именно повсеместно выходить на высокие стандарты в этой сфере». Раз страна у нас единая, значит и территориальные транспортные стандарты должны быть едиными.

«И еще: одна из ключевых задач стратегии – развитие общественного транспорта, городского и пригородного сообщения. Это важно не только для крупных мегаполисов, но и для небольших населенных пунктов, где порой не хватает удобных маршрутов до регионального центра, а автобусы, вагоны, электрички сильно изношены. В текущем году мы запустили новый кредитный инструмент для обновления общественного транспорта в регионах. В 12 субъектах Федерации готовятся такие пилотные проекты. Важно, чтобы эти инициативы были привлекательны в том числе и для частных инвесторов. В то же время подчеркну: не везде, далеко не во всех регионах страны подобные проекты могут быть окупаемы, даже в долгосрочной перспективе. В этой связи правительству нужно предложить специальные подходы для поддержки инвестиций в общественный транспорт, включая прямые субсидии на погашение процентов по кредитам…» – отметил Владимир Путин важность развития общественного транспорта в глубинке.

А то ведь что получается? Государство в очередной раз начало стимулировать возвращение населения в сельскую местность. Строятся ФАПы, дома культуры, жилье для специалистов. Но без развития транспортной инфраструктуры, без обеспечения мобильности жителей глубинки этих стратегических целей добиться будет проблематично.



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте