От стартапа до прилавка
21 октября 2021, 18:51 [ «Аргументы Недели. Кубань» ]
Осень — традиционная пора подводить итоги, связанные с сельским хозяйством. Здесь тебе и праздники урожая во всём их многообразии, и заседания чиновников, посвященные проблемам и перспективам отрасли. Последние проходят в России как на федеральном уровне — под председательством президента России Владимира Путина, обещающего распространить научно-техническую программу в сфере АПК до 2030 года, так и на региональном — на Кубани такое совещание провел губернатор Кондратьев с представителями завода CLAAS. Тематическое мероприятие состоялось и на площадке газеты «Кубань сегодня», где представители исполнительной власти и бизнеса обсудили государственную поддержку, которая оказывается аграрному бизнесу, и методы взаимодействия власти с сельхозтоваропроизводителями.
Утром деньги — вечером урожаи
Так или иначе, финансовая поддержка бизнеса всегда выходит на первое место среди всех остальных мер стимулирования. Однако помимо прямого субсидирования активным спросом пользуется в сфере АПК микрофинансирование. Капитализация соответствующего краевого фонда составляет 3,3 млрд рублей. В этом году, как рассказал на круглом столе заместитель исполнительного директора Фонда микрофинансирования Краснодарского края Владислав Чуприна, предоставлено уже более 1,5 млрд рублей. По его словам, объем помощи малому и среднему бизнесу, а также самозанятым (с этого года) неуклонно со временем растет.
— В том, что касается темы сельского хозяйства, наш сегмент — это фермеры, главы КФХ и кооперативы. Максимальная сумма займов для фермеров у нас ограничена пятью миллионами рублей. Есть планы увеличить сумму. Но это зависит от федерального законодательства. Мы работаем над данным вопросом. Срок займа стандартно составляет три года. Но сейчас, на время действия периода повышенной готовности, он ограничен двумя годами,— рассказал Владислав Чуприна.
Конкретно в 2021 году фермеры получили в виде микрозаймов более 500 млн рублей. Это практически 35 процентов от суммы выданных займов. Ранее данный процент был выше, поскольку фонд предоставлял займы меньшему числу категорий бизнесменов. С наступлением ковидных реалий губернатор разрешил фонду поддерживать и торговлю, представители которой и оттянули на себя часть средств. До того доля кредитов, выданных аграриям, превышала половину от общей суммы. Ставка по займу для фермеров составляет 4,25 процента годовых.
— Мы сами выезжаем, смотрим на бизнес, самостоятельно и бесплатно оцениваем залоговое имущество. Максимально возможная для нечрезвычайных ситуаций отсрочка по основному долгу составляет до девяти месяцев. Это мы рассчитали совместно с самими фермерами — выезжали, выясняли, как бы им было комфортно. Они сами сказали, что такой срок для них оптимальный. И нужно сказать, что почти все пользуются отсрочкой,— добавил замглавы фонда.
При этом существуют льготы для сельхозкооперативов: для них ставка по кредиту снижена до 3,5 процента. Однако на сегодняшний день кредитов им выдано не так много.
Владислав Чуприна также особо заострил внимание на том, что фонд всегда старается учитывать предложения, поступающие от коллег и самих фермеров, с которыми плотно общается.
От гарантий до таможни
Другим важным направлением стимуляции развития предпринимательства вообще и аграриев в частности является гарантийная поддержка. Этим на Кубани занимается Фонд развития бизнеса, который работает по гарантийному направлению как с коммерческими организациями, так и в спайке с двумя краевыми организациями: Фондом развития промышленности и Фондом микрофинансирования. У них есть совместные сделки, главным условием которых является 30—70 процентов собственного залога заемщика. При этом Фонд развития бизнеса готов выступить поручителем при сделке.
В «послужном списке» этого фонда совершенно разные проекты, при реализации которых фигурируют как скромные цифры, так и достаточно значительные суммы.
— Можно приводить цифры, указывать наш портфель, нашу дефолтность, но легче и проще понимаются конкретные примеры. Это может быть и пополнение оборотных средств, и инвестиционные вложения,— отметила исполнительный директор Фонда развития бизнеса Елена Пистунова, рассказывая о деятельности своей организации.
Так, в одном случае поручительство на миллион рублей (сама сумма кредита была значительно выше) помогло фермеру купить новую технику. Однако существует и кейс с поручительством на десять миллионов рублей — фермер ни много ни мало приобретал оросительные каналы.
Однако помимо финансовой помощи фонд готов оказать бизнесменам и иную поддержку. Например, бесплатно предоставляются рабочие места в коворкинг-центре. Конечно, это меньше всего затрагивает аграриев. Но может помочь такой проект, как «Центр сопровождения инвестиционных проектов», в рамках которого можно, например, получить содействие в оформлении технической документации для новых инженерных коммуникаций. Среди реальных кейсов Елена Пистунова назвала содействие при получении проектного финансирования на сумму более миллиарда рублей, помощь с оформлением племенного поголовья на таможне в карантинный период.
— Так что встречаются как проблемы местного, локального характера, так и более масштабные вопросы, которые возникают при реализации инвестиционных проектов на совершенно разных стадиях. Хотя с таможней до этого случая мы не работали. И расширили таким образом свои компетенции для решения этой задачи. Ведь человек обратился к нам со своей проблемой и в некоторой степени доверил судьбу своего проекта,— рассказала Елена Пистунова.
Работающий Центр инжиниринга помогает с сертификацией и декларированием продукции. Эти услуги возмездные, но лишь частично: субъекту придется заплатить всего пять процентов. На базе фонда также работает Центр прототипирования, в котором можно провести 3D-сканирование узлов и агрегатов, чтобы наладить их производство или изготовление запчастей. В основном такой услугой пользуются ювелиры, стоматологи, ортопеды. Но и аграриям работа Центра прототипирования тоже может быть полезна. При его участии разрабатывался дрон для беспилотной обработки полей. Центр помощи предпринимательству готов помочь и с выходом на рынок: с разработкой фирменных цветов, логотипов, сайта, то есть с «упаковкой» продукта.
На базе фонда возможно и обучение бизнесу. Проводятся специальные курсы, в том числе и работы с наставником, по результатам которых самые успешные бизнес-проекты могут получить беспрецедентные условия Фонда микрофинансирования. Владислав Чуприна уточнил, что такие займы получили уже восемь проектов, еще несколько находятся на стадии обработки. Речь идет о кредитах под 0,1 процента годовых при сумме до миллиона рублей без залога и с поручительством Фонда развития бизнеса. При наличии собственного залога сумма кредита может вырасти до трех миллионов с рассрочкой на год.
Не сидят в «ВКонтактах», в онлайнах — они вкалывают на комбайнах!
— Условий с 0,1 процента годовых нет ни у одного коммерческого банка и ни в одном регионе. У нас есть много разных проектов в рамках этой программы, но нет проектов такого рода с сельским хозяйством. И хотелось бы заострить на этом внимание — на разрыве связи с сельхозтоваропроизводителями. Мы видим, что до этого сегмента нам достаточно сложно достучаться. Я сама выросла в сельской местности, долго работала на территории одного из благодатных кубанских районов и отлично знаю, чем заняты люди на селе, которым некогда сидеть в Интернете, смотреть телевизор или листать «Инстаграм»,— посетовала Елена Пистунова, попросив всех участников круглого стола включиться в распространение информации.
Руководитель Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств, кооперативов и других малых производителей сельскохозяйственной продукции Краснодарского края Александр Шипулин заявил в ответ, что его коллеги готовы к сотрудничеству, и пообещал всё сделать для налаживания коммуникации.
— Да, мы действительно не знаем о некоторых таких услугах. Мы нуждаемся в поддержке, в том числе и информационной. Потому что пользуемся всеми теми же обычными каналами связи, но, когда начинается сезон активных действий, мы забываем про все «Инстаграмы», потому что нужно то спасать урожай, то налаживать сбыт. На профессиональной выставке, которую мы недавно посетили, был представлен работающий в тестовом режиме маркетплейс «Платформа.РФ». Мы этой новинкой очень заинтересовались и думаем, что через подобные площадки можно было бы размещать интересующую нас информацию,— высказался в продолжение темы гендиректор ООО «Русское поле» Сергей Бесчастный.
Коллеги поддержали его и обещали рассмотреть возможность объединения на этой площадке всей информации, необходимой фермерам.
Замначальника Управления развития малых форм хозяйствования сельскохозяйственной кооперации кубанского Минсельхоза Алексей Тананин отметил, что его ведомство уже ведет активную работу по информированию фермеров о новых программах и мерах поддержки. Один из каналов для такого взаимодействия — это как раз возглавляемая Александром Шипулиным ассоциация. Другой — центры компетенций Кубанского сельскохозяйственного информационно-консультационного центра, которые работают во всех муниципалитетах региона. Именно через них в том числе он и предложил распространять информацию, которая не доходит до фермеров. Еще одним каналом могут стать управления министерства, которые также присутствуют в каждом муниципальном образовании.
Трудящиеся — в кооперацию
— У нас в регионе сейчас зарегистрировано порядка тринадцати тысяч фермерских хозяйств (КФХ и юридические лица с ОКВЭД по сельскому хозяйству). На их долю приходится треть земель сельхозназначения в нашем регионе, и они вместе с личными подсобными хозяйствами производят треть молока, четверть мяса и более шестидесяти процентов овощей. То есть эти малые формы не такие уж и малые получаются,— подчеркнул Алексей Тананин.
По его словам, механизмов помощи фермерам по линии Минсельхоза также достаточно много и получить они ее могут на разных этапах реализации своих проектов.
— Например, существует такая программа, как «Агростартап». И в нее «зайти» может не только фермер, но и просто гражданин, который в последующем обязуется зарегистрировать свое КФХ либо стать ИП с ОКВЭДом по сельскому хозяйству. В этом году конкурс уже прошел. Победителями объявлены тринадцать человек. Следующее направление — субсидирование затрат, понесенных при производстве сельхозпродукции. Подпадают под нее и личные хозяйства, и самозанятые граждане, и фермерское сообщество,— привел примеры работник Минсельхоза.
Существуют программы для закладки садов, для помощи кооперативам и прочих ситуаций.
Что касается кооперативов, они могут получить самые большие средства из бюджета — до тридцати миллионов рублей. Ко всему прочему, организовавшись вместе, фермеры могут осваивать большее число операций: не только выращивать продукт, но и перерабатывать его, самостоятельно заниматься реализацией.
— Самое главное в сельском хозяйстве не выращивание сырья. На сырье невелика добавочная стоимость. Основная стоимость заложена в переработке. И как раз объединение фермеров в кооперативы позволяет сделать свои небольшие предприятия для переработки,— добавил Алексей Тананин.
В качестве примеров он привел возможность совместного строительства складских помещений, установки линий по переработке, которые трудно осилить одному фермеру. В одиночку это может быть не только неподъемно, но и нерезультативно: линия может слишком долго простаивать. Также кооперация позволяет снижать издержки при обеспечении фермеров профильными услугами высокого качества. В складчину может быть нанят на работу ветеринар или агроном, который таким образом получит достойную заработную плату, а кооператив — штатную единицу, которая погружена в дела именно этих фермеров и находится ближе к ним территориально. Та же схема работает и с распределением среди пайщиков транспортных издержек, возникающих при обустройстве инженерных и прочих сетей. Проще говоря, сообща можно сделать многое, а также значительно сэкономить.
От удобрений до торговли
Продолжая тему, Александр Шипулин отметил, что из вышеупомянутых тринадцати тысяч фермеров активно участвуют в жизни ассоциации КФХ только порядка полутора тысяч. Одной из задач, которые перед собой ставит ассоциация, он назвал вовлечение в деятельность организации большего числа фермеров.
Однако сейчас ассоциацию, по словам ее руководителя, беспокоит в первую очередь вопрос растущих цен на сельскохозяйственную продукцию. Это он связывает с резким ростом цены на удобрения. Данный вопрос Александр Шипулин, в частности, ранее поднимал и на заседании федерального Минсельхоза. Тему в ведомстве пообещали разобрать отдельно в ближайшее время. В качестве выхода он предложил вернуться к практике получения удобрения из люцерны, для сушки которой недавно появилась новая технология. В разработке документации на это изобретение Александр Шипулин и попросил содействия у представителей Фонда микрофинансирования и Фонда развития бизнеса. По его словам, губернатор Кондратьев уже поддержал данную идею. Коллеги отнеслись к предложению с вниманием.
Другим принципиальным вопросом он назвал методологию сбыта без посредников, которую нужно развить на Кубани. Об этом ранее также говорил и глава региона, призывавший фермеров уходить от посредников. В этом отношении руководитель ассоциации также попросил помощи у собравшихся в части выделения в Краснодаре площадки, где местные производители смогли бы самостоятельно реализовывать свою продукцию.
Качество заметно на прилавке
Вопрос сбыта действительно стоит очень остро ввиду роста гигантов в этой сфере, которые успешно сотрудничают с крупными ретейлерами или же создают свои сети сбыта. Однако всё чаще в крупных магазинах региона можно видеть специальные полки, на которых собраны местные продукты, проводятся недели российских и кубанских вин. Помимо этого, упаковки товаров многих рожденных на Кубани брендов уже давно украшает знак «Сделано на Кубани» — своеобразная медаль, которую получают победители одноименного конкурса.
— Это конкурс, который проходит с 2018 года на Кубани по поручению губернатора среди кубанских производителей как продовольственных, так и иных товаров. Уже сотни предприятий региона прошли через него. На конкурс, который проходит сейчас, у нас заявилось более восьмидесяти предприятий. И более половины победителей конкурса «Сделано на Кубани» — это пищевые продукты, в том числе сельскохозяйственные,— рассказал врио директора Центра развития торговли в регионе Евгений Пасечник.
По результатам конкурса, в ходе которого исследуется качество продукта, производителям выдается на два года право наносить на упаковку своих товаров соответствующий знак. Таким образом они маркируют для потребителя качественный товар местного производства. Через два года проводятся повторные исследования, в ходе которых производители подтверждают, что качество продукции не снизилось.
Предприниматели заинтересованы в участии в конкурсе не только из-за возможности нанести знак. Центр старается в силу имеющегося финансирования проводить рекламные кампании с участием победителей, способствует презентациям на профильных выставках и ярмарках, организацией которых занимается краевой Департамент потребительской сферы. Обладатели знака также получают ряд преференций в работе с вышеупомянутыми фондами микрофинансирования и развития бизнеса.
— Например, у Фонда микрофинансирования есть ряд займов, которые выдаются под 4,25 процента. А обладателям знака «Сделано на Кубани» эти же займы предоставляются под два процента. В этом году мы достигли с фондом дополнительной договоренности: если предприятие уже являлось заемщиком и в процессе выплаты своего займа получило данный знак качества, то его платежи пересчитываются в сторону уменьшения. Сейчас ведем работу и с коммерческими банками, пытаемся договориться с ними о подобных условиях,— добавил Евгений Пасечник.
Существует ряд аграриев, которые выпускают качественные продукты, но в количестве недостаточном для того, чтобы претендовать на поставки крупным ретейлерам. Для стимуляции сбыта их продукции сейчас Центр развития торговли разрабатывает программу проведения закупочной сессии для общепита. Мероприятие соберет представителей этой области под одной крышей с теми, кто занимается производством качественной фермерской продукции. В регионе оказалось достаточно много производителей именно такой продукции: мидий, качественных сыров, замороженных десертов, хлебобулочных полуфабрикатов для приготовления донеров, микрозелени, колбас, вяленых овощей и ягод. Их прямое предназначение — быть проданными не конечному потребителю, а сфере общепита, где эти продукты станут частью блюд, в том числе и высокой кухни. Такая площадка дала бы возможность познакомить участников рынка друг с другом, презентовать товар и заключить договоры.
При этом Евгений Пасечник признал верным утверждение о том, что предприниматель зачастую действительно не знает о доступных ему возможностях на рынке.
— Он не получает сразу весь комплекс услуг, а касается этого всего постепенно. Сначала научился хорошо выращивать, затем учится хорошо перерабатывать. Следом — хорошо продавать. И при всём этом он часто не в курсе, что из всего этого уже сделали за него на каждом из данных этапов в виде мер государственной поддержки,— добавил врио директора Центра развития торговли.
«Упаковать» с нуля
Затронули участники дискуссии также вопросы кадрового обеспечения сельхозтоваропроизводителей. В частности, упомянули Школу фермеров, которую организовал недавно Кубанский государственный аграрный университет. Алексей Танин, в частности, отметил, что отчасти этот вопрос также может решить кооперация. Условный механизатор может работать на несколько предприятий, в чем-то помогать удаленно по той же видеосвязи. Евгений Пасечник в качестве «вишенки на торте» обратил внимание на необходимость популяризации работы в сельском хозяйстве.
— У фермеров есть дети, которым, может, не интересно работать на земле, но интересно жить в Краснодаре и заниматься созданием бренда, его продвижением, маркетингом, контактировать с партнерами, презентовать продукцию на выставках по всей стране,— отметил он.
Елена Пистунова поддержала эту мысль, добавив, что такие уже задачи берет на себя Центр поддержки в рамках проекта «Мой бизнес», который как раз предлагает именно такую помощь.
— Мы очень рады одной истории, которая выросла при нашей поддержке. Молодой человек из Курганинского района, чьи родители всю жизнь выращивали огурцы и помидоры, окончив школу, приехал в большой город учиться и удивился тому, что продаваемые здесь овощи и фрукты просто нельзя есть. Тогда же пообещал себе приложить все усилия к тому, чтобы его семья питалась только качественными продуктами, и постараться накормить ими и других. К нам он пришел с этой идеей, когда еще не был предпринимателем. Мы нисколько не хотим приписать себе его заслуги, но тем не менее наши коллеги разработали для него бизнес-план, просчитали финансовую модель, создали фирменный стиль. Теперь уже по всей стране продается эта франшиза. А основателя зовут на международные выставки делиться опытом,— рассказала она.
Участники круглого стола в итоге сошлись во мнении о том, что господдержка для бизнеса вообще и для аграриев в частности существует в регионе на всех уровнях и доступна на любом этапе развития проекта. Однако необходимо преодолеть информационный вакуум и добиться того, чтобы участники рынка узнали обо всех доступных им механизмах и начали активнее и с большим доверием обращаться за помощью. Со своей стороны представители центров, фондов, ассоциаций и ведомств пообещали также внимательно прислушиваться к предложениям самого бизнеса, который может таким образом способствовать созданию дополнительных механизмов поддержки.
Мероприятие было проведено при поддержке генерального партнера — ООО «Русское поле» в лице Сергея Бесчастного, а также директора ООО «Агростандарт» Александра Левштанова и исполнительного директора объединения «Краснодарский чай» Александра Дуняева.