Аргументы Недели. Челябинск → Общество 13+

Ваша карта заблокирована. Живите так

, 16:01

Росфинмониторинг, его еще называют финансовой разведкой, предложил дать МВД и ФСБ право на внесудебную блокировку счетов граждан. По возможному нововведению силовики смогут принимать решения о блокировке на 10 дней переводов, цель которых – финансирование терроризма или неразрешенных митингов. Согласно предварительным расчетам Росфинмониторинга, в день будет останавливаться примерно 17 таких транзакций.

МВД и ФСБ на страже

Руководство ФСБ и МВД сможет таким образом принимать внесудебные решения о блокировке денежных переводов с карт и электронных кошельков, если операции совершаются с целью оплаты наркотических средств, финансирования терроризма и экстремистской деятельности, к которой относится организация массовых беспорядков. Законопроект с соответствующими изменениями разработал Росфинмониторинг, он вносит поправки в ряд законов в части противодействия финансированию терроризма и иных противоправных деяний.

Такие нормы будут распространяться и на операции, призванные профинансировать проведение публичных мероприятий ‎с нарушением установленного порядка, потому что они могут привести «к массовым беспорядкам, погромам, поджогам, нарушению функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, иным аналогичным негативным последствиям», отмечают авторы проекта. Проект вызвал повышенный интерес общественности. И мы попросили прокомментировать его адвоката, председателя челябинской коллегии адвокатов «Экономическая» Андрея Коршунова:

- Андрей Геннадьевич, приостановление операций влечет за собой ограничение прав граждан, связанных с пользованием и распоряжением принадлежащими ‎им денежными средствами. Насколько вероятно, что описанные меры действительно будут носить исключительный характер и будут направлены на борьбу с реальными преступниками?

- Давайте посмотрим, для чего же понадобилось введение внесудебного механизма по мнению авторов законопроекта. Согласно пояснительной записке, планируется, при получении сведений о финансировании деятельности, направленной на организацию и проведение публичных мероприятий с нарушением установленного порядка, обычно это называют несанкционированными митингами, применять названные выше меры. Речь идет о том, что может привести к погромам, поджогам, нарушению функционирования объектов жизнеобеспечения и иной инфраструктуры. Я сам митинги не люблю, на них не хожу, потому что считаю, что это просто какой-то тупиковый путь развития. По-моему, все должно проходить в иных, скажем так, формах, более действенных и цивилизованных…

- Тем не менее именно здесь сразу возникает вопрос, где и когда у нас в стране были митинги с погромами?

- Да, это первое, а второе, если все-таки начинаются действительно такие митинги, то имеет ли какое-то профилактическое значение лишение возможности распоряжаться картой, как таковой.

Мы создадим вам проблемы

Тут очень интересный момент, поскольку сейчас это будет определяться на основании каких-то перечислений в пользу таких организаций. И здесь могут быть не только заблокированы активисты, в принципе любой гражданин, который по неразумию перечислил в пользу какой-то организации денежные дары, затем у нас, допустим, эту организацию признали либо экстремисткой, либо нежелательной, то есть есть основания на 10 дней карту этим людям заблокировать.

Что еще любопытного приводят в пояснительной записке? Изменения потребовались с одной стороны для того, чтобы для совершения указанных преступлений в подавляющем большинстве именно использовались счета или электронные кошельки, открытые кратковременно на подставных лиц, и авторы проекта утверждают, что блокировка их через суд делает в принципе неэффективным, то есть блокировать будут не того, кто эти деньги получает, а в том числе и того, кто эти деньги дает.
Понятно, что внесудебная блокировка десятидневная более оперативна, чем судебная.

- Но насколько это совпадает с Конституцией, которая в 35-й статье говорит, что у нас право собственности охраняется законом, и никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. А денежные средства на расчетном счете — это тоже такое же имущество.

- Разработчики законопроекта говорят в пояснительной записке к документу, что это будет не всегда, это будет приниматься только в не терпящих отлагательства случаях, когда полученные сведения предварительно подтвержденные и задокументированные. Но кто будет принимать решение по этим сведениям?

Решение о приостановке будет приниматься должностными лицами, предполагается, что это будут достаточно высокого ранга должностные лица, потому что в этот список предлагается включить руководителей федеральных органов исполнительной власти. На уровне субъекта федерации - заместителя руководителя МВД России ФСБ России, Росфинмониторинга и отдельных руководителей территориальных органов.

Кроме того, после того как они заблокировали счета, обязательно в течение 24 часов они должны уведомить либо генерального прокурора Российской Федерации, либо соответствующего территориального прокурора о принятом решении, о приостановлении операций.

Вот такой дополнительный момент контроля нам предполагается.

Прорвемся, ответят опера…

Правда, как это будет на практике, читая дальше разъяснение можно понять, что в большинстве случаев вот такие противоправные цели будут подтверждать рядовые сотрудники правоохранительных органов оперативно-розыскными методами, причем одним из основных методов, в данном случае, будет рапорт оперуполномоченного. То есть любой оперуполномоченный, который посчитает, что есть какая-то информация, свидетельствующая о возможном совершении такого противоправного деяния, которое, возможно, будет совершено, как вот ему показалось, и он поэтому пишет рапорт своему начальнику. А дальше уже все зависит от того, насколько у начальника будет необходимого времени и желания разобраться во всем этом, доверяет ли он своим оперуполномоченным или не доверяет.

- То есть на самом деле решение переходит на уровень рядового оперуполномоченного, который может таким вот образом определенную карту блокировать. Это даже не следователь, это даже не руководитель.
Согласитесь, что где гарантии того, что обычный оперуполномоченный не будет использовать эту дубинку в каких-то других целях?

- Нас продолжают убеждать создатели законопроекта, что они от возможных злоупотреблений предприняли все возможные меры. Например, главный критерий противоправного денежного перевода – это возможный вред, вероятность наступления общественно опасных последствий и противоправных деяний. То есть опять же возвращаемся к тому, что вот этот гипотетически возможный вред при написании рапорта должен будет оценить рядовой участковый.

Ждите, возможно извинятся…

Каким образом он это будет делать, нам остается только догадываться, если вред будет существенный и будет непосредственно влиять на безопасность государства и общества, то ситуация будет рассматриваться как не терпящая отлагательства.

А если вред после этого не наступит, самое что интересное, в законопроекте нет никакой ответственности, если по результатам этой блокировки окажется, что ну немножко обознались. Вот здесь граждане получают проблемы, возможно и какие-то извинения. Да, но им никто не компенсирует вот это неудобство, когда они 10 дней не могли распоряжаться картой.
А поскольку у нас сейчас нация, в основном привыкшая к электронным деньгам и картам, то могут возникнуть ситуации нехорошие.

- Например, кто-то пошел в аптеку покупать для больного родственника лекарство, не позволяющее отлагательств, а у него заблокирована карта, наличных денег никаких нет. Он 10 дней со всем этим разбирается. А за это время здоровье родственника может существенно ухудшитья, он даже умереть может. Хлеб купить, молоко детям и прочее-прочее. То есть опять же возникают вопросы.

- Вы спрашиваете, к чему могут привести такие вот меры? То есть граждане, зная об этом, будут вынуждены какие-то суммы в наличных деньгах уже держать у себя. Причем в зависимости от того, насколько богатая у них фантазия и срочные нужды, эти суммы могут быть от маленьких до очень больших.
То есть все то снижение криминогенного фона, которое дали карты и отсутствие наличных денег в карманах, отсутствие денег в наших домах, оно может и уйти. То есть, зная, что теперь граждане хранят деньги дома, что они этими деньгами намереваются пользоваться, вполне возможно, что разного рода преступные группировки опять захотят вернуться к тому, что у нас было, когда у людей было много наличных денег.

Как обойти законы?

Возможно, что люди накануне митинга просто будут снимать деньги с карты, и эта предпринимаемая мера окажется бесполезной.

Она никоим образом, вот с теми, с кем она призвана бороться, бороться не сможет, но она вполне сможет создать кучу трудностей обычным людям, которые ко всему этому совершенно не причастны.

- А если у людей, допустим, вообще заблокировали карту по ошибке?

- У нас не следует забывать, что часто бывают серьезные ошибки, причем не только на стадиях предварительного расследования, у нас иногда через много лет выясняется, что, в общем-то, признали убийцей совсем не того. Слава Богу, что сейчас смертной казни нет в стране.

Кроме того, проект предусматривает возможность дальнейшего приостановления действия карты, после десятидневного срока, только на основании судебного решения. Вот здесь авторы вспомнили наконец-то про Конституцию, и через 10 дней они решили, можно сделать реверанс в ее сторону.

Но опять же, это все очень легко обходится. После 10 дней, на один день разблокировали вашу карту, а затем заблокировали снова на 10 дней. И таким образом с перерывом в один день можно опять же продолжать блокировать ваш счет практически до бесконечности. И какого-то вот такого механизма, защищающего от последующих блокировок, пока в законопроекте мы не видим.

Следующий момент, который тут предусмотрен, это доведение информации о блокировке, произведенной Росфинмониторингом в электронном виде, до банков. Это я об электронной связи правоохранительных органов и банков. С одной стороны, это хорошо. Хорошо, что его налаживают, и говорят о том, что механизм этот аналогичен действию правового механизма о доведении до кредитных организаций перечня террористов.

Таким образом, у нас сейчас появляется какой-то еще один параллельный перечень, уже просто граждан, которым будут блокировать карты и счета, теперь уже по предлагаемому законопроекту. Анализируя практику применения 115-ФЗ, о противодействии терроризму и отмыванию преступных доходов, что мы в итоге видим? Что заблокировано много миллиардов рублей на счетах предпринимателей. И они, вместо того чтобы производить для общества что-то полезное, бегают по банкам, по Росфинмониторингу, занимаются разблокировкой своих средств. А вот сколько в результате всех этих мер было выявлено реальных террористов, сколько у нас приговоров, вот именно по перечислению денежных средств современным бомбистам? Согласитесь, что приговоров громких вот что-то и не вспомнить, чтобы они широко освещались в федеральной прессе, либо каких-то террористов выявляют вот по другим каналам.

И там, где общество могло бы не тратить ненужную энергию, идя вперед, оно у нас вперед не шагает. Один из, кажется, зарубежных экспертов как-то сказал, что у вас ребята не Илон Маск, не Ричард Брэнсон, они бы не полетели в космос. Потому что их в начале бизнеса уже обязательно посадили бы за финансовые махинации.

Опять нам предложили этот жреческий старый подход, что во имя вашей безопасности мы увеличим ваши затраты, ваши расходы и в конечном итоге - неудобства вашей жизни….

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram