Вопрос, прививаться или нет, однозначно решён для значительной части жителей Иркутской области. Региональный Роспотребнадзор выпустил распоряжение, согласно которому обязательной вакцинация стала для представителей 15 групп населения — это бюджетники, работники промышленных предприятий и сферы услуг, студенты и другие. Больше всего вопросов возникло в связи с тем, что в этот перечень вошли и люди старше 60 лет. Ответ на главный из них — кто и как будет обеспечивать для пожилых граждан прививочную принудиловку, пока не даёт никто.
Сообщения о том, что принудительная вакцинация станет реальностью и для жителей Иркутской области, появились поздно вечером в пятницу, 15 октября. В этот же день, ещё с утра, были актуальны новости о том, что наш регион остаётся в числе всего лишь девяти российских территорий, где не введены ни обязательные прививки, ни QR-коды для доступа в различные учреждения. Что называется — видимо, кто-то сглазил, не иначе.
«Сибирская вольница» разбилась о пятистраничный документ, подписанный врио главного санитарного врача по Иркутской области Михаилом Лужновым.
«Эпидемическая ситуация по новой коронавирусной инфекции в области расценивается как неблагополучная. Темп прироста заболеваемости более чем в шесть раз превысил уровень предыдущей недели. При анализе заболеваемости установлено, что чаще болеют люди трудоспособного возраста. Удельный вес в структуре заболевших — 68,9% — составили лица в возрасте от 18 до 65 лет; 13,4% — дети до 18 лет; 17,7% — лица старше 65 лет. При этом, по данным министерства здравоохранения Иркутской области, охват иммунизацией против COVID-19 профессиональных групп повышенного риска инфицирования остаётся низким. Законченный курс иммунизации против COVID-19 имеют только 19,5% государственных и муниципальных служащих, 29,4% работников сферы услуг, 41% — транспортных предприятий, 44% работников образовательных организаций», — со ссылкой на выверенные данные сообщается в документе.
В списке людей, подлежащих обязательному вакцинированию, может найти себя почти любой житель области. Это работники медицинских, образовательных организаций, организаций социального обслуживания и многофункциональных центров, государственные гражданские и муниципальные служащие, студенты старше 18 лет, работники общепита, торговли, туристической отрасли, промышленности и транспортных организаций, сферы бытового обслуживания и услуг, ЖКХ, энергетики, а также волонтёры, лица, работающие вахтовым методом, и граждане старше 60 лет.
Завершается документ различными рекомендациями и предписаниями в адрес органов власти разного уровня и руководителей предприятий, которые и будут следить за тем, чтобы к 25 декабря было полностью привито не менее 80% людей в каждой из перечисленных групп.
Понятно, что спущенный таким образом план вакцинации по большей части будет выполнен за счёт работающих граждан, с применением непубличного, но крайне эффективного инструмента давления: прививайся — или увольняйся. Но неясным остаётся то, как и с помощью чего будут давить на пенсионеров. Перекроют им вход в аптеки и в общественный транспорт? Будут требовать справку при любом обращении в официальные структуры?
Прецеденты в стране есть: в этом году Мосгорсуд отказался удовлетворить иск 65-летнего Юрия Качана, который пытался обжаловать решение московских властей заблокировать его льготную проездную карту. В московской мэрии до этого обещали активировать льготные проездные гражданам старше 65 лет только после прохождения вакцинации от COVID-19.
Чем станут кошмарить иркутских пенсионеров и будут ли этим заниматься вообще, представители органов власти не комментируют. Пресс-секретарь регионального Роспотребнадзора Светлана Каурова сообщила лишь о том, что для жителей области старше 60 лет предполагается усилить агитационно-разъяснительную работу. Как именно агитировать и что конкретно разъяснять — остаётся на усмотрение местных органов власти.