> Последствия «космического кино» - Аргументы Недели

//Общество 13+

Последствия «космического кино»

№  () от 19 октября 2021 [«Аргументы Недели », Андрей Угланов ]

Фото: ТАСС, киноэкипаж

Несколько дней назад после работы на МКС вернулся на Землю экипаж в составе профессионального космонавта Олега Новицкого и «киношников» Юлии Пересильд и Клима Шипенко. Впервые за пару-тройку десятилетий о космосе в СМИ говорили так, как на заре советской космонавтики. На той самой заре, когда на ТВ Советского Союза стабильно работала только Первая программа. Вторая долго была вспомогательной. Так что про космические свершения говорила только «та самая Первая программа».

Возможно, по причине того, что всё советское сегодня в моде, полёт «киногруппы» на МКС тоже освещала лишь Первая программа, которая называется сегодня Первый канал. Другие – десятки крупных и мелких телеканалов этот во всех смыслах заметный для всего мира полёт тихо игнорировали. Либо упоминали сквозь зубы на фоне новостей об отравлении ядовитой водкой наших граждан или премудростях погоды. Иными словами – всем российским телеканалам кроме одного полёт в космос двух российских граждан, готовых развлекать население страны с настоящим риском для жизни, показался пустяком. А причиной этому является желание отвлечь зрителей от того, что делают другие. Это похоже на войны телеканалов, когда их конкуренция вызывает недоумение. Взять хотя бы мартовскую премьеру на Первом телеканале сериала Юрия Мороза «Угрюм-река» по роману Вячеслава Шишкова. Разлучницу Анфису там, кстати, играла та самая новоиспечённая космонавтка Юлия Пересильд. Явно чтобы вставить Первому хоть какую-то «шпильку», в это же время на «России‑1» крутили криминальный сериал с дочерью режиссёра новой «Угрюм-реки» Дарьей Мороз.

Примеров таких множество. Многие телешоу Первого и «России-1» просто дублируют друг друга. То ли фантазии не хватает, то ли руководят ими люди с абсолютно одинаковыми мозгами.

Но в случае с космическим кино вмешались некие высшие силы. Представляла их госкорпорация «Роскосмос». А поскольку переплюнуть план Эрнста – Рогозина оказалось никому не под силу, началось массовое «набрасывание дерьма на вентилятор». В сторону как Первого канала, так и «Роскосмоса». Главный укор – пустили на ветер почти 150 млн долларов, или больше 10 млрд рублей. Плюс то, что уже никогда не дождётся своей очереди полететь в космос космонавт Андрей Бабкин. К полёту он готовился всю жизнь. И это на самом деле человеческая трагедия.

А что если посмотреть на эту историю другими глазами? Давайте спросим всех, кто находится рядом с нами, – имена каких космонавтов, побывавших в космосе последние 15–20 лет мы знаем? Чем они занимаются на МКС, включая астронавтов США и других стран? Абсолютное большинство людей этого не знают. Говорят о неких экспериментах. Если в СССР хотя бы сообщали об опытах на орбите с мушками дрозофилами и проращиванием зёрен пшеницы, то сегодня – это тайна. Но какая может быть тайна, если экипажи всех МКС – интернациональные.

Из того, что известно, – постоянные поиски дыры, из которой травит воздух, и наблюдения поверхности Земли. Или постоянно выходящие из строя туалеты в американском сегменте МКС. Единственное доступное пониманию необходимости происходящего – изучение поведения человеческого организма в условиях невесомости и повышенной радиации. Не отсюда ли постоянное желание «Роскосмоса» привлечь внимание населения страны к космосу нестандартными способами – типа отправки на МКС робота Фёдора?

Но этим же занимается и знаменитый Илон Маск. Он почти догнал нас в технологиях строительства и запуска космических аппаратов, что мы умеем прекрасно делать уже больше полувека. Это едва ли могло возбудить кого-то в США до поросячьего восторга. Вот и пришлось привлекать внимание к своим делам красивым пиаром. Типа запуска на орбиту вокруг Солнца корабля с манекеном в электрокаре «Тесла» на носу. Или скафандрами астронавтов на Crew Dragon в стилистике космической саги Джорджа Лукаса «Звёздные войны».

Так что деньги деньгами, даже если речь о десяти миллиардах. Корабли с космонавтами всё равно эти деньги освоили бы. С каким смыслом, нам неведомо. После этого был бы ещё один запуск, второй, двадцатый… Возможно, поддерживать МКС «на плаву» необходимо, чтобы иметь точку опоры на орбите к тому времени, когда у нас появятся космические буксиры с ядерными двигателями, сформируется промежуточная станция для полётов и колонизации Луны. Но что делать с существующим заделом и задачей сохранения компетенции строительства космической техники? С тысячами инженеров, агрегатных заводов, НИИ космического материаловедения и многим другим?

Неожиданный ответ дал так называемый «проект» Первого телеканала и «Роскосмоса». О космосе заговорили. Мы хотя бы запомнили имена как минимум трёх космонавтов: одного настоящего – Олега Новицкого и двух «новоиспечённых» – Юлии Пересильд и Клима Шипенко. Отныне будем следить и за остальными.

Судьба «новоиспечённых» абсолютно предсказуема. Они уже стали «вирусами», проникшими в сознание миллионов людей. Заставили нас вспомнить, что космос – это героизм, это опасность, это слава быть первыми. И если первооткрыватели Марса и Венеры только готовятся к своей миссии, то имена первооткрывателей космического кино уже известны. После них тысячи новых авантюристов уже лихорадочно думают – как им попасть на орбиту и главное – зачем?



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте