Что поможет нарастить темпы строительства социальных объектов? А ускоряться нужно. Вдумайтесь только в одну цифру: порядка 15 тысяч учащихся в Иркутском районе — на подвозе, то есть их доставляют на учёбу школьные автобусы, потому что учебных заведений поблизости не хватает. В итоге минут по сорок дети вынуждены тратить на дорогу в школу и обратно. А директорам приходится выполнять функции сродни работе руководителей автобаз и автосервисов. Нормально? И в столице Иркутской области ситуация не легче — школы тоже работают в режиме перегрузки. Проблема оказалась в центре дискуссии на очередном заседании общественного совета при Законодательном Собрании Приангарья. Перспективы перехода школ на односменный режим обсуждали 12 октября.
Открывая заседание общественного совета, его председатель Алексей Соболь подчеркнул, что с ситуацией в школах региона депутаты и общественники знакомы не понаслышке. Из недавних рабочих визитов: буквально накануне посетили школы в Иркутске и Иркутском районе, побеседовали с директорами, встретились с главами территорий.
В посёлке Молодёжном новую школу открыли относительно недавно — в 2018 году, по федеральной целевой программе «Большая перемена». Это одно из самых современных учебных заведений в области. Но и оно уже перегружено: школа может работать в одну смену при загрузке в 1275 учеников, но сейчас реальное количество обучающихся — 2164. Также, по оценкам районной администрации, есть острая потребность в новых школах в селе Оёк, в микрорайонах Берёзовом (Маркова) и Западном (Хомутово).
Иркутский район, наряду с областным центром, привлекательная для миграции территория, поэтому не удивительно, что здесь растёт число жителей, часто за счёт молодых семей с детьми. В итоге совсем не редкость, что образовательный процесс организован в две смены, а то и с подсменком. Вместе с тем по замыслу правительства РФ, напомним, к 2025 году все школы должны перейти на работу в одну смену. Насколько это реально?
Председатель Законодательного Собрания Иркутской области Александр Ведерников считает, что для перехода образовательных учреждений на односменный режим работы потребуются свежие решения: «Мы не сможем выполнить эту задачу, если будем решать проблему нехватки мест прежними методами. В некоторых населённых пунктах региона сейчас ситуация близка к коллапсу. Надо искать нестандартные решения, задействовать разные механизмы».
— Безусловно, самой актуальной остаётся задача привлечения федеральных средств на строительство детских садов и школ в Иркутской области. И мы рассчитываем на содействие депутатов, представляющих регион в Государственной думе, — заявил спикер областного парламента на заседании общественного совета. — Но также параллельно нужно изучить лучшие практики привлечения частных инвестиций в строительство социальных объектов. Возможны концессионные схемы, но при этом важно аккуратно подходить к подсчёту финансовых моделей — чтобы не сформировать чрезмерную долговую нагрузку на бюджет региона. Кроме того, можно посмотреть на идею целевых облигационных займов. Возможно, это будет более эффективный и более дешёвый механизм привлечения средств. Эта практика уже применяется в Челябинской области, которая стала первопроходцем в этом направлении. Такой опыт нужно посмотреть и, возможно, применить в нашем регионе. Если схема будет успешно опробована на школах как приоритетной задаче, то затем она может быть перенесена и на другие важные социальные объекты».
Мысль о том, что школы сегодня очевидный приоритет, цифрами подкрепил министр образования Иркутской области Максим Парфёнов. Он рассказал, что в Иркутской области работают 884 общеобразовательные организации, в которых учатся 341 270 детей. Из них 262 школы и 72,5 тыс. детей учатся во вторую смену. Второй смены нет только в четырёх муниципальных образованиях — Мамско-Чуйском, Катангском и Усть-Илимском районах, а также в городе Усть-Илимске. Наибольшая доля школьников, обучающихся во вторую смену, в двух муниципальных образованиях — речь о городе Иркутске (во вторую смену занимается 41% всех школьников) и Иркутском районе (38%). Именно эти территории требуют пристального внимания со стороны областного министерства образования и минстроя для выправления ситуации.
Министр проинформировал членов общественного совета о мероприятиях, которые проводятся в региональной системе образования для снижения нагрузки на школы.
В настоящее время ведётся строительство 19 зданий общеобразовательных организаций на 9086 мест. Иркутская область подала заявки на федеральную субсидию на 3 пристроя к школам в Иркутске. Также подготовлены заявки на строительство школ в рамках концессионных соглашений с вводом в 2023-м и 2024 году. Строительство двух школ в Иркутске вошло в нацпроект.
По словам министра, стратегия такова: надо задействовать областные средства на ликвидацию аварийных зданий школ в других муниципальных образованиях, в то время как в Иркутске и Иркутском районе строить большие школы с привлечением федеральных средств. Препятствием для строительства новых зданий в Иркутске при этом является нехватка земельных участков, поэтому министерство идёт по пути возведения пристроев и новых корпусов уже действующих школ. Ещё один способ оптимизировать учебный процесс — организовывать начальные школы в небольших действующих зданиях, а основные средние школы размещать в отдельных зданиях. Кроме того, чтобы разгрузить муниципальные образовательные учреждения, предлагается подключить систему профессионального образования, учреждения которых могут получить лицензию на реализацию общеобразовательных программ.
От лица муниципалитетов, где проблема со школами стоит особенно остро, перед участниками общественного совета выступили заместитель мэра — председатель комитета по социальной политике и культуре администрации города Иркутска Виталий Барышников и начальник управления образования администрации Иркутского района Роман Зарипов. Они подтвердили общую мысль: чтобы школьники могли учиться в комфортных условиях, а учителя — работать в удобном графике, нужно строить, строить и строить.
Так, Иркутскому району, по-хорошему, нужно 17 новых школ, если по минимальной планке — хотя бы 5–6 в ближайшей перспективе. Точнее, «ещё вчера». Сейчас в школах обучается на 6,7 тыс. детей больше, чем положено по СанПиНам. При этом не хватает 36 автобусов для организации подвоза детей. В Иркутске дефицит мест составляет 24,5 тыс., при этом также не хватает около 1000 учителей, чтобы обеспечить хотя бы средний по России коэффициент совмещения — 1,35.
При обсуждении ситуации в образовании обойти вниманием кадровую проблему, конечно, невозможно. Председатель Иркутского профобъединения Александр Коротких ещё раз сделал акцент: при переходе на односменную работу школам потребуется больше педагогов. В то же время заработная плата учителей не должна снижаться.
Депутат Олег Попов поинтересовался, будут ли новые школы востребованы в период «демографической ямы», ведь в последние годы фиксируется снижение рождаемости в регионе. Однако специалисты в сфере образования не сомневаются, что современные учреждения не будут простаивать. Максим Парфёнов ответил, что с учётом общего числа недостающих мест такая проблема в ближайшие годы неактуальна. Да, на протяжении трёх лет снижается число воспитанников детских садов, и в 2021 году впервые отмечается снижение численности первоклассников, ориентировочно на 400–500 человек. Но общая численность школьников в регионе по-прежнему растёт: выпускников-старшеклассников всё равно меньше, чем первоклашек, которых школы принимают каждое 1 сентября. Но, даже при самом пессимистичном сценарии прироста школьников, вдруг высвободившиеся школьные площади как минимум всегда можно задействовать под занятия в рамках программ дополнительного образования; пока, при нынешней загруженности школьных кабинетов и педагогов, организовать работу кружков и секций удаётся далеко не везде.
С вопросами на общественном совете к чиновникам сферы образования обратились депутаты, представляющие отдалённые и северные территории. Там своя специфика. В частности, председатель комиссии по регламенту, депутатской этике, информационной политике и связям со СМИ Ольга Безродных спросила, планируется ли возродить интернаты при школах. Дело в том, что ученикам из отдалённых населённых пунктов, где сегодня в малокомплектных школах острая нехватка педагогов, возможно, есть смысл дать возможность проживания рядом с местом учёбы. Глава минобра выразил готовность рассмотреть и такой вариант, однако Максим Парфёнов высказался за максимальное сохранение малокомплектных школ. В этом его позицию поддержала председатель комитета по социально-культурному законодательству Ирина Синцова.
Заместитель председателя по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству Георгий Любенков поинтересовался, какова стратегия министерства в отношении муниципальных образований, где нет такой острой проблемы, как в Иркутске и Иркутском районе, но вторая смена в отдельных школах есть — например, в Братске. По мнению министра, школы должны организовывать учебный процесс в комфортной для себя форме. При этом в большинстве школ есть возможность избежать второй смены, если составить соответствующим образом расписание.
Затронули во время дискуссии тему пятидневной учебной недели (или всё-таки шестидневки?). Виталий Барышников прокомментировал: «Сегодня родители, выступающие за введение пятидневной учебной недели, исходят из собственных представлений об учебном процессе, а не из интересов ребёнка. Я не уверен, что показатель качества обучения будет выше, чем при шестидневной программе обучения. Предлагаю дождаться конца года и посмотреть на итоги эксперимента с введением пятидневной рабочей недели в школе №19 Иркутска. Оснований для пятидневки пока нет, кроме нежелания родителей собирать ребёнка в школу в субботу. Тем более что практически вся начальная школа и так учится пять дней в неделю. Решение об этом принимают индивидуально в каждой школе. Например, в гимназии №2 это с первого по седьмой класс. Это нормально — более старшие дети должны работать больше».
В итоге общественный совет при ЗС Приангарья все свои обсуждения, в том числе и по новым инструментам, способным снизить дефицит мест в школах, оформили в соответствующие рекомендации. Что касается вопроса с кадрами, то спикер ЗС Александр Ведерников сообщил о намерении депутатов посетить Иркутский региональный колледж педагогического образования, чтобы оценить условия подготовки будущих учителей и меры по стимулированию их трудоустройства в школы.
Также на нынешнем заседании совета участники вернулись к теме, которая обсуждалась на этой площадке в августе. «АН» тоже освещали проблематику (выпуск №776/32 от 18 августа 2021 года). С участием депутатов состоялась толковая дискуссия о реалиях и будущем санаторно-курортной отрасли, что в контексте постковидной реабилитации приобретает особую значимость. Парламент, общественность и инициативные предприниматели рассчитывают, что озвученные на совете предложения найдут продолжение в работе исполнительной и законодательной власти региона. Для эффективного взаимодействия по этим вопросам и идеям было предложено создать рабочую группу с участием всех заинтересованных и ответственных сторон. Это предложение областные парламентарии одобрили единогласно.