В конце сентября малоизвестный телеграм-канал «Агентство новостей политики» сделал информационный вброс о принятии в ближайшее время новой Госдумой дорожной карты по реформированию системы муниципальной власти. Законодательной основой для этого послужит Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», по которому публичная власть стала относиться к федеральному ведению.
Назад в земское будущее
Муниципальные органы власти якобы укрупнят и передадут им дополнительные полномочия, подкрепленные финансовыми ресурсами. В итоге муниципальные образования, перенимая опыт Российский империи, станут модернизированными земствами. На большей части страны будет утвержден единый порядок избрания глав муниципальных образований, включая мэров городов и глав муниципальных районов.
Основные цели муниципальной реформы – серьезная экономия бюджетных средств вследствие сокращения значительного количества депутатов и единая система управления законодательной власти, подотчетная федеральному центру.
Завершить реформирование законодательства (исполнение дорожной карты) планируется в конце 2022 года.
Как утверждает ряд экспертов, после реформирования законодательства страну ждут всеобщие досрочные муниципальные выборы по новым правилам. Если дорожная карта будет исполнена в срок, то они могут состояться в конце 2022 года, но с поправками на наши реалии, скорее всего, в 2023 году.
Я тут было пошутил недавно в соцсетях, что если сегодня федеральный центр переводит недовольство глубинного народа с себя на губернаторов, то по логике они должны перевести стрелки на муниципалов. В ответ мне иронично заметили, что муниципалитеты нынче такие убогие, что грех на них стрелки переводить. Вот, к примеру, недавняя прямая линия с губернатором показала, что на местах без его поручения ни дерево сухое спилить невозможно, ни столб скособоченный приподнять.
Понимая это, в административных верхах созрела мысль – а не приподнять ли нам падающее местное самоуправление. Сначала было запущено обновление партийной системы, которое с горем пополам реализовалось в появление «Новых людей». Теперь настала очередь массового обновления самой близкой к народу власти, представляющей нынче в основном засилье не стремящихся к развитию своих территорий «местечковых феодалов». Для повышения значимости местной власти планируется дальнейшее укрупнение муниципальных образований путем объединения нескольких районов, наделение новыми полномочиями с соответствующим увеличением бюджета. Ну и демократии можно немного подсыпать в виде всенародного трехдневного электронного голосования за муниципальных вожаков. Еще одна цель реформы – очистить муниципалитеты от «местечковых феодалов», считающих их своей семейной и клановой собственностью.
В идеале перед президентскими выборами 2024 года на местах должна быть создана модернизированная, обновленная в кадровом составе муниципальная власть, способная самостоятельно «спилить сухое дерево» и не создавать проблем губернатору. Естественно, что на подобные вопросы он тогда ответит, – обращайтесь к своему главе, все условия ему теперь созданы.
Первые шаги в этом направлении уже делаются, в том числе и у нас в регионе, правда, пока в искаженном понимании. Вот федералы сначала делегировали антиковидные полномочия в комплекте с ответственностью губернаторам. А те начинают сваливать свою ответственность за непопулярные решения еще ниже – на муниципалитеты. У нас, например, губернатор Глеб Никитин внес изменения в свой указ «О введении режима повышенной готовности», вступающие в действие 6 октября 2021 года. В частности, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки, по предложениям оперативных штабов муниципальных образований органы местного самоуправления Нижегородской области принимают решения о переводе на дистанционное обучение учащихся с 6-го по 8-й и 10-х классов. Такие же решения возможны по режиму работы в организациях дополнительного образования. Решение может быть принято как в целом в отношении муниципального образования, так и в отношении отдельных организаций.
«В прошлом году в период подъема заболеваемости в режиме дистанционного обучения работали школы всего региона. Сейчас у нас есть возможность подходить к проблеме более гибко. Муниципалитеты смогут сами принимать решения в зависимости от уровня заболеваемости», – прокомментировал свое решение Глеб Никитин.
Нетрудно догадаться, куда теперь сместится поток негативных обращений жителей при переходе школьников на дистант.
Задачка со многими неизвестными
Мысли на самом верху о муниципальной реформе хорошие, идеи правильные, только вот по силам ли их нынче в регионах реализовать, к примеру, в нашей Нижегородской губернии. Задачка-то будет значительно сложнее, чем обеспечить нужные результаты на региональных и федеральных выборах. Местные «феодалы» свои оставшиеся кормушки без боя не сдадут. Скрытое противостояние местных элит и присланных из областного центра глав наблюдается уже сегодня. Взять тот же Дзержинск или Балахну.
Казалось бы, на прошедших сентябрьских выборах ряд глав-«варягов» уверенно справились с поставленными задачами. Но тому же Андрею Черткову будет гораздо сложнее организовать нужный результат при объединении городской и районной власти и значительной выкорчевке замшелых местных элит. Да возьмут еще и Дальнеконстантиновский район к Кстову прирежут со своими интересами. Александру Щелокову в Арзамасе с его разновекторными элитными интересами и перспективами присоединения одноименного района с парочкой соседних тоже мало не покажется. У регионального министерства внутренней политики уже силенок не хватит, чтобы одновременно вручную разруливать массовые местные конфликты.
Не надо забывать, что у нас в 2023 году должны пройти губернаторские выборы, которые дополнительно к муниципальной породят еще и региональную политическую турбулентность. После недавнего кейса тамбовского губернатора Никитина никто из руководителей регионов не застрахован от досрочного отрешения от должности. Поэтому не надо обольщаться мнимым правящим единством в нынешнем Законодательном собрании. Уже сейчас в нем четко просматривается деление на «никитинских», «люлинских» и «антоновских». Не надо забывать и «сорокинских», которые благоразумно ушли из публичного поля. И при малейшем изменении дуновения высочайшего ветра эти группировки придут в движение. Правда, и сейчас подковерная возня между ними продолжается, иногда вылезая наружу в виде сливов в помойные телеграм-каналы. Региональные элиты без особого восторга наблюдают, как самые вкусные контракты уходят к «варягам». После освоенных юбилейных объектов на очереди у них агломерации, кампусы, мосты и прочие миллиардные проекты. «Знатным аборигенам», переведенным на «кормление» по остаточному принципу, остается только бессильно шептаться по темным углам, интриговать друг против друга и уповать на то, что за их приезжими «разорителями» в скором времени придут федеральные силовики. Последние события показывают, что и наверху «неприкасаемых» становится все меньше. Так что чем черт не шутит.
Прошедшие в сентябре местные выборы в ряде муниципалитетов тоже проявили лишний раз конфликты местных интересов. В Выксе полностью отжали от местной власти Антона Анисимова – сына бывшего депутата Законодательного собрания Валерия Анисимова. Впрочем, как и его самого – от власти региональной. Скорее всего, из-за этого в отместку пролетел мимо регионального депутатского мандата согласованный наверху исполнительный директор кулебакского «Русполимета» Максим Клочай.
А вот Екатерине Козерадской – дочери Анатолия Козерадского повезло больше, ей препятствий в избрании местным депутатом никто не чинил.
Местные выборы проходили также в Семеновском округе – вотчине Олега Сорокина. Там в качестве местного депутата всплыл сын известного ложкаря Дениса Лабузы Иван. Там же переплетаются интересы Элады Нагорной и Романа Антонова. Непростое для «кормления» местечко, и рулить им губернатор поставит, скорее всего, серьезного человека со стороны.
Как видим, местная власть в немалой степени – дело семейное. И вот с запуском муниципальной реформы в одночасье ситуация с представителями известных фамилий в глубинке вполне может поменяться. Такие наступают времена.
Кадры опять решают всё
Правда, пока непонятен механизм кардинального обновления муниципальных кадров. Ячейки реального гражданского общества в глубинке практически везде зачищены. Квалифицированных «варягов» для заполнения ключевых позиций в местных администрациях на всех не хватит. Кто будет проводить чистки органов управления на местах от представителей коррумпированных «знатных» семей и кланов? В итоге все может ограничиться заменой представителей одних семей и кланов на других, конкурирующих, естественно, при назначении смотрящих над ними посланцев губернатора. Подобные назначения вовсю делаются уже сейчас, но серьезных результатов пока не дают.
Предстоит создать действенные инструменты для выявления и продвижения новых лиц на местном уровне с прицелом на сотрудников провластных некоммерческих организаций, худо-бедно компетентных в муниципальном управлении гражданских активистов и волонтеров. Почему бы, к примеру, не послать замом по социалке в Тонкино небезызвестную Машу Самоделкину с ее стопкой разнообразных дипломов о высшем образовании, с дальнейшим прицелом на местного главу. Если поскрести по региональным общественным сусекам, можно еще на пяток-другой районов перспективных общественников найти.
В какой-то мере могут помочь кадрами крупные предприятия с менеджментом федерального и международного уровня на территории муниципалитетов, хотя у них самих с грамотными управленцами ситуация непростая.
Есть смысл возвратиться к раздаче «деревенек» представителям парламентских партий. Вот отдали элдэпээровцу Михаилу Шатилову Приокский район, и небеса не обрушились. И от «единоросса» его сегодня практически не отличишь. В свое время рулил Ковернинским районом представитель ЛДПР Сергей Бровкин, Канавинским – «единоросс-коммунист» Николай Сатаев. Сегодня вполне заслужила свою «деревеньку» Татьяна Гриневич. Пусть на деле порадеет за народные интересы в нижегородской глубинке. А там, глядишь, и однопартиец Захар Прилепин на помощь подоспеет в качестве нового губернатора. Не зря же он объявил о своих притязаниях на нашу губернию и записался на соответствующие курсы.
Тем не менее, несмотря на все эти проблемы, в нашей губернии велосипед по наполнению муниципалитетов новыми кадрами изобретать не надо. У нас такой велосипед уже есть – в виде корпоративного университета и «Команды 52». Остается приблизить эти проекты «к земле» и наполнить новым содержанием, соответствующим целям и задачам предстоящей муниципальной реформы. И уже сейчас начинать создавать список потенциальных участников обучения, реальный резерв молодых перспективных муниципальных управленцев. А еще лучше на этой имеющейся базе разработать пилотный проект целевой программы массового кадрового обновления системы местного самоуправления в регионе. При соответствующем лоббировании такая инициатива найдет отклик и поддержку на самом высоком федеральном уровне.
Ну а успешная реализация такой программы и губернатору головной боли убавит, и население взбодрит, вселит хоть какую-то надежду на возрождение реального местного самоуправления в виде «Земства 2.0»