К 2025 году в Казахстане планируют полностью перейти с кириллицы на латиницу
№ () от 12 октября 2021 [«Аргументы Недели », Андрей Угланов ]
На фоне полёта в космос актрис и окончания строительства газовой трубы по дну Балтийского моря, о чём говорят абсолютно все, произошло тихое и не замеченное никем событие. Оно ещё больше сводит на нет влияние Российской Федерации на территориях бывшего Советского Союза. Только что парламент Казахстана решил перевести все вывески, меню в ресторанах, указатели на улицах и документы только на казахский язык. И не просто на казахский, а на латиницу. Кириллические надписи на русском будут оставлять лишь при необходимости. При какой такой необходимости – не сказано.
Законопроект уже прошёл второе чтение. Так что процесс дерусификации, старт которому ещё в 2008 г. дал большой друг России Нурсултан Назарбаев, вступает в решающую фазу. К 2025 г. Казахстан должен полностью перейти с кириллицы на латиницу. Так что влияние Турции в республиках Средней Азии оказалось намного сильнее влияния России. Нам эти республики отвели почётную роль защищать их режимы от пока ещё запрещённых в России талибов и боевиков ИГИЛ (Организация, запрещённая в России).
Начали об этом говорить в Казахстане в 2008 году. Через девять лет, в 2017 г., президент Назарбаев запустил этот процесс официально.
Напомню, что создать единый тюркский алфавит на латинице ещё в 90-е годы прошлого века предлагала Турция, озабоченная созданием военно-политического объединения Туран. Сразу сделать это не получилось, но мечта турецких властей всё же воплотилась в реальность со временем. Узбекистан, Туркмения и Азербайджан уже перешли с кириллицы на латиницу. И вот дошла очередь до Казахстана. Назарбаев и его наследник Касым-Жомарт Кемелевич Токаев объясняют, что переход на латиницу – это очередной этап модернизации гуманитарной сферы. Мол, он поможет окончательно порвать с наследием советского строя. Верите ли вы в то, что именно это – единственная цель?
А чтобы было поменьше сомнений, вспомним, что казахские власти и главный смотрящий над ними президент Турции Эрдоган уже в конце минувшего лета ввели в Казахстане языковые патрули. Было принято решение выжигать русский язык огнём и мечом, хотя сделать это было и остаётся непросто. В жизни абсолютное большинство казахов – это люди абсолютно близкие нам с вами по менталитету. Почти все они продолжают свободно пользоваться русским языком вместо казахского.
Поправки в закон о языках в Республике Казахстан одобрили в феврале этого года в первом чтении, сейчас – во втором. В действующей редакции закона говорится, что вся визуальная информация должна быть изложена на государственном языке. Русский до последнего времени был в роли второго государственного. И проблем с этим не было.
И вдруг будто кто-то приказ отдал, и в августе казахские националисты принялись устраивать охоту на тех, кто говорил на русском, издеваться над ними, избивать под запись на камеру и выкладывать эти сюжеты в YouTube. Такого омерзения после издевательств над русскими на Украине мы не видели давно. И где?! В Казахстане, получившем в наследие от Советского Союза гигантские территории, обустроенные и ставшие пригодными к жизни только в советские времена. Чего стоит один Байконур!
В конце лета власти этой страны испугались мощного негативного резонанса, начавшегося прежде всего у нас в России, и на главного казахского русофоба Куата Ахметова завели уголовное дело по статье о разжигании социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни. Ахметов тут же сбежал на Украину и растворился в «свободном» воздухе Незалежной.
Реакция наших властей была, как всегда, сдержанной. В нашем МИДе заявили, что «...поддерживают позицию Казахстана о готовности пресекать любые проявления национализма на фоне данных о проведении в республике так называемых языковых рейдов». Даже не намекнули, что в любой момент могут защитить граждан, говорящих на русском языке! Неужели в Министерстве иностранных дел не знали, что даже президент Путин недавно высказался по этому поводу предельно конкретно. Напомним его слова: «При создании Советского Союза в договоре было прописано право выхода <республик>. А поскольку не была прописана процедура, то возникает вопрос – если та или иная республика вошла в состав Советского Союза, но получила в свой багаж огромное количество российских земель, традиционных российских исторических территорий, а потом вдруг решила выйти из состава этого Союза, то хотя бы тогда выходила бы с тем, с чем пришла, и не тащила бы с собой подарки от русского народа...»
Президент конкретен, а МИД всё вокруг да около.
В Казахстане после этого случился скандал. Тамошние политики закричали, что это у Казахстана при вхождении в Советский Союз отобрали целую Оренбургскую область! Это они пострадавшие!
Вдумайтесь только – у Казахстана! Отобрали область с традиционным казахским названием «Оренбургская»!
Только вот ведь какая штука – после революции 1917 года, во время Гражданской войны, когда Колчак давил большевиков от Сибири до Урала, казахи провели так называемый съезд киргизского народа – похоже, что тогда они назывались именно так. Казахи-киргизы внимательно смотрели, чья возьмёт – большевиков или Колчака? Склонялись, конечно, больше к большевикам. Они обещали нациям право на самоопределение. От Колчака таких подарков ждать было наивно. Он был явно не из числа тех, кто стал бы дробить территорию Российской империи, в которой Казахстана как административной единицы просто не существовало.
Не будем оспаривать дела столетней давности, это удел историков. Мы говорим о дне сегодняшнем, о русском языке.
Основным государственным языком в Казахстане является, разумеется, казахский. Но ещё в 1997 г. конституционный совет этой страны издал постановление, по которому оба языка – русский и казахский – используются в равной степени. Русский официально употреблялся наравне с казахским. И вот почему: русскоязычные граждане – это вторая по численности национальная группа в Казахстане. Русскоязычных там три с половиной миллиона. Это почти пятая часть населения. При этом на русском свободно говорит, по официальной статистике, примерно 85% граждан. А на самом деле все сто. В казахских вузах на русском обучается почти 40% студентов. Мало того! Русский использовался наравне с казахским даже на банкнотах! Но только до 2018 года.
Именно начиная с того самого года Назарбаев и занялся дерусификацией общества под предлогом декоммунизации. В результате в меджлис вошли националисты, призывающие признать голод 30-х годов прошлого века геноцидом казахского народа. Всё, как на Украине, под копирочку. В методичках пришлось только поменять «украинский» на «казахский». При этом, как и в Незалежной, никаких превентивных действий не последовало.
Дальше будет тоже как на Украине. Отказ от всего русского, изгнание с территории российских бизнеса, культуры и тому подобное.
На Украине за этим стояли не только националисты. Не зря в министерствах и даже в Службе безопасности там до сих пор работают консультанты США, Польши и ещё бог знает откуда. В Казахстане же отчётливо ощущается запах турецких помидоров, пахлавы и рахат-лукума.
А сейчас о том, откуда растут уши этой антироссийской истории. Сошлёмся на многочисленные исследования Академии геополитических проблем, публикации в прессе – например, в газете «Известия».
Влияние Турции в Центрально‑азиатском регионе очень велико. Устанавливать его стали ещё в начале 90-х годов прошлого века. В результате в этом регионе создаётся протурецкий взгляд на события, растёт влияние на политику. Турецкая идея фикс – создание огромного государства «Великий Туран», в которое бы вошли все бывшие среднеазиатские республики, включая российское Поволжье, – уже прочно засела в головах среднеазиатских президентов. Не исключено, что и у Нурсултана Назарбаева. Он, конечно, на пенсии, но реально в Казахстане без его одобрения до сих пор никто не посмеет даже чихнуть.
А что в финале? Через четыре года Казахстан перейдёт на латиницу. Таким образом, все страны бывшего среднеазиатского пространства Советского Союза станут едины с Турцией.
Спрашивается – а зачем нам это самое среднеазиатское пространство защищать от всяких внешних напастей, чем успешно занимался Советский Союз? И что будут делать через 50 лет новые правители России, когда вокруг нас не останется ни одного государства, где будут знать, что существует великий и могучий русский язык?