Экология Нижегородской области за три месяца не изменилась
№ () от 28 сентября 2021 [«Аргументы Недели Нижний Новгород», Валерий НОРСКИЙ ]
Общероссийская общественная организация «Зеленый патруль» опубликовала очередной «Национальный экологический рейтинг регионов», посвященный итогам прошедшего лета (полная версия документа имеется в распоряжении редакции «АН. Волга»). Данный рейтинг публикуется с 2008 г. по итогам каждого сезона года. Мы попросили наших экспертов прокомментировать результаты, достигнутые Нижегородской областью.
В качестве источников данных составители использовали официальные сообщения органов государственной и муниципальной власти, средства массовой информации, пресс-релизы хозяйствующих субъектов и общественных организаций, а также социальные сети и сообщения экоактивистов с мест. Таким образом, информационную базу исследования можно считать вполне репрезентативной.
Как мы провели это лето
Созданная «Зеленым патрулем» экспертная группа представляет собой своего рода суд присяжных, оценивающий события в трех основных областях: экосфера (природоохранный индекс), техносфера (промышленно-экологический индекс) и социальная сфера (социально-экологический индекс). То есть фактически рейтинг следует концепции ноосферы, сферы разума, академика Владимира Вернадского (1863–1945), области взаимодействия общества и природы. Вот как в общем и целом выглядят итоги лета-2021.
– Это было самое пожароопасное лето в истории наблюдений в России, – говорит руководитель «Зеленого патруля» Андрей Нагибин. – К сожалению, многие леса сгорели, особенно в Республике Саха (Якутия). Но не населенные пункты, слава богу. Люди, отдельные дома, безусловно, тоже пострадали от пожаров, но грамотные, широкомасштабные действия наших пожарных, добровольцев, ответственных лиц, государства уберегли страну от возможной катастрофы. Гибельных наводнений этим летом тоже не было. Нам удалось избежать таких многочисленных жертв и разрушений, какие впервые за сотню лет случились в Германии, в Центральной Европе.
Нижегородцы, прекрасно помнящие тревожное лето 2010 года, когда лесные пожары привели не только к материальным потерям, но и к человеческим жертвам, скорее всего, согласятся с этим мнением.
– Серьезный природный пожар произошел только на границе нашего региона и Республики Мордовия, – свидетельствует подполковник внутренней службы Виктор Шепелев. – Однако привлеченные из соседних регионов дополнительные силы и средства позволили достаточно быстро и весьма эффективно бороться с угрозой. Активно работала авиация – девять бортов Министерств по чрезвычайным ситуациям, обороны и Росгвардии. В итоге удалось не допустить перехода пожаров через границы населенных пунктов.
Впрочем, представители «Зеленого патруля» не склонны к излишнему оптимизму.
– С годами всем людям придется готовиться к еще более тяжелым ситуациям с природными катастрофическими явлениями: к лесным пожарам, наводнениям, тайфунам и ураганам быть готовыми к таянию вечной мерзлоты, длительным периодам засухи, экстремальным морозам и так далее, – подчеркивает Андрей Нагибин. – Причем в России изменения климата протекают «в 2,8 раза быстрее, чем во всем мире», как говорил президент РФ Владимир Путин.
Передовики и отстающие
По итогам лета десятка лидеров экологического рейтинга выглядит следующим образом: Москва, Тамбовская область, Белгородская область, Республика Алтай, Алтайский край, Курская область, Калужская область, Чеченская Республика. Из ближайших соседей нижегородского региона в топ-10 вошли Чувашская Республика и Костромская область. При этом Чечня и Костромская область вошли в число лидеров впервые за все время существования рейтинга.
– Это свидетельствует о несомненном улучшении ситуации в данных регионах, – уверена кандидат биологических наук Лариса Зыкова. – Обратим также внимание на то, что в передовиках – регионы, компактные по площади и с большой долей аграрного сектора в экономике – тот же Алтай или Тамбовщина.
А кто же замыкает список? В число регионов с неблагоприятной экологической обстановкой попали Еврейская автономная область, город федерального подчинения Севастополь, Республика Саха (Якутия), Приморский, Красноярский и Забайкальский края, Челябинская, Свердловская, Омская и Иркутская области.
– Все неблагополучные территории, за исключением крымского Севастополя, на этот раз расположились на Урале и за Уралом, – комментирует кандидат географических наук Маргарита Белых. – Вероятно, сыграли свою роль природные пожары, затронувшие многие из перечисленных субъектов федерации, а также высокий уровень промышленного развития, степень их индустриализации. Той же Челябинской области одного Магнитогорска с его металлургическими и цементно-огнеупорными производствами хватит, чтобы не попасть на хорошее место. Правда, в 2021 текущем году Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет. – «АН. Волга») отметила снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха в Магнитогорске, впервые зафиксировав «повышенный уровень», ранее отмечался «высокий» и «очень высокий». То есть резервы для улучшения ситуации у Челябинской области есть.
Наше место
Нижегородская область не поменяла своей позиции в рейтинге «Зеленого патруля». Мы на 51-м месте по России (из 85 субъектов) и на 12-м в Приволжском федеральном округе (из 14 регионов, ниже нас Саратовская область, провалившаяся на три позиции, и Оренбуржье, упавшее на две).
– Если брать показатели по ПФО, видны серьезные проблемы Пензенской области, она ухудшила свой статус аж на четыре позиции, – рассказывает Лариса Зыкова. – Не имея полной расшифровки данных, трудно понять, почему так произошло, ведь там в основном кондитерское производство, выпуск медицинской техники и тому подобные природно-дружественные предприятия. В то же время Самарская область поднялась на четыре ступеньки, Башкирия – на три. А ведь это промышленно развитые крупные регионы, да к тому же еще и с нефтедобычей. Видимо, прямой зависимости между структурой промышленного производства, площадью территории и численностью ее населения не существует либо она очень незначительна.
При этом, несмотря на всевозрастающую роль антропогенного фактора в экологической ситуации регионов, естественное природное воздействие вносит не менее заметный вклад.
– Из-за жары этим летом во многих регионах обострились проблемы с цветением водоемов, заморами рыбы, возгоранием свалок, запахом гниющей органики, – сетует Андрей Нагибин. – Помимо запаха лесных пожаров (он ощущался этим летом на большей части страны), в Челябинске пахло тухлыми яйцами от канализации, в многострадальном Омске к запахам нефтехимии добавился хлорид водорода – вещество, которое в Первой мировой войне использовалось как боевое отравляющее, в Казани – нефтехимия, в Ленинградской области, как и в других регионах, дымилась мусорная свалка, в общем, далеко не розами пахло во многих городах России.
С Андреем Нагибиным согласна руководитель отдела экологических инициатив, председатель регионального отделения «Зеленого патруля» по Республике Крым и Севастополю Анастасия Фатерина:
– Экологический дисбаланс – девиз этого лета. Если восточная часть страны страдала от огненной стихии, то Черноморском побережье взяло на себя мощный удар ливней, как следствие – наводнения. В Республике Крым в большей степени пострадали Ялта и Керчь, из-за залповых ливней в Анапе размыло городскую инфраструктуру. Ливень не пощадил и детей, которых были вынуждены эвакуировать из детских лагерей Краснодарского края. Все мы понимаем, что дождевые потоки, которые содержали в себе опасные химические, биологические и бактериальные вещества, безвозвратно ушли в Черное море. Такой негативной нагрузки на экологическое состояние черноморской акватории не было давно. Однако летние потрясения для Черного моря одними наводнениями не обошлись. В начале августа рядом с Новороссийском произошел разлив нефти. Нефтяные разливы бывали и раньше, но не в таких объемах и масштабах. Только по предварительным данным площадь разлива составила более 80 квадратных километров. Черное море, несмотря на свою экологическую стойкость, уже давно требует к себе более деликатного отношения.
Как же в итоге следует оценить место Нижегородской области в одном из наиболее влиятельных национальных экорейтингов?
– То, что наш регион не «просел», уже радует, – уверена Маргарита Белых. – Но, на мой взгляд, областному правительству следует задуматься, почему не менее промышленно развитые субъекты в том же Приволжском федеральном округе нас регулярно обходят – я о Самаре, Башкортостане и Татарстане. Кстати во всех трех регионах ведется нефте- и газодобыча. Правда, в этом году там леса не горели, а нас опять «зацепило краешком», что, конечно, сказалось на показателях.
– Безусловно, для улучшения экологической ситуации сейчас делается много, – констатирует Лариса Зыкова. – Рекультивируются свалка и полигоны промышленных отходов в Дзержинске, ликвидируются «дикие» свалки. Как мне кажется, за создание вот таких свалок, а в этом повинны чаще всего строительные организации и промышленные предприятия, а не частные лица, нужно назначать намного более серьезные штрафы, пусть даже разорительные. Если компания не желает соблюдать природоохранное законодательство, пусть она исчезнет из списка хозяйствующих субъектов. Ее сотрудники найдут себе работу. Жестко? Безусловно. Но мягким воздействием ситуацию исправить не удается. Росприроднадзору пора перестать «грозить пальчиком» и начать создавать для нарушителей невыносимые условия.