Знаменитая на весь мир воронежская научно-техническая школа, создавшая двигатели для верхних ступеней всех космических ракет-носителей (РН), большинства стратегических боевых ракетных комплексов (кроме твердотопливных) наземного и подводного базирования, стоявших и стоящих сегодня на вооружении, по сути, уничтожена. По сути, разгромлено предприятие, без которого не было бы полёта Гагарина и ядерной триады страны, обеспечивающей ядерное сдерживание и мир на земле. Своим пониманием ситуации с «Аргументами недели» поделился ветеран-ракетостроитель член Президиума Академии геополитических проблем Алексей КОРОТЕЕВ.
КБХА – звучит уже не грозно
Акционерное общество «Конструкторское бюро химавтоматики» – легенда ракетостроительной отрасли. Это мозговой центр, конструкторский коллектив, который с невероятной изобретательностью и в нереально короткие сроки создавал шедевры, про которые сегодня некоторые эксперты говорят, что технологии их производства утрачены. Например, кислородно-водородные двигатели РД-0120 второй ступени сверхтяжёлой ракеты-носителя «Энергия». Два успешных запуска состоялись! По мнению руководителя Научно-технического совета «Роскосмоса» Юрия Коптева, на восстановление производства этого двигателя потребуется 8–9 лет – эту точку зрения он озвучил в 2015 году. В далёком 1965-м здесь уже вовсю работали над ядерным ракетным двигателем, в 1978-м он успешно прошёл огневые испытания на Семипалатинском полигоне. Гиперзвуковые двигатели тоже рождались в Воронеже – в 1994-м начали, а в 1998-м на испытаниях в атмосфере по программе «Игла» достигнута скорость 6, 5 Маха!
А сегодня все действия руководства «Роскосмоса» направлены на постепенную ликвидацию КБХА. Судите сами. По местному телевидению уже объявлено, что вместо КБХА в будущем генплане Воронежа на месте уникальных цехов и корпусов уже нарисованы жилые кварталы. Производственную площадку планируют перенести за город, а вместо КБ построить некий проектный центр, где будут создавать ЖРД и другие ракетные двигатели с помощью искусственного «интеллекта». Решение о переносе было объявлено в 2019 г. после встречи директора НПО «Энергомаш» Игоря Арбузова с губернатором Воронежской области Александром Гусевым.
Планомерная ликвидация КБХА началась в 2015 г. после увольнения генерального директора – генерального конструктора академика Владимира Рачука. Ядерный, гиперзвуковой и множество других выдающихся двигателей, в том числе РД‑0120, – его рук дело. Тогда же по решению руководителя «Роскосмоса» Игоря Комарова последовало объединение КБХА с КБ «Энергомаш» им. В.П. Глушко, генеральным директором объединения (НПО «Энергомаш») тогда же стал бывший директор КБ «Энергомаш» И. Арбузов, сам никогда не занимавшийся разработкой ракетных двигателей. А исполнительным директором КБХА был назначен некто Камышев, до этого в глаза не видевший ракетных двигателей. На пять лет нормальная работа предприятий была практически парализована!
Если раньше главный конструктор КБХА мог напрямую выходить на руководство «Роскосмоса», а в советское время и на руководство страны, чтобы оперативно решать возникшие сложности, то после вхождения в НПО «Энергомаш» главный конструктор КБХА оказался лишён возможности прямого общения не то что с руководством «Роскосмоса», а даже с начальством в НПО «Энергомаш», поскольку не является заместителем директора КБХА.
А в 2016 г. в ходе «оптимизации», затеянной И. Комаровым, было проведено увольнение (в основном по сокращению штатов) почти всех опытных специалистов КБХА и Воронежского механического завода (ВМЗ, серийный завод по производству двигателей для ракет) якобы с целью экономии средств для принятия молодых специалистов. Через год Дмитрий Рогозин во время посещения КБХА и ВМЗ заявил о повышении зарплаты до уровня выше средней по региону. Однако и сейчас молодым специалистам по-прежнему предлагают 15–20 тыс. рублей. Кто же пойдёт на такую зарплату? Следует отметить, что на испытательном комплексе КБХА тестируются не только экспериментальные, но и серийные двигатели для всех космических РН и боевых ракетных комплексов.
Итог очевиден – в производственном и испытательном комплексах не стало хватать квалифицированных специалистов даже на одну смену. Что привело к двукратному сокращению количества пусков РН со спутниками, в том числе для поддержания численности орбитальной группировки. Напомню, в 2014 году, когда состоялось 37 пусков, наша орбитальная группировка была сопоставима с американской и больше китайской. Сейчас же наша орбитальная группировка меньше китайской и в разы меньше американской, её не хватает для покрытия всей поверхности Земли.
Средняя температура по палате
В 2019 г. по предложению главы «Роскосмоса» Д. Рогозина с целью повышения эффективности работы отрасли проведено объединение всех заводов и КБ, проектирующих и изготовляющих ракетные двигатели в одну структуру под названием НПО «Энергомаш» под руководством Игоря Арбузова.
И в Воронеже структуру укрупнили – КБХА и ВМЗ объединили в региональный Центр ракетного двигателестроения АО КБХА, в свою очередь вошедший в состав НПО «Энергомаш». Директором КБХА был назначен директор ВМЗ Сергей Ковалёв, до этого проработавший в должности всего год. Он в 1997 г. окончил Воронежский университет, по специальности он менеджер-экономист. Ковалёв назначил себе 11 заместителей, десять из которых работники ВМЗ. Главный конструктор КБХА оставался по-прежнему на 3-м уровне управления (после его заместителей). То есть поставили всё с ног на голову – головное КБ положили под серийный завод.
И вот уже генеральный директор Игорь Арбузов докладывает президенту Владимиру Путину, что средняя зарплата в НПО «Энергомаш» составила 60–65 тыс. рублей. Складывалась она следующим образом – 30–35 тыс. рублей в Воронеже и 70–80 тыс. рублей в Москве (бывшее КБ «Энергомаш»).
Накануне 60-летнего юбилея Дня космонавтики из-за отсутствия каких-либо перспектив по собственному желанию ушли случайно уцелевшие после разгрома в 2016-м ведущие специалисты и заместитель директора КБХА Белоусов, ответственный за конструкторское бюро.
В июле текущего года не был продлён контракт с генеральным директором – генеральным конструктором АО «Турбонасос» Сергеем Валюховым, который за тридцать лет превратил его из структурного подразделения КБХА в передовое и единственное в стране предприятие по производству турбонасосных установок для ракетных двигателей и нефтегазовой промышленности. Вместо 67-летнего Валюхова, доктора технических наук, бывшего заместителем главного конструктора КБХА, приказом генерального директора НПО «Энергомаш» И. Арбузова на «Турбонасос» назначен очередной менеджер.
Паритет или смерть?
Вместо того чтобы создать необходимый задел (в т.ч. на базе советских достижений), а потом заявить об ограничении гонки вооружений в космосе с позиции силы, руководство страны, утратившее связь со специалистами, вынуждено выступать со слабой позиции, кивая на США, затеявших гонку вооружений в космосе.
Вместо того чтобы платить достойную зарплату, привлекать талантливую молодёжь и возвращать квалифицированных специалистов, которых катастрофически не хватает даже на сохранение орбитальной группировки, тем более на разработку перспективных изделий, например, космического самолёта типа МиГ-105, чертежи которого проданы США в начале нулевых годов, ракет-носителей сверхтяжёлого класса, космических комплексов на новых физических принципах и других изделий, необходимых для достижения паритета в космической гонке, а затем и доминирования в космосе, затеяно бессмысленное строительство гигантского здания в Филях, задумано что-то похожее в Воронеже.
Достижение паритета с геополитическими противниками в космической гонке вооружений – вопрос жизни и смерти. Для решения задач, стоящих перед космической отраслью и страной в целом, необходимо срочно восстановить управляемость отраслью, для чего главным идеологом отрасли и руководителем – генеральным конструктором РКК «Энергия» назначить Виталия Лопоту. Руководителем отрасли, по моему мнению, – Сергея Крикалёва, дважды Героя СССР и России, опытного космонавта, руководителя и учёного. Напрямую подчинить «Роскосмосу» «Энергомаш», КБХА, «Химмаш» с целью восстановления самостоятельности и творческой активности, вернуть ветеранов, которые владеют необходимым опытом и знаниями, заменить менеджеров на главных конструкторов в КБ и на опытных производственников во главе заводов, обеспечить требуемое финансирование. Утверждение главных (генеральных) конструкторов КБ и директоров заводов должно происходить на уровне военно-промышленной комиссии страны с целью обеспечения необходимой самостоятельности и творческой свободы. Проектным и конструкторским предприятиям космической отрасли следует восстановить статус научных организаций. Для формирования госзаказа на проведение прикладных и поддержки фундаментальных исследований создать Государственный комитет по науке и технологиям (ГКНТ) во главе с авторитетным учёным.
Развитие космической отрасли даст колоссальный мультипликативный эффект при достойном вложении в неё бюджетных средств. Сосредоточение в ней высококлассных инженеров и конструкторов позволит в ближайшее время провести реальное импортозамещение в наукоёмких технологиях и технике (при соответствующих госзаказах на их разработку), начиная с медицинского оборудования до робототехники.
Как работали созидатели – полгода на раскладушках
В Воронеже 60-летний юбилей Дня космонавтики отметили торжественным собранием коллектива регионального Центра ракетного двигателестроения АО КБХА. На этом мероприятии главному специалисту КБХА, доктору технических наук, 86-летнему ветерану Скачилову Виктору Николаевичу, единственному работнику КБХА (стаж работы на предприятии 63 года!), лично знавшему Королёва и Гагарина, предложили место на балконе. Правда после ропота в зале одумались, нашли место в первом ряду партера. Но старейшему работнику КБХА, который принимал активное участие в создании двигателя третьей ступени РН «Восток», что вывела на околоземную орбиту космический корабль с Гагариным на борту, слова так и не дали.
Тут гадать нечего – директор КБХА Сергей Ковалёв не захотел лишний раз услышать имена и достижения предшественников, сравнение с которыми не в его пользу. А присутствующие на собрании могли бы услышать удивительную историю создания того самого двигателя РД-0109 для полёта Гагарина. Скачилов присутствовал на историческом совещании у Королёва в начале 1959 года, на котором Сергей Павлович поставил задачу – за год (!) сделать двигатель третьей ступени ракеты-носителя для вывода на околоземную орбиту космического корабля с человеком на борту. Все сказали, что за год нереально решить такую сложную задачу, Глушко промолчал, и тогда главный конструктор КБХА Семён Косберг сказал: «А я обещаю, что КБХА сделает двигатель в срок».
По приезде в Воронеж Косберг объявил, что год никто не даст, надо сделать за полгода, поэтому и спать придётся на рабочих местах. Рабочие места дооборудовали раскладушками, конструкторы и технологи во главе с Косбергом днём проектировали, вечером и по ночам участвовали в изготовлении спроектированного, урывками спали на рабочих местах. И сделали за полгода!
Тогда было время победителей, время созидателей, которые не ссылались на трудности, они их преодолевали. Сейчас, к сожалению, время «мелких» лавочников.