Известная история про идеальный чай с единственно верным рецептом — не жалеть заварки — только кажется анекдотичной. На деле же это универсальная формула: хочешь получить результат — не экономь на его слагаемых. Такой подход применим ко многим сторонам жизни любого города: к строительству домов и соцобъектов, прокладке надёжных систем водоснабжения, наконец к дорогам. О пересмотре технологических подходов к их ремонту на днях объявил мэр Иркутска Руслан Болотов. Отремонтированные в этом году магистрали будут служить дольше, потому что подрядчикам поставили новые условия работы — асфальт должен быть толще и качественнее.
О том, по каким причинам во многих российских городах каждую весну с дорог пропадает асфальт, несколько лет назад начали доступным языком рассказывать представители Общероссийского народного фронта.
Именно активисты ОНФ стали первыми из общественников, кто внедрил практику проведения независимой экспертизы качества выполненных дорожно-строительных работ, что называется, по науке. Такие проверки предполагают контрольные вырубки асфальта на сдаваемой в эксплуатацию дороге и исследование взятых проб на несколько параметров — толщину слоя, коэффициент уплотнения и ряд других.
Каждая отремонтированная дорога только внешне выглядит надёжной. Но что скрывается под асфальтом? Эксперименты ОНФ привели к скандалам во многих регионах. Выяснилось, что отдельные нерадивые подрядчики попросту экономят на составляющих качественного покрытия. Отсюда и ямы, ежегодные переделки совсем новых, казалось бы, дорог.
А что в Иркутске? Дорожная тема в областном центре одна из самых жёстких и наиболее болезненных как для жителей, так и для властей. Анализ высказываний первых лиц городской администрации показывает — в мэрии взяли на вооружение новую практику: ремонт магистралей должен приносить горожанам удовлетворение, а какой процент прибыли на этом получат подрядчики — дело второстепенное. Аукционы по ремонту участков начали заменять на конкурсы, жёстче требовать с дорожников выполнения гарантийных работ, с бракоделами разрывать подписанные соглашения. Готовится даже прецедент судебного иска по отношению к одному из подрядчиков, взявшему на себя обязательства и не выполнившему их. Взыскивать с него будут огромную неустойку, едва ли не равную сумме контракта. И все эти события — дела только одного года. Понятно, что за такой короткий период полностью переломить ситуацию нереально.
— В этом году ни один ремонт дорог не был принят с первого раза, — признаётся мэр Иркутска Руслан Болотов. — Строительным компаниям выносились замечания, рекламации. Наша главная задача — добиться того, чтобы подрядчики выполняли работы в соответствии с теми технологическими решениями, которые были заложены в проекте.
В этом году в Иркутске в рамках федеральной программы «Безопасные качественные дороги» отремонтируют 22 участка общей протяжённостью 22 километра. Самый масштабный ремонт сейчас ведётся на улице Трактовой — одной из наиболее оживлённых транспортных магистралей города. Здесь меняют асфальтовое покрытие, обустраивают полосу движения для общественного транспорта, тротуары и велодорожки, монтируют современную систему освещения. Ещё один протяжённый участок находится на улице Мелентьева: отрезок от Улан-Баторской до ул. Лермонтова составляет более одного километра. Наряду с заменой дорожного полотна и тротуаров, установкой ограждений здесь обустраиваются подъездные пути к школе, детсаду и больнице, а также создаются новые парковочные места. Уже завершены работы на улицах Каландаришвили, 7-й Советской, 2-й Батарейной, Ярослава Гашека. Готовятся к сдаче переулок Восточный, проезд Космический, улицы Шмидта, Профсоюзная и Франк-Каменецкого.
В мэрии отмечают: начиная с этого сезона дорожное полотно в Иркутске будут укладывать на 40% толще, чем было несколько лет назад. Это позволит увеличить срок службы дорожного полотна.
Заместитель начальника отдела строительства и ремонта автомобильных дорог комитета городского обустройства Надежда Ларионова подтверждает: в проектную документацию каждого из ремонтируемых объектов были внесены изменения:
— Мы провели анализ технического состояния дорог, которые ремонтировали в Иркутске с 2017-го по 2020 год. Тогда проектами предусматривалось, что при замене асфальтобетонного покрытия верхний слой должен быть 5 сантиметров, а толщина выравнивающего слоя, который находится под ним, до 5 сантиметров. В этом году параметры пересмотрены. Подрядчики увеличили толщину выравнивающего слоя до 7 сантиметров.
Кроме этого, для улучшения качества дорожного полотна при укладке верхнего слоя дорожного покрытия сейчас применяется более прочный щебёночно-мастичный асфальтобетон, а на стыках смежных полос асфальта используется битумно-мастичная лента.
— В рамках текущего ремонта мы не можем гарантировать, что в ходе эксплуатации не возникнет никаких дефектов, так как основание остаётся прежним. Но качество и надёжность дорожного полотна при такой технологии однозначно возрастёт многократно, — уточняет Надежда Ларионова.
Для наглядного сравнения она предлагает вместе с руководителем лаборатории контроля качества МУП «Иркутскавтодор» Гертрудой Карпец изучить асфальтовые вырубки в разных местах города.
Корреспондент «АН» изучил асфальтовый керн, взятый на участке улицы Советской от пересечения с Байкальской до улицы 25-го Октября, где ремонт проводился летом 2018 года. Его толщина составила 10 сантиметров, 5 из которых приходилось на выравнивающий слой. Это максимально возможный размер для дорог, которые ремонтировали по стандартам 2018 года.
Вырубка образца на улице Франк-Каменецкого, где ремонт закончился буквально на днях, показала другой результат. Толщина двух слоёв оказалась на этот раз более 14 сантиметров, при этом выравнивающий слой составил почти 8 см. Размер и качество верхнего и выравнивающего полотна в данном случае имеет существенное значение, поскольку напрямую влияет на такие показатели, как износостойкость, устойчивость к трещинам и увеличение межремонтных сроков дороги.
— Такую работу на различных участках мы проводим несколько раз в неделю, устанавливая, насколько точно подрядчики соблюдают условия контракта, — заверяет Гертруда Карпец.
Кроме этого новшества, в 2021 году комитет городского обустройства администрации Иркутска внёс изменения в графики выполнения работ на объектах, пересмотрев сроки их сдачи.
— Раньше в соответствии с муниципальными контрактами сроки окончания работ датировались, как правило, 15 октября. Но по разным причинам подрядчики ещё на пару недель затягивали сдачу объекта. В этом году большинство контрактов заканчивается 30 сентября.
— Во-первых, это дисциплинирует, во-вторых, даёт возможность до холодов исправить недочёты, выявленные во время приёмки, — объясняет логику сроков Надежда Ларионова.
Усилен в этом году и контроль за качеством дорожного ремонта. Строительный контроль чётко отслеживает каждый его этап, выполняет все необходимые лабораторные испытания. Более того, по запросу администрации города проводятся дополнительные испытания грунтов и строительных материалов. Лабораторные заключения представляются кураторами в ежемесячном отчёте. Регулярно проводится и авторский надзор, не позволяющий отступать от строительно-технических и других требований проектно-сметной документации.
Закономерный вопрос: на сколько дороже будут обходиться городской казне новые, более качественные дороги? Потянет ли 40-процентное утолщение асфальтового слоя на аналогичное удорожание? В мэрии уверяют, что на цену контрактов это не повлияет. Ещё одно новшество этого года — более внимательный подход к затратам, которые предъявляют подрядчики. Как выяснилось, большинство из них вполне могут уложиться в смету, даже с повышенным качеством, оставаясь при этом с разумной прибылью.