Решением президента РФ Пр-906 от 19.04.2013 корпорации «Роскосмос» было поручено создать ракету-носитель сверхтяжёлого класса, выводящую на круговую орбиту высотой 200 км полезный груз более 100 тонн. Выполнение этих решений на многие годы бескомпромиссно обеспечивало бы системную стратегическую безопасность РФ в околоземном пространстве.
Зачем нужен супертяж?
Доктор технических наук, в прошлом директор Воронежского машиностроительного завода (ВМЗ) и, как называет сам себя в шутку, «последний» двигателист ракетной отрасли Георгий Костин прислал в редакцию материалы и мысли, которыми грех не воспользоваться: «Созданные на сегодня в России эффективные целевые космические объекты нападения и защиты, безусловно, решают важнейшие частные задачи. Но в совокупности они не являются достаточными элементами комплексной системы владения околоземным космическим пространством. Последняя должна не поочерёдно предотвращать, а исключать действия любых перспективных средств нападения.
Если первой выйдет в космос комплексная система нападения, то любая самая эффективная система защиты станет недееспособной. Если первой выйдет в космос комплексная система защиты, то любая система нападения тоже окажется недееспособной, фактически лишённой права и возможности выхода и действий в космическом пространстве.
Само собой, участие в межпланетной космической гонке без сверхтяжёлых носителей проблематично – забрасывать на орбиту части космических кораблей и собирать их там, в космосе, – утопия. Со сверхтяжёлой ракетой гораздо проще построить собственную орбитальную станцию солидных размеров.
Эта задача уже была решена в 1987 и 1988 гг. двумя успешными пусками сверхтяжёлой «Энергии». Единодушная оценка этих пусков зарубежными специалистами была бескомпромиссной: «СССР имеет теперь возможность выполнять те космические задачи, которые останутся недоступными США»… «Для того чтобы приступить к выводу на орбиту таких же полезных грузов, Соединённым Штатам потребуется от шести до десяти лет»... И главное: «Энергия» позволит Советскому Союзу запретить без его разрешения вывод в космос любых полезных грузов».
А теперь вспомним, что такое настоящие сверхтяжёлые ракеты-носители.
Во-первых, это создание Вернера фон Брауна «Сатурн‑5», «лунная» ракета-носитель, на которой начиная с 1968 года к спутнику Земли стартовали по программе «Аполло» американские астронавты. На низкую околоземную орбиту (НОО) она была способна поднять 141 тонну полезной нагрузки. Этот результат не превзойдён по сей день. Но сейчас американцам приходится всё делать заново, технологии «Сатурна-5» давно утрачены, абсолютное большинство из 20 тыс. подрядчиков и субподрядчиков попросту прекратили существование.
Во-вторых – советская сверхтяжёлая ракета-носитель «Энергия». Она совершила всего два полёта, была способна вывести (и вывела!) на орбиту 108 тонн. Её модификация «Вулкан» с восемью боковыми блоками предполагала полезную нагрузку до 200 тонн. Но Михаил Горбачёв и развал СССР похоронили эту программу. Всё остальное по-настоящему «сверхтяжёлое» находится в разработке – три американских проекта и один китайский «Чанчжен-9» с заявленной полезной нагрузкой 140 тонн. Но в США и КНР над сверхтяжами работают, торопятся...
Президентская проверка
3 сентября 2021 г. Владимир Путин посетил космодром Восточный и ознакомился с ходом строительства его второй очереди. Восточный – первый российский гражданский космодром. Расположен в Амурской области вблизи города Циолковского. Указ президента о создании космодрома подписан в 2007 году.
Строительные работы ведутся в две очереди, в рамках первой из них в 2012–2016 гг. возведён универсальный стартовый комплекс для ракет-носителей серии «Союз-2». Вторая очередь предполагает возведение стартового стола под ракеты-носители «Ангара-А5», а также сопутствующей инфраструктуры. Первый пуск «Ангары» запланирован на 2023 год.
Вспомним визит Владимира Путина на Восточный 12 апреля 2013 г. и его слова:
– Здесь очень хорошая площадка. Мы её долго выбирали. Сейчас работа разворачивается в полном объёме. К 2015 году планируется уже осуществлять отсюда первые пуски, а к 2018 году – уже пуски для пилотируемых полётов. Ну и конечно, следующий этап, к 2020 году, надеюсь, уже будем осуществлять пуски сверхтяжёлых ракет. Первоначально планировали до 55 тонн, но специалисты считают, что нужно выходить на больший объём.
Всё взято с официального сайта Президента России www.kremlin.ru. По всему выходит, что «Роскосмос» системно срывает планы – сравните, что обещали В. Путину функционеры корпорации и профильные чиновники восемь лет назад и что обещают сейчас.
И ещё один нюанс – сверхтяжёлая ракета-носитель заметно «похудела». Вот что там же, на Дальнем Востоке, телеканалу «Звезда» поведал глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин:
– «Ангара» – это уникальные ракеты, которые строятся по модульному принципу. То есть из однотипных универсальных модулей собираются ракеты в лёгком, тяжёлом и супертяжёлом классах. Для того чтобы добиться супертяжёлого класса, третья ступень ставится с водородным двигателем. Для сравнения: всем нам хорошо известная ракета «Союз-2» – самая «летающая» – выводит на низкую опорную орбиту от семи до восьми тонн. Сейчас «Ангара» выводит 24 тонны и 27 тонн с космодрома Восточный – за счёт его более южного расположения. Ракеты с водородным двигателем будут выводить по 37 тонн.
По словам Дмитрия Рогозина, полёты «Ангары» с водородным двигателем стартуют с 2026 года. А сейчас полезная нагрузка тяжёлой «Ангары» не сильно отличается от летающего с космодрома Байконур «Протона-М».
Также в планах госкорпорации в 2023 г. пристроить на «Ангару-5» космический корабль «Орёл» (в недавнем прошлом его называли «Федерация») и испытать его в беспилотном варианте. Для начала. Беспилотный полёт к МКС обещают в 2024 г., пилотируемый – в 2025-м. Так что же у нас делается с настоящими сверхтяжёлыми носителями?
Работа кипит!
В 2017–2019 гг. руководству страны «Роскосмосом» неоднократно докладывались различные схемы космического ракетного комплекса сверхтяжёлого класса – КРК СТК. Все они не обеспечивали вывод в космос заявленного 100 т полезного груза, и каждый из них безосновательно на годы отодвигал реализацию проекта. В проект создания КРК СТК искусственно вводились промежуточные варианты ракет-носителей малой и средней тяги. Это переводило стратегическую задачу создания КРК СТК в текущую: разработку ракет-носителей малой и средней тяги, фактически не имеющих к основному проекту никакого отношения. Иными словами, вместо создания конечной цели – сверхтяжёлой ракеты-носителя предлагалась разработка отдельными предприятиями ракетоносителей малой тяги, из которых когда-нибудь наивно предполагалось «сложить», как из картонных кубиков в детском садике, РН СТК.
Было и разумное предложение – разработать проект, основанный на опыте создания советской сверхтяжёлой «Энергии». В 2018 г. в развитие КРК СТК «Энергия», «Энергия-3» и «Энергия-6» начались работы над космическими ракетными комплексами «СТК-100» и «СТК-170» с двухступенчатой ракетой-носителем пакетной схемы и центральным кислородно-водородным крупногабаритным блоком. «СТК-100» и «СТК-170» позволяют вывести на орбиту Земли полезный груз 100 тонн и опередить США, а 170 тонн на 5–6 лет раньше, чем США выведут полезный груз 130 тонн.
Для «СТК-100» и «СТК-170» есть в «железе» сертифицированные под требования ракеты-носителя маршевые кислородно-водородные двигатели РД0120. Им стендовая и лётная отработка перед испытаниями новой ракеты не требуется! Они отработаны на 3, 5 лётных ресурса и даже позволяют форсирование от номинала до 30%. Но сегодня об этой перспективной работе ничего не слышно.
Появились «альтернативные» программы поэтапного создания КРК СТК в виде вариаций «Ангары», как раз то, о чём говорил Дмитрий Рогозин. По ряду из них предприятиями отрасли уже начинались практические работы. Все они либо проваливались предприятиями, либо останавливались «Роскосмосом». Например вот так:
«АО «Ракетно-космический центр «Прогресс».
05.08.2021 №1711/2866
Руководителям организаций (согласно указателю рассылки)
О прекращении работ по ОКР «Элементы СТК»
Сообщаю, что госкорпорация «Роскосмос» уведомила о прекращении работ по ОКР «Разработка ключевых элементов и технологий создания космического ракетного комплекса сверхтяжёлого класса в части разработки технического проекта космического ракетного комплекса с ракетой-носителем сверхтяжёлого класса и разгонным блоком», шифр ОКР «Элементы СТК».
Генеральный директор
Д.А. Баранов
Казалось бы, менеджеры «Роскосмоса» поняли наконец свою ошибку и остановили, пусть с громадным опозданием, трату государственных ресурсов на негодный проект.
Но новый реалистичный не предложен! Следовательно, ушло в небытие обещанное в 2019 г. начало работ по созданию ракеты-носителя сверхтяжёлого класса, отброшены в мусорную корзину распоряжения президента.