Аргументы Недели. Челябинск → Общество 13+

Борьба с коррупцией – наше всё

, 12:33

Президент России Владимир Путин 16 августа подписал указ, утверждающий национальный план противодействия коррупции на 2021 – 2024 годы. Предыдущий антикоррупционный план был двухлетним, и его приняли летом 2018 года.

Согласно очередному президентскому указу, госорганы, органы местного самоуправления и организации должны проводить мероприятия, «направленные на предупреждение коррупции и борьбу с ней, а также на минимизацию и ликвидацию последствий коррупционных правонарушений». Действительно, коррупция в современной России представляет собой значительную проблему, затрагивающую в первую очередь функционирование органов государственной власти, правоохранительных органов.

Прокомментировать перспективы выполнения этого экстраординарного документа мы попросили адвоката, председателя Челябинской адвокатской коллегии «Экономическая» Андрея Коршунова:

- Андрей Геннадьевич, российских чиновников за последние годы стали втрое чаще увольнять из-за коррупции с самой жесткой формулировкой – «в связи с утратой доверия», сообщил недавно генпрокурор Игорь Краснов. Это хорошо или плохо? Получается, что идет борьба с коррупцией?

- Сказать, что борьбы с коррупцией в стране не ведется, было бы, скорей всего, неверно. За последние десять лет сумма возмещенного ущерба от коррупционных преступлений в России составила свыше 34 млрд рублей, а стоимость арестованного имущества коррупционеров — около 80 млрд рублей. Об этом еще в июле сообщал председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин. По его словам, за пять месяцев 2021 года в суд было направлено 3852 уголовных дела о коррупции, а стоимость имущества, на которое был наложен арест, превысила 16 млрд рублей.

Борьба с коррупцией или с коррупционерами?

Важно понимать, что президентский план — это такой документ программного характера, на основе которого разрабатываются другие нормативные акты, и он направлен на борьбу с коррупцией и ее предупреждение.

Это своеобразное послание президента всем государственным органам и всему нашему обществу. Напомню, что в России национальный план противодействия коррупции последовательно существует с 2008 года.

Из прессы мы постоянно узнаем также и о привлечении к административной ответственности виновных именно по коррупционным статьям Кодекса об административной ответственности.

Это достаточно распространенное явление среди предпринимателей, когда штрафуют их организации, например, по статье 19.28 КоАП до миллиона рублей за незаконное вознаграждение от имени юридического лица. Многие до сих пор почему-то не обращают должного внимания, когда менеджеры их организации, стараясь как можно лучше продать или предложить свои услуги и товары, вступают, скажем так, в незаконные отношения с руководителями государственных и муниципальных учреждений, например, в сфере здравоохранения, детского дошкольного образования…

И когда это все выявляется, штрафы накладываются достаточно серьезные. То есть у предпринимателей есть серьезный повод задуматься над этим и внимательно следить за деятельностью своих сотрудников…

Следующая статья, за нарушение которой тоже достаточно часто предпринимателей штрафуют, предусматривает необходимость уведомления о приеме на работу бывшего госслужащего.

Сегодня распространена ситуация, когда госслужащие, устав трудиться на государственной службе, уходят в бизнес. Но при этом на новом месте работы часто забывают уведомить об этом бывшего работодателя. И это также влечет немалый штраф для юрлица. Он может доходить до 500 000 рублей. Это статья 19.29 Кодекса об административных правонарушениях – незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего.

Встречались случаи, когда в судебном порядке у госслужащих, которые не могли объяснить происхождение своего имущества, это имущество изымалось…

Коррупционер – враг народа?

- Тем не менее коррупция по-прежнему остается серьезнейшей проблемой в России…

- Согласен с вами, надо признать, что, несмотря на существующую борьбу с коррупцией, вполне очевидно, что предпринимаемых мер пока явно недостаточно и, соответственно, план, который принят, предполагает дальнейшее усиление борьбы с коррупцией.

Он состоит из 16 частей, и, в частности, в нем предполагается:

усовершенствование порядка предоставления деклараций чиновниками;

запрет на госслужбу для тех, кто был оштрафован за коррупционные преступления, а также ограничение людям с непогашенной судимостью возможности руководить ГУП и ГМУ;

улучшение проверки сведений о цифровых активах чиновников;

обучение бизнесменов минимизации рисков попадания под антикоррупционные законы в других странах;

расширение участия гражданского общества по противодействию коррупции;

создание интернет-контента, направленного на популяризацию антикоррупционных стандартов в обществе.

Президент также обязал Генпрокуратуру и ЦБ «подготовить предложения по совершенствованию правового регулирования вопросов, касающихся получения прокурорами сведений, составляющих банковскую тайну, при реализации их полномочий в сфере противодействия коррупции».

И согласитесь, что это достаточно значимые направления для борьбы с коррупцией. И мы внимательно будем смотреть, как они будут реализовываться.

Хотя, конечно, возникают вопросы. Допустим, вопрос к проверке сведений о цифровых активах. Они ведь во многих случаях анонимны. Более того, там невозможно проследить единого эмитента, у которого можно было бы получить необходимые сведения о том, кому конкретно принадлежат эти активы в криптовалюте.

И это достаточно большая проблема. Причем не только для нашего, но и для любого другого государства. И мне любопытно посмотреть, как она будет решаться.

Что касается обучения бизнесменов антикоррупционным знаниям, то это, конечно, очень интересная вещь, но здесь иногда случаются и перекосы. Мне из практики известен случай, когда в магазин медтехники из прокуратуры пришло письмо, в котором на полном серьезе от руководства этого магазина требовали отчитаться о разработанной ими антикоррупционной программе…

Я думаю, начинать нужно, как рекомендуется в старой русской пословице, с головы, а не с магазина медтехники…

Уверен, что начинать нужно с чиновничества, причем желательно с крупного, чтобы успешно бороться с коррупцией. И проверять нужно должностных лиц, да и любых лиц, обладающих дискреционной властью, то есть властью принимать какие-то решения в сфере распределения каких-либо не принадлежащих им ресурсов по своему усмотрению. Потому что момент, когда лицо имеет возможность принимать решения по своему усмотрению, он всегда потенциально коррупционноемкий…

И законодательство, на мой взгляд, и при разработке новых законов, и при анализе уже существующих необходимо подвергать анализу именно на такую вот коррупционную ёмкость.

А с теми ли мы боремся?

И особенно когда у нас законодательный орган принимает такой нормативный акт, которым он фактически делегирует принятие решения на уровень исполнительной власти, фактически отдает его конкретному чиновнику. И этот анонимный чиновник, получается, волен решать, как он будет этот вопрос разрешать. Потому что четких формулировок в законе нет, как он должен поступать — отказать или согласиться с просителями, когда это всё отдано на его волю. И вот здесь у него возникает возможность это свое решение каким-то образом монетизировать. И на мой взгляд, такие вещи нужно сводить к минимуму. Это очень важно. Потому что принимать надо как можно более ясные и четкие законы, как можно более детально прописанные и принятые именно на уровне представительного органа власти. То есть, по общему принципу, должно быть как можно меньше дискреционной власти у чиновников.

В связи с этим напомню, в каком обычно значении понимается слово «коррупция» - это злоупотребление доверенной властью ради личной выгоды.

- Андрей Геннадьевич, подобные проблемы существуют не только у нас?

- Вот если брать, так сказать, в глобальном масштабе - Европейский банк реконструкции и развития долгое время пытался финансировать какие-то позитивные экономические изменения в различных странах. А в последнее время отказался от этой практики и в своем исследовании сослался на то, что кредиты на построение инфраструктуры, которые предназначались чтобы поднять экономику: построение каких-то заводов, водопроводов, аэродромов — всего того, что позволяет улучшить, поднять экономику развивающихся стран, уходят не туда.

Зачастую эти кредиты, которые давались на развитие страны, шли не по назначению. И через какое-то время чиновники этого банка видели, что в стране никаких изменений не происходит, но на счетах западных банков появляются очень большие средства, причем записанные либо на конкретных лиц, являющихся руководителями этой страны, либо на подставных лиц… И в связи с этим Европейский банк эту процедуру начал потихоньку сворачивать, потому что они, проведя исследования, поняли, что при существующем в этих странах уровне коррупции давать какие-то средства на их развитие просто бессмысленно…

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram