Аргументы Недели Нижний Новгород → Общество № 34(778) 1–7 сентября 2021 13+

В Нижнем Новгороде продолжат развивать внеуличный транспорт

, 10:39

Завершились праздничные гулянья в обновленных общественных пространствах, с ревом пронеслась в небе пилотажная группа «Стрижи» на родных для Нижнего МиГ-29, отгремели фейерверки. Город-юбиляр вернулся к своим постоянным проблемам, характерным для любого мегаполиса Россию. И одна из главных среди них – инфраструктурная.

Основное внимание будет уделяться так называемому внеуличному транспорту. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2017 № 442-ФЗ (последняя редакция от 11.06.2021) «О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (статья 4) «к видам внеуличного транспорта относятся:

1) метрополитен;
2) монорельсовый транспорт;
3) подвесная канатная дорога транспортная (далее – канатная дорога);
4) фуникулер транспортный (наземная канатная дорога транспортная, далее – фуникулер). В нашем городе акцент сделают, скорее всего, на уже успешно реализуемых проектах: канатной дороге и метро.

 

В кабинке над водой

Проект канатки через Оку обсуждается общественностью и специалистами уже давно. Новая линия должна соединить нагорную и заречную части Нижнего Новгорода, пройдя от кинотеатра «Россия» в Ленинском районе до аквапарка «Океанис» рядом с парком «Швейцария». Напомним, соглашение о сотрудничестве при реализации проекта строительства в Нижегородской области пассажирской подвесной канатной дороги заключили еще в 2019 году на Российском инвестиционном форуме в Сочи губернатор Нижегородской области Глеб Никитин и генеральный директор ООО «Национальные канатные дороги» Борис Шлом.

– Территория парка «Швейцария» представляет собой охраняемую природную зону, – рассказывает кандидат исторических наук Сергей Белов. – Поэтому канатке нельзя заходить в сам парк, и проектировщики сейчас предлагают сделать траекторию трассы не прямой, как между городом Бор и Сенной площадью, а изогнутой, с участками от станции метро «Заречная» до Заречного бульвара протяженность 1122 метра и от Заречного бульвара до проспекта Гагарина протяженностью 2120 метров.

Строительство предполагают начать уже в 2023 году, к этому моменту проектировочные работы должны быть завершены и все необходимые согласования получены. Открыть движения намечают в 2024-м. Предварительная смета проекта – около 2,3 млрд рублей, ее уточнят после детальных инженерных расчетов.

– Канатная дорога через Оку станет частью системы внеуличного общественного транспорта, – уверен заместитель губернатора Нижегородской области Сергей Морозов. – Кроме того, она может стать и популярным туристическим объектом. Правительство региона, со своей стороны, рассмотрит возможность льготного проезда по канатной дороге для отдельных категорий граждан.

Наблюдая за перемещением гостей города на праздновании 800-летия, можно было заметить, что многие из них воспользовались канатной дорогой на Бор, чтобы, например, поснимать с высоты птичьего полета (а это самая протяженная надводная магистраль в Европе, 861 метр) волжские дали и Стрелку с ее архитектурными красотами. В АО «Нижегородские канатные дороги» нам подтвердили рост пассажиропотока в дни юбилейных торжеств.

Маршрут и технические параметры будущей канатной дороги через Оку Сергей Морозов уже обсудил с генеральным директором ООО «Пома» Антоном Чудаевым. То есть с технической точки зрения окская трасса будет идентична волжской, ведь «Пома» – российское дочернее предприятие французской компании Pomagalski S.A., которая занимается проектированием, строительством и обслуживанием канатных дорог.

– В любом случае новая канатка станет привлекательным аттракционом для гостей города, ведь волжская трасса привлекла особое внимание иностранных болельщиков, приезжавших к нам на футбольный чемпионат мира в 2018 году, – полагает кандидат экономических наук Василий Самыкин. – Можно будет, например, предусмотреть семейные билеты для туристов, скидки на посещение обеих трасс в течение дня и так далее.

 

В вагоне под землей

В ходе заседания комитета по бюджету и налогам Законодательного собрания Нижегородской области 24 августа стало известно, что Нижний Новгород получит средства на актуализацию документации по строительству двух станций метро, условно именуемых пока «Площадь Свободы» и «Площадь Сенная».

– Экономика Нижегородской области развивается, мы продолжаем увеличивать собственные налоговые доходы областного бюджета, поступают дополнительные ассигнования из федерального бюджета, – отметил председатель профильного комитета Александр Шаронов. – Важно, что мы привлекаем бюджетный кредит из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов. В 2021 году регион получит 1 млрд рублей, средства пойдут в том числе и на актуализацию документации на строительство двух станций метро. Здорово, что в этом году начались подвижки (в решении вопроса финансирования строительства метрополитена. – Прим. «АН. Волга»). Мы связали заречную и нагорную части города, но эффективность этой ветки недостаточна, в перспективе ее планируется продлевать до Верхних Печер. Тогда у нас будет совершенно другая нагрузка на наземный транспорт, другой трафик. Пассажиропоток в метрополитене вырастет, и соответственно эффективность метро повысится.

Ранее сообщалось, что ветку метро до Сенной площади построят по инфраструктурному кредиту, а корректировку проекта продления метрополитена и подготовку территорий для этого правительство области готово начать уже в этом году. Совокупная стоимость проекта составляет около 410 млрд рублей, 75% которых – внебюджетные инвестиции. Напомним, что проектная документация на продление Автозаводской линии от «Горьковской» до «Сенной» получила положительное заключение Главгосэкспертизы целых 10 лет назад, в 2011-м. Все упиралось в нехватку средств.

Впрочем, планы развития подземки затрагивают и заречную часть. В какой последовательности пойдет реализация проекта, пока точно неизвестно. Предполагается, что станцию метро «Юго-Западная» в Автозаводском районе могут начать возводить после «Сенной» и «Центра Сормова». Эта линия продлит метро от «Парка культуры» до нового жилого массива «Юг». Пока инженерная документация не разрабатывалась, но уже выполнен проект закрепления технических зон. Кстати, документации на участок Сормовско-Мещерской линии от ныне действующей станции «Буревестник» до станции «Сормовская» (в разных документах приводится либо это название, либо название «Центр Сормова». – Прим. «АН. Волга») тоже еще нет. Зато имеется положительное заключение от 2014 года на проект «Продление Сормовско-Мещерской линии от станции метро „Стрелка“ до станции метро „Волга“». То есть нижегородский метрополитен начнет прирастать и в верхней, и в нижней части города, и всего введут четыре станции. В ходе своего визита в наш город накануне юбилея заместитель председателя правительства России Марат Хуснуллин сообщил, что работы планируется начать в 2022 году.

 

Сложности выбора

– Безусловно, метро – самый затратный в постройке вид внеуличного транспорта, – рассказывает Василий Самыкин. – Но в наших широтах, в нашем климате вменяемой альтернативы ему нет. Москва намерена отказаться от своего экзотического монорельса не только из-за низкого пассажиропотока и связанной с этим большой убыточности. Дело еще и в том, что в ходе зимней эксплуатации выявились трудности с очисткой путей, а это коробчатые балки заметно шире стандартных рельсов, от снега. Также и опыт нью-йоркского сабвея (а это город с более благоприятным климатом) показывает, что нормальная эксплуатация эстакадных надземных участков в морозы невозможна по соображениям безопасности, и тогда поезда останавливаются.

Впрочем, в России и у соседей есть альтернативные успешно работающие системы внеуличного транспорта. Это, например, метротрамвай, работающий уже много лет в нашем Волгограде и украинском Кривом Роге, его теперь хотят запустить в Челябинске. Но ему все равно нужны тоннели, хотя и не на всем протяжении линии, экономия получается в основном за счет подвижного состава, это могут быть обычные трамвайные вагоны. А вот проект монорельса широкого распространения не получил: акимат (администрация города) казахстанской столицы отказался от него в пользу легкого метро.

Впрочем, как раз наш город и стал родиной первого монорельса, только не пассажирского, а грузового. Его построили в 1929 году между городом Бор и селом Красный Яр, и возили по нему свежеспиленную сосну. Перевозки обеспечивали четыре мотовоза и 68 вагонеток. Работала система до 1935 года, а с завершением освоения лесного массива трассу разобрали. Так что и эта компетенция, если что, у нижегородцев имеется.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram