Одному важна стабильность — он движется по избитому, безопасному сценарию. Второму всё не слава Богу: он видит в жизни только негатив и не ждёт ничего хорошего. Третий ленив — он скорее согласится быть бедным и несчастным, чем что-то предпримет. Четвёртый любит мир: он лёгок на подъём, для него жизнь — радостное приключение.
Моя собеседница ценит свои мечты и стремится их воплотить. Она непрактична и спонтанна. Знакомые советовали ей не строить дом — ведь его будет трудно содержать; устроиться на нормальную работу, умерить свои желания, перестать тратить деньги на путешествия и начать откладывать на старость. И это вроде дельные советы практичных людей. Но безопасная и предсказуемая жизнь не для неё. В её планах — не унылое, обкатанное существование, а движение, перемены, постоянный поиск нового. Кто-то назовет её авантюристкой, а кто-то — человеком, постоянно растущим и двигающимся вперёд.
— Вы человек разносторонний — и журналист, и юрист, и бизнес-леди, и общественный деятель. Получается, совсем не боитесь что-то менять в своей жизни?
— Да, я многое перепробовала. Работала в газетах, Восточно-Сибирском книжном издательстве. С первым мужем в начале 1990-х мы создали «ПродалитЪ». Потом были строительный, юридический бизнес, ландшафтный дизайн и дизайн интерьера. А три года назад вдруг начала писать детские познавательные книги, сказки и методические пособия для дошкольного образования. Сейчас работаю бизнес-консультантом и веду семинары. А ещё я член Русского географического общества и с удовольствием путешествую по стране.
Почему я в постоянном поиске? Просто неинтересно долго заниматься одним делом. Как-то прочитала, что есть такие беспокойные люди, которых называют первопроходцами. Они не могут усидеть на месте, им вечно нужно куда-то двигаться и что-то открывать. Это заложено в них генетически. Возможно, этот ген затесался и в мою ДНК.
Никогда не ценила стабильность и здравый смысл. Вечно переезжала с квартиры на квартиру. Едва успевала обустроиться, как тут же начинала грезить другим. Увлекалась совершенно не связанными между собой вещами. И при этом умудрялась добиваться успеха. Ведь есть же люди, которые всю жизнь занимаются одним и тем же, оттачивая мастерство, думала я. А мне всегда нравились новые начинания. Они меня буквально зажигали. А потом я поняла: перемены — это и есть сама жизнь. В мире ведь нет ничего стабильного, всё находится в движении. К тому же новое заряжает невероятной энергией, дарит радость, даёт мощный толчок для движения вперёд. В эти моменты ты растёшь.
— А как вам пришла в голову идея создать сеть книжных магазинов и почему ваш порыв оказался таким востребованным?
— В начале 1990-х мы с первым мужем работали в Восточно-Сибирском книжном издательстве. Книги в те годы были огромным дефицитом, и их активно покупали. Мы просто угадали потребности рынка. Тогда мы были самой читающей страной. Нам было чуть за двадцать, никакого коммерческого опыта у нас не было. Но мы решили попробовать. Сначала возили небольшие партии книг из разных издательств и продавали с лотков, прямо на улице. Собрав немного денег, стали привозить партии побольше и, наконец, после Московской книжной ярмарки, привезли первый контейнер. Муж тогда заочно учился на истфаке ИГУ, и курсовые работы для него писала я. Одна из работ была посвящена истории промышленности XIX века. Названия предприятий того времени были довольно необычными: «Продагазъ», «Проданефть», «Продауголь»... Так родилась идея назвать нашу фирму «ПродалитЪ» — продажа литературы.
— Как вообще у вас рождаются новые проекты?
— Вдруг приходит озарение — и ты понимаешь, что хочешь сделать что-то совершенно новое. И чем глобальнее дело, тем сильнее им загораешься. Идея, разумеется, приходит не из воздуха. Это сумма знаний, опыта и интуиции, которая в жизни каждого играет важную роль. Этот огонь не даёт ни сна, ни покоя, пока задуманное не будет воплощено.
— По-вашему, даже дилетант может добиться успеха в любой сфере?
— Да, на любом поприще можно достичь успеха и материальной обеспеченности, вложив определённое количество усердия, упорства, навыков, добросовестности и времени. На то, чтобы полностью «поставить на крыло» новое дело, требуется от полутора до двух лет. Когда я начинала первые проекты, то училась прямо на ходу — ведь нужно было зарабатывать самой и платить зарплату людям. А в таких условиях учишься быстро, навыки и знания получаешь в режиме блицкрига. Главное — справиться со страхом. Чем глобальнее мечта, тем сильнее страх. Иногда неделями не спишь, терзая себе упрёками: ну зачем, зачем ты снова в это втравилась, ведь можно же было спокойно жить! Кстати, всем моим победам всегда предшествовал такой монолог. Психологи говорят: если ты не боишься, то не делаешь ничего важного. Вот и сейчас в планах у меня начать новый бизнес, в котором я совершенно ничего не смыслю, но собираюсь обязательно добиться успеха.
— Разве сейчас время начинать новое дело?
— Для многих людей нынешнее время, действительно, представляется кошмаром. Но давайте посмотрим на это с другой стороны, без эмоций. Сложные времена всегда были и будут. Кризисы — вещь цикличная. Если мы будем сверять свою жизнь со всеми факторами и условиями, то так и не решимся на важные шаги. Начинать новые проекты, менять свою жизнь нужно тогда, когда вы сами этого захотели, не ждать удобного момента. Мой собственный страх перед переменами прошёл тогда, когда я поняла, что возможности приходят не рано и не поздно, а только тогда, когда мы готовы, способны их увидеть и ими воспользоваться. Поэтому, если появляется возможность — открывается новая дверь, это всегда означает, что вы можете это осуществить. Причины «я не готов» не существует.
— А если дверь открылась, а у вас, грубо говоря, нет смелости, чтобы в неё войти?
— Когда сейчас мне говорят, что не могут жить в соответствии с мечтой или начать собственное дело, потому что нет возможностей, времени, офиса, опыта, денег на раскрутку и т. д., мне становится смешно. Когда я начинала собственное дело — в 1990-х, мне было негде жить, нечего есть, нечего надеть и у меня на руках был грудной ребёнок. Все те, кто сейчас сетует на жизнь и отсутствие возможностей, благополучны по сравнению с нами тогдашними. Именно эта безбедная жизнь и позволяет не прилагать усилий, идти проторённой дорогой, в которой нет потрясений — но нет и побед. Главное — идти вперёд, ничего не бояться. Мне очень нравится сравнение жизни с ездой на велосипеде: чтобы сохранять равновесие, нужно ехать. Остановишься — упадёшь.
— Легко сказать. Но как справиться со страхом?
— Действуйте. Живите полной жизнью. И страху просто не останется места. Это как в детстве: в тёмной комнате пугают очертания предметов, которые кажутся чудищами. Но стоит включить свет — и леший оказывается бабушкиным халатом. Сомнения и страхи нужно «рассмотреть» при дневном свете, «потрогать», чтобы избавиться от них. Мы не боимся того, что хорошо знаем. Я всё время удивляюсь чуду, которое происходит: сложное, пугающее дело, в котором ты ничего не смыслишь, превращается в понятное и простое, как только ты узнаёшь, как оно устроено. А когда человек увлечён делом и горит, испугать его гораздо труднее.
Именно страх заставляет многих продолжать оставаться наёмным работником на ненавистной работе, терпеть надоевшую жизнь. Им кажется, что они выбирают стабильность. Но только представьте, что завтра ваш начальник решит закрыть или продать свой бизнес или обанкротится. Вот и выходит, что в такой зависимости больше риска, чем стабильности. Страх присущ всем. Бедный боится стать ещё беднее, богатый боится потерять деньги.
Смелый тот, кто сумел справиться со страхом. Ведь он дан природой для того, чтобы живое существо активизировалось и приняло меры. Животное испугалось, мобилизовалось и совершило действие — убежало или дало отпор. А люди сделали из страха чудовище, которое пожирает их жизнь. Они долго-долго боятся, готовятся, потом робко пытаются выполнить какое-то действие, а затем погружаются в переживания по поводу неудачной попытки. Слишком много переживаний и слишком мало действия. Надо рискнуть, чтобы жить жизнью, о которой мечтали.
— Но гораздо проще жить по привычному шаблону…
— Знаете, у меня есть хобби — я собираю разные старинные предметы: ручные мельницы, ткацкие станки, глиняные крынки, берестяные туески, прялки, угольные утюги и самовары. Однажды я задумалась: наши предки всё делали сами — пахали, сеяли, молотили зерно, мололи муку, пекли хлеб, делали глиняную и деревянную посуду. Теперь мы ничего из этого не делаем, но постоянно жалуемся на усталость. Сколько времени требовалось людям, чтобы испечь буханку хлеба? Трудозатраты должны были составлять дня четыре, включая все процессы — от распашки земли и посева зерна до производства муки, опары и выпечки булки. Сейчас, чтобы получить хлеб, нам достаточно зайти в магазин.
Получается, мы должны быть свободны и счастливы. Вместо этого мы постоянно чем-то заняты, у нас нет ни одной свободной минуты, день расписан по часам. Мы издёрганы и раздражены. Может, мы заняты не тем? Может, мы делаем слишком много ненужного?
Занимаясь юридическим бизнесом, однажды я просто бросила всё в один момент. И меня, как всегда, никто не понял. Да, это прибыльно. Да, у меня была очередь из клиентов. Но на одной чаше весов были мой покой и личное время, а на другой — солидный заработок в бесконечном цейтноте и чехарде сменяющих друг друга противоречивых законов. Чтобы принять решение, достаточно было задать себе один простой вопрос: ты действительно хочешь так жить? Тогда я чётко ощутила, что сижу на крутом берегу и мимо меня в бешеном темпе проносится моя жизнь. Больше всего меня испугало даже не то, что она проносится, а то, что я смотрю на это со стороны, я больше не участвую в ней. Подозреваю, что чувствую подобное не я одна.
Мы в состоянии многое изменить в мире. Пытаться угнаться за изменениями по чужому сценарию — бессмысленная штука. Гораздо конструктивнее выстраивать свой, удобный для себя мир.
Просто оглянитесь вокруг себя. Много вы видите довольных личной жизнью и работой людей? Почти никого. А сколько из них решились изменить ситуацию? Почти никто! Я сама едва ли насчитаю пару человек среди своих знакомых, которые набрались бы смелости пойти за своей мечтой.
— Вы говорите не только о бизнесе, но и о личной жизни?
— Конечно. За всю жизнь я видела только одну гармоничную пару, в которой супруги трепетно и с любовью относились друг к другу. Им не нужны были обоюдные компромиссы, потому, что они реально любили друг друга и были половинками одного целого — это сразу было видно. Если задуматься, то реже всего встречается именно то, что считается самой важной ценностью. Мы понимаем, что настоящая любовь и счастье нужны нам больше всего. Но мало кто готов изменить себя и свою жизнь ради этого. Вот поэтому любовь и счастье — редкие гости в нашей повседневности. Слишком много людей продолжают ходить на ненавистную работу и держаться за опостылевшие отношения.
На самом деле в этом нет смысла. Такое терпение, такая инертность никому не приносят пользы — ни тому, кто жертвует собой, ни тому, кто этой жертвой пользуется. Только вред. Чтобы найти в себе силы и осознать, чего именно ты хочешь, важно почаще останавливаться и выходить из процесса повседневных дел. Уехать на природу, например. Только так удаётся посмотреть на ситуацию новыми глазами. Только так мы начинаем видеть новые возможности, а не толочь одну и ту же воду в ступе.
— Вы пишете сказки. Что вас вдохновило на писательство?
— Как со мной часто бывает, это случилось внезапно. Я уехала зимой за город и, глядя на заснеженные ёлки за окном, вдруг сочинила детские стихи. Мне понравилось это занятие. Следом придумалась детская развивающая серия, в которой герои, дети вместе со взрослыми, сажают огород на подоконнике, делают творог и сыр, пекут хлеб на закваске, сочиняют стихи и песни, собирают дикоросы, делают игрушки. Всего задумано около 30 книг, из которых четыре написано, а пятая — интерактивная азбука — в работе. Действующие лица этого волшебного мира — семья моей крёстной дочки Тони. Их имена в книгах сохранены. Славная, дружная семья, которая вдохновила меня на творчество. Они же — герои сказки «Приключения в Купно». Сюжет её прост: брат и сестра приезжают к бабушке и деду в деревню Купно, где на обмелевшей речке стоит давно остановившаяся мельница. Вместе с лисом они идут к истоку реки, в сказочный город. По дороге учатся помогать друг другу, выбирать правильный путь и справляться со страхами. Оказывается, что вместе они могут многое изменить. Речка снова стала полноводной. Мельница вновь заработала. А жители деревни дружно вышли чистить заросшие берега. Купно — значит все вместе. Так назвали деревню её первые жители, сообща распахивавшие землю и строившие дома.
— Вы создали в Фейсбуке группу «Мы из Сибири». Слышала, что деятельность сообщества выходит за пределы соцсетей…
— Да. До этого я не состояла ни в одной социальной сети. Мне хотелось научиться работать в новом пространстве. Создала в Фейсбуке группу с таким названием для тех, кто любит Сибирь и интересуется её историей и настоящим. Я всегда много путешествовала и с интересом изучала жизнь нашей глубинки. Мне было о чём рассказать. А потом сообщество в соцсетях превратилось в общественное движение патриотов Сибири. Мы стали собираться на мероприятия, проводить ярмарки, исторические вечера, праздники, конкурсы. Оказалось, что группа понравилась не только сибирякам, но и тем, кому интересен наш край. Сейчас у нас больше 46 тысяч участников почти из 50 стран мира. И мы все очень дружны.
Наталья Семёнова — создатель патриотического сообщества «Мы из Сибири»; член Русского географического общества; краевед; бизнес-консультант; писатель.