Никто лучше самих кураторов санаторно-курортной отрасли и руководителей оздоровительных учреждений ситуацию в этой сфере и её шансы на возрождение не охарактеризует. «АН» цитируют участников отраслевого круглого стола при общественном совете Законодательного Собрания Иркутской области.
Алексей Соболь, председатель общественного совета при Заксобрании, президент союза «Торгово-промышленная палата Восточной Сибири (Иркутская область)»:
— Полагаю, что ни у кого нет сомнений, что Иркутская область обладает широкими возможностями для реализации качественных лечебно-оздоровительных услуг. Наши санатории и курорты располагают практически всеми известными в мире видами природных лечебных ресурсов. Этот богатый потенциал можно и нужно использовать в целях оздоровления населения, для реабилитации и лечения пациентов с тяжёлыми заболеваниями, в том числе связанными с новой коронавирусной инфекцией. К сожалению, в настоящее время используется лишь малая часть этих ресурсов, многие уникальные источники не задействованы в полной мере, а состояние большинства санаториев и курортов Приангарья не соответствует современным стандартам, требует больших вложений в реконструкцию. Ощущается и острая потребность в повышении квалификации специалистов, участвующих в организации санаторно-курортного обслуживания.
Несомненно, что эффективная реализация лечебно-оздоровительных услуг, приносящая пользу населению и обеспечивающая соответствующую доходность предприятий санкура, возможна только при условии комплексного подхода. Без решения проблем материально-технического обеспечения, без качественной инфраструктуры невозможно вести речь о расширении спектра предлагаемых услуг и о повышении потребительского спроса на них. И здесь предстоит немалая работа как власти, так и институтов гражданского общества и бизнес-объединений.
Александр Ведерников, председатель Законодательного Собрания Иркутской области:
— Пока я придерживаюсь формулировки «санаторно-курортная сфера». Очень хорошо, что тема развитии этого направления обсуждается сегодня на площадке общественного совета. Эти вопросы многие годы поднимали руководители санаториев и курортов. Очень хотелось бы, чтобы наша сегодняшняя дискуссия инициировала старт трансформации санаторно-курортной сферы в полноценную санаторно-курортную отрасль и эта отрасль чётко, продуманно регулировалась — как объект отраслевого системного развития.
Развитие фармацевтического бизнеса и упадок курортных учреждений — это, на мой взгляд, не совсем тот путь к оздоровлению жителей региона. Есть практика и опыт других субъектов, отличные примеры отношения региональной власти к санаторно-курортной отрасли. И нам нужно провести работу над ошибками, посмотреть лучшую практику других территорий, выйти с рекомендациями и доработать нашу областную нормативную базу.
Сегодня многие здравницы Приангарья выживают на энтузиазме, на энергии руководителей, вопреки «недовниманию» со стороны государства. И если ничего не предпринять, мы так и будем топтаться на месте. Необходимо задействовать механизмы государственно-частного партнёрства — может быть, в виде вливания каких-то прямых бюджетных денег в развитие инфраструктуры. Также важно обеспечить финансовую поддержку жителей — потребителей услуг санаторно-курортной сферы, в том числе родителей, заинтересованных в получении путёвок для своих детей.
Надо оценить проблему, перенять опыт других. Если мы лет на 10 вперёд сформулируем правила игры, понятные для этой отрасли, то тогда и частный инвестор будет охотно в неё вкладываться, совершенствуя материально техническую базу, повышая качество услуг, расширяя спектр профилактической, оздоровительной помощи, которая так актуальна сегодня.
Очевидно: чтобы заработала курортная индустрия, нужны огромные инвестиции. И у государства таких средств нет. Поэтому к решению задач нужно подключать и минэконом — чтобы создать условия, привлекательные для бизнеса. Также, повторю, социальная поддержка жителей обеспечит устойчивый, гарантированный денежный приток в санаторно-курортную сферу. Когда-то санатории очень поддерживали так называемые курсовки от различный предприятий, заботившихся о здоровье своих сотрудников. Но сегодня уже практически нет таких заказов, они минимальные. А это значит — нет и денежного потока. А значит, объекты не ремонтируют, не закупают новое оборудование, не совершенствуют услуги… Вот потому и нужна стратегия, нужен концептуальный подход — чтобы отрасль начала расти. Не среднеинфляционными темпами, а кратно.
Алексей Шелехов, заместитель министра здравоохранения Иркутской области:
— Распоряжением правительства Иркутской области от 25 ноября 2019 года утверждена стратегия развития санаторно-курортного комплекса региона, которая разработана в соответствии с перечнем поручений президента Российской Федерации. Сформирована соответствующая дорожная карта. В этом плане отражено практическое претворение стратегии в жизнь. В частности, обозначен следующий пункт: определить состав, создать рабочую группу по разработке плана мероприятий по реализации стратегии, поскольку силами министерства здравоохранения Иркутской области выполнение этой стратегии маловероятно. Требуются межведомственная поддержка, взаимодействие министерства здравоохранения и министерства экономического развития, минимущества, минприроды, агентства по туризму. (…) Сегодня финансирование не подведомственных минздраву санаторно-курортных организаций не предусмотрено. Мы работаем исключительно в рамках территориальной программы.
Светлана Таханова, представитель отдела геологии и лицензирования по Иркутской области Департамента недропользования по Центральному сибирскому округу:
— В создавшихся условиях — условиях санкций и новых инфекций — санаторно-курортную отрасль можно рассматривать как импортозамещающую. Но что мы имеем по Сибири, и в частности по Иркутской области? Всего по России у нас выделяют три провинции по минеральным водам: это Западная Сибирь, Восточная Сибирь с Дальним Востоком и европейская часть страны вместе с Кавказом. Использование минеральных вод: центр — 75%, Западная Сибирь — примерно 13%, Восточная Сибирь и Дальний Восток — около 7%. Геологами Советского Союза было подготовлено примерно 230 источников выхода минеральных вод. На сегодняшний день государственным балансом учитываем по минеральной воде 33 месторождения, по грязям — 4. Мы говорим о тех, где степень изученности позволяет вести легальную добычу. Всё остальное у нас осталось неизученным. Из 33 месторождений минвод в распределённом фонде сейчас 12, по грязям лицензировано два месторождения. Цифры говорят сами за себя. Одна из главных проблем — слишком длительная процедура лицензирования. Заявитель может просто-напросто физически не дожить до того, когда объект будет выставлен на аукцион или конкурс. Заявительный принцип на такие участки вообще не предусмотрен нормативной базой, хотя в отношении лечебных ресурсов такой порядок был бы вполне целесообразным.
Ольга Князюк, генеральный директор АО «Клинический курорт «Ангара»:
— Выражаю участникам круглого стола и Заксобранию огромную благодарность от сообщества санаторно-курортных организаций. Мы на протяжении многих десятилетий говорили о своих проблемах, но так конкретно и чётко эти вопросы, пожалуй, никогда не рассматривались и не решались. Проблема обеспечения санаторно-курортного лечения действительно сложная и многокомпонентная, и хорошо, что она вынесена на обсуждение при участии нескольких министерств и ведомств.
Но хочу обратить внимание, что отрасль не раз переходила из рук в руки, подчинялась то одной структуре, то другой. И на протяжении двух лет нас курирует минздрав. Санаторно-курортные учреждения — это действительно прежде всего лечебные учреждения. Практика и история показали, что никакие гостиницы, никакие спа-салоны, никакие лечебницы косметологические и прочие в санаторно-курортных учреждениях невозможно организовать, то есть невозможно перестроить лечебные факторы под другие виды бизнеса. И то, что минздрав сегодня занимается методологией, лечебными вопросами, организацией именно лечебного процесса, стандартами оказания медицинской помощи, контролирует качество оказания услуг в санаторно-курортных организациях, вполне логично — при всей загруженности министерства. И оно само, обращаю ваше внимание, выступило инициатором привлечения других министерств к решению текущих проблем санаторно-курортной отрасли.
Сергей Хоменко, президент компании «Курорт «Русь»:
— Текущая стратегия развития санаторно-курортной отрасли Иркутской области носит декларативный характер. Читаем: «Повысить уровень специалистов… уровень информированности… инвестиционную привлекательность… обеспечить дальнейшее развитие санаторно-курортного комплекса… увеличить число граждан, получивших санаторно-курортное лечение…» Но до сих пор не разработаны конкретные программы реализации этой декларации. Вот что нужно. И в срочном порядке. Иначе мы продолжаем терять санатории, которые сегодня в тяжелейшем кризисном состоянии. Список банкротов пополняется.