> «Нам бы покончить с бедностью и не влезть в войну»: писатель Михаил Любимов о тридцатилетии после ГКЧП - Аргументы Недели

//Общество 13+

«Нам бы покончить с бедностью и не влезть в войну»: писатель Михаил Любимов о тридцатилетии после ГКЧП

№  () от 17 августа 2021 [«Аргументы Недели », Михаил ЛЮБИМОВ ]

Фото В. Христофоров / Фотохроника ТАСС

Вот уже несколько лет Запад пытается вернуть нас в девяностые, когда Ельцин славил в Капитолии американскую демократию. А наши доморощенные реформаторы, наглотавшись в университетах США либеральных идей, приобщили страну к «цивилизации». С помощью американских советников под сладкие мелодии о конверсии военной промышленности они начали разрушение оборонки, низведение на нет авиационного и автомобильного производств, других отраслей экономики. Для облегчения этих «реформ» – дезорганизация и разложение силовых структур (некоторых разложили до золотых унитазов).

Дальше – больше. По примеру денацификации Германии навязали суд над компартией «а-ля Нюрнберг». Едва не дошло до запрета на профессию коммунистам. Представляете, что бы случилось со страной, если бы это произошло? Ведь тогда, тридцать лет назад, КПСС составляла 18 млн человек, в неё входили многие лучшие люди страны. Но российские власти и часть СМИ огульно поливали грязью всё советское без разбора. Тогда и началась перепись истории: разве не компартия была главной организующей силой во время войны, включая партизанское движение? Разве не коммунисты возглавили Сопротивление в Италии и Франции? Может, и югославских партизан возглавлял не коммунист Тито? Именно коммунисты сами осудили сталинские преступления, сами под водительством Горбачёва начали перестройку, то есть борьбу с собственным режимом. Увы, она захлебнулась и переросла в буржуазную революцию.

Однако не будем пристрастны. Реформаторы не только обогатились, но и уничтожили вечный советский дефицит, люди стали свободно дышать, избавившись от разных запретов, пребывание за границей стало нормой. Появился легальный бизнес (бандиты и воры не в счёт), расширилось строительство, появились не только олигархи, но и средний класс. Увы, большей части общества пришлось довольствоваться дыркой от бублика, даже президент Путин констатирует бедность.

Не будем валить всё на козни США. Нас поразила эйфория (это словцо не моё, а шефа СВР Трубникова, ему виднее), мы оказались во власти иллюзий, что после весьма муторного возвращения на рельсы капитализма, когда исчезли доктринальные расхождения с буржуазным Западом, нам уже нечего с ним делить и остаётся со слезами умиления обнять друг друга. Русская доверчивость, поверхностное знание Запада, наконец, привычка к железной субординации, когда эксперты вытягивались в стойку «смирно!» перед уральскими дилетантами ельцинского призыва, сыграли далеко не последнюю роль.

И что же произошло за эти тридцать лет? Запад не заметил, что мы многому научились и многое поняли, наши бизнесмены почувствовали вкус к росту и обогащению. Никуда не исчезла «гордость великороссов». Выросло наконец новое поколение, которое не понимает, как жили люди в СССР без рыночной экономики, и отнюдь не ориентируется на США. Но нас продолжали и продолжают учить – что и как делать. При этом пускают в ход санкции в самых разных ситуациях. В прошлом Запад не пикал по правам человека, даже сталинские репрессии проглотил почти беззвучно. Никто подобным образом не ставил ультиматумов по поводу Сахарова и других диссидентов. А если бы поставили, то Сахарова отправили бы не в ссылку, а в тюрягу как шпиона. Да, Навальный, хотя и с передержками, но бил в больные точки, ведь некоторые державные бонзы зарвались и утратили чувство меры в своей жажде наживы. Но вмешательство других держав в свои внутренние дела во всех странах всегда ставит на уши органы безопасности, мы не исключение. В результате Навальный получил вместо условного срока настоящий, и случилась инвентаризация на американский манер СМИ на своих и чужих-«иноагентов», финансируемых из-за рубежа.

Я не сторонник «особого пути» России или «спасительной роли России в гибнущей цивилизации». Но уверен, что каждая нация идёт своим путём, а не общеглобальным, со своими взлётами и падениями. Как известно, разнообразие, а не однообразие – залог прогресса, об этом говорил не только товарищ Мао, помните его «Пусть расцветают все цветы»? У нас Европы невпроворот, мы сами Европа. Не верите? Зайдите в наши магазины, где сплошь и рядом европейское, даже водка у нас европейских сортов. Молчу о кино и ТВ, всё худшее американо-европейское – у нас. В хороших ресторанах еда получше, чем в мишленовских. Одеты и обуты многие из нас во всё западное, пофасонистее, чем в Париже. В нашей Думе не меньше и не больше гениев и муд... рецов, чем в западных парламентах. Разве у нас не рулят глобальные гиганты Apple и Samsung, «Фейсбук» и «Гугл», да всех не перечислить! Так что самое время нам вырваться из американо-европейского засилья, а не переть по-обезьяньи в Европу. Умные англичане настрадались, это осознали и дали дёру.

К тому же на Западе нас нынче не любят. Но сегодня не любят, полюбят завтра. Однако надо всегда помнить – вмешательство Запада в наши дела во все времена приводило только к закручиванию гаек. А вот нормальные отношения, рост политических и культурных связей всегда давали положительный эффект. И не надо питать иллюзий, что если к власти у нас придёт какая-нибудь популярная дама или прозападный олигарх, на народ свалится счастье. Так не бывает, мы уже накушались вдоволь после всех революций. Нам бы покончить с бедностью и не влезть в войну. Остальное приложится. В этом главный урок прошедшего после ГКЧП бурного тридцатилетия.

Михаил ЛЮБИМОВ



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте