Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 32(776) 18–24 августа 2021 г. 13+

Первый полет ИЛ-112В неоднократно откладывался из-за проблем с двигателем

, 19:13

Первый полет ИЛ-112В неоднократно откладывался из-за проблем с двигателем
Снимок с видео. Д. Овчинников / ТАСС

17 августа разбился опытный образец будущего военно-транспортного самолёта Ил-112В. За штурвалом находился Герой России, опытнейший лётчик-испытатель Николай Куимов. Вместе с ним были ещё два члена экипажа. Для граждан, не осведомлённых о делах в авиационно-промышленном комплексе страны, это стало шоком. Случайно снятое видео продемонстрировало, как самолёт с горящим двигателем камнем, с переворотом, врезался в землю, словно уставшая сверхтяжёлая птица.

Для специалистов эта катастрофа не стала неожиданной. Она могла случиться уже два года назад, при первом испытательном полёте 30 марта 2019 года. Но давайте по порядку. Будем ссылаться только на статьи своей газеты «Аргументы недели», корреспондентам которой доверяют авиационные конструкторы и инженеры, – поскольку только «Аргументы недели» уже 15 лет пишут правду о состоянии российской авиапромышленности, и в первую очередь об авиационном моторостроении – главном звене этой важнейшей для страны отрасли.

Из статьи от 3 апреля сего года. Первый полёт разбившийся сегодня Ил-112В сделал 30 марта 2019 г. в честь 125-летия основателя КБ – Сергея Ильюшина. Шеф-пилот «Ильюшина», заслуженный лётчик-испытатель, к сожалению, погибший – Герой России Николай Куимов давно готовился поднять самолёт в первый полёт. Но дата регулярно откладывалась – из-за технических «болезней» турбовинтового двигателя ТВ7-117СТ. Настойчиво вылезала известная проблема Объединённой двигателестроительной корпорации (ОДК). Сначала её управленцы и менеджеры громко объявляют о создании «новейшего отечественного авиадвигателя, лучшего в классе», а потом тихо сопят в тряпочку и пытаются на протяжении нескольких месяцев привести эти самые двигатели в работоспособное состояние. Так, раз за разом срывались даты начала лётных испытаний.

Но в итоге 30 марта 2019 г. самолёт полетел! Через 40 минут успешная посадка – ответственные и просто зрители из числа работников с облегчением выдыхали… Но у всех, кто следил за первым полётом, остался вопрос: почему Ил-112В зарулил со взлётно-посадочной полосы на перрон к встречающим на одном левом двигателе? Сначала выдвигалась версия, что двигатель отключён, чтобы случайно не размолотить винтом особо активных встречающих. Потом – так положено для экономии топлива. И уже позже журналисту «АН» источники в отрасли подтвердили опасения: «В конце полёта, за считаные секунды перед посадкой, на высоте 30 метров двигатель отказал и зафлюгировался». К счастью, тогда без катастрофических последствий. Случись это на взлёте, экипажу испытателей уже тогда было бы не до поздравлений. Лётчики, конечно, посадили бы самолёт и на одном двигателе, на ильюшинской фирме работают профессионалы высшего класса. И всё же это было реальной предпосылкой к лётному происшествию.

Вернёмся в год 2021-й. 27 мая президент Владимир Путин провёл заключительное совещание из серии встреч с руководящим составом Министерства обороны и главами предприятий оборонно-промышленного комплекса. Встреча была посвящена укреплению и развитию Вооружённых сил и отечественного ОПК. Там Путину доложили, что завершаются испытания лёгкого «транспортника» Ил-112В. В текущем году запланирована поставка двух таких самолётов.

Но, как оказалось, президент был дезинформирован о состоянии программы лётных испытаний и начала серийного производства самолёта Ил-112В. Когда и кем – редакции неизвестно. Думайте сами. Главное – зачем, что совершенно непонятно. Речь-то шла о текущей ситуации, за трагический финал которой придётся отвечать. В КБ «Ильюшин» майскую новость о завершении госиспытаний Ил‑112В восприняли с изумлением, собирались по углам и возмущались. И вот почему. Для завершения испытаний требуется совершить от 300 до 1000 полётов, иногда программу выполняют сразу на четырёх-пяти опытных бортах.

А теперь напомним, первый полёт Ил‑112В совершил 30 марта 2019 г., в день 125-летия основателя фирмы генерального конструктора Сергея Владимировича Ильюшина. Наверное, неспроста. Второй полёт из необходимых нескольких сотен состоялся ровно через два года, 30 марта 2021-го. А к маю было выполнено всего 6 полётов. Причём коротких, по полчаса. Основная причина – первый опытный борт получился с изрядным перевесом. Превышение массы – на две с половиной тонны. Это значит минус половина грузоподъёмности. Из-за этого же самолёт не долетел до МАКС-2021.

То есть за два года, с 2019-го по сегодня, пока самолёт стоял на земле, многие замечания так и не были устранены? Так и напрашивается ответ – в Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК) так увлеклись реформированием и оптимизацией, что про самолёт забыли? Притом что два следующих борта, «третий» и «четвёртый», должны были бы иметь уже нормальную массу и соответствовать серийному облику. Но в цехе Воронежского авиазавода (ВАСО) они отсутствуют. Их нет в природе. И поставка этих самолётов уже перенесена на середину 2022 года. Специалисты уверены, что всему виной то, что голоса конструкторов и технологов не слышны. Они в табели о рангах в авиастроении (и не только) опустились на дно телефонных справочников и списков руководителей.

На сборочном заводе ВАСО догадывались, что правительство страны должно быть в курсе, что не всё в порядке с принципиально важным агрегатом самолётов Ил-112В – двигателем ТВ7‑117СТ. Ситуация была и остаётся критической – любой мало-мальски интересующийся авиацией знает, что нет двигателя – нет и самолёта. Самолёт проектируется под двигатель с определёнными характеристиками, который обещают моторостроители. А двигатель не получается! Время уходит, и самолёт становится очередной страничкой в авиационных энциклопедиях... Вот и Ил-114-300 с этим же с двигателем (для экономии двигатели унифицировали) пока не повезло – из 12 первых испытательных полётов в восьми фиксировали отказ силовой установки. Хорошо, что одной... Поэтому инженеры, конструкторы, техники, пилоты давно уже испытывают неуверенность и дрожь в коленях, когда самолёт выруливает на взлётно-посадочную полосу.

Создателю и производителю двигателя – фирме «Климов» представители Военно-промышленной комиссии неоднократно делали предупреждения за срыв гособоронзаказа. Это её менеджеры не способны излечить ТВ7-117СТ от детских, но очень опасных болезней.  Двигатель форсировали для получения высоких характеристик, надёжность упала. Заявленную мощность не показывает... А давно обещанный ВК-3500 с взлётной мощностью 3500 л.с., который бы идеально подошёл к Ил-112В, да и Ил-114 тоже "ОДК-Климов" так и не сделал. Но растрезвонили о нём всему свету! При этом не могут исправить косяки сами – обратились бы к профильным специалистам, которые в отрасли ещё есть. Например, к Дмитрию Федорченко, в прошлом главному конструктору самарского «Кузнецова» и гениальному специалисту-конструктору газотурбинных двигателей. Тут Запад нам палки в колёса не вставляет! Это суровая реальность.

Тем временем лёгкие военно-транспортные самолёты Ил-112В давно ждут в вооружённых силах. Именно поэтому лётчики-испытатели на перетяжелённом самолёте с проблемными двигателями всё же сумели перелететь из Воронежа в Жуковский и начали готовится к демонстрационным полётам на форуме "Армия-2021" В Кубинке. Но после катастрофы ждать Ил-112В придётся неизвестно как долго. Два борта серийного облика, «тройка» и «четвёрка», в ноябре, как ранее заявлялось, не полетят. Их просто не построят к этому времени. Кто ответит персонально? Эти два самолёта должны полностью соответствовать техническому заданию Минобороны, в первую очередь по весу, грузоподъёмности и дальности.

Чиновники вроде бы не замечают, что время давит – близкие по задачам и характеристикам Ан-26 приближаются к полувековому возрасту и должны быть списаны. В России «долётывают» ресурс более 150 единиц этих самолётов. Только Минобороны предварительно оценивает свои потребности в Ил-112В в 120 машин. Первые 7 самолётов должны были уйти заказчику в 2023–2025 гг., а начиная с 2025 г. военные хотят получать от ОАК не менее 12 бортов в год.

И вот – страшный сон рядовых инженеров и бесправных главных конструкторов стал явью. Самолёт и члены экипажа погибли на глазах у всех. Кто станет козлом отпущения – бывший специалист из шоу-бизнеса Юрий Слюсарь – сегодня он рулит ОАК или рядовые техники, которых обвинят в недосмотре за болтами или забытой в моторе отвёртке? Что-то подсказывает – как всегда, будет вариант номер 2.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram

Реклама

20 идей

В мире

Политика