Нижегородцы представили свою продукцию на авиасалоне МАКС-2021
№ () от 10 августа 2021 [«Аргументы Недели Нижний Новгород», Валерий НОРСКИЙ ]
В подмосковном Жуковском прошел XV Международный авиационно-космический салон – МАКС-2021. Свои экспозиции разместили 538 российских компаний и 91 иностранный участник из 20 стран. В авиасалоне приняли участие 11 нижегородских предприятий, специализирующихся в сфере военного и гражданского авиастроения. Какие именно заводы были представлены и что показали посетителям авиасалона, рассказывают «АН. Волга».
Как сказано в официальном пресс-релизе, выпущенном по итогам мероприятия, «салон подтвердил статус крупнейшего делового мероприятия: объем контрактов и соглашений о намерениях достиг 265 млрд рублей, мероприятие посетило более 135 тыс. участников и гостей».
Мероприятие высшего уровня
Традиционно открыл авиасалон президент России Владимир Путин.
– Это подчеркивает как статус события, так и интерес, проявляемый правительством к передовым разработкам предприятий оборонно-промышленного комплекса, – рассказал участник МАКС-2021 доктор технических наук, профессор, полковник ВВС России Олег Корсун. – Главком в приветственном слове подчеркнул, что МАКС, несмотря на сложности, вызванные последствиями пандемии коронавируса, в полной мере отвечает своему международному статусу. Страной-партнером МАКС-2021 выступила союзница нашей страны по Организации договора о коллективной безопасности Республика Казахстан. В настоящее время совместно с РК Россия выполняет целый ряд проектов, включая сборку милевских вертолетов и программу «Байтерек» по пусковым услугам с космодрома Байконур.
«Российская авиация обладает большим потенциалом развития, а наше авиастроение продолжает создавать новую конкурентоспособную авиационную технику, – заявил президент РФ. – Отечественные авиакомпании получают современные лайнеры “Сухой Суперджет”. В ближайшее время на трассы должен выйти новейший магистральный самолет МС-21. За ним последуют региональный Ил-114-300, легкий многоцелевой “Байкал”, а также новые вертолеты, которых давно ждут».
Вернулись с контрактом
Как сообщила пресс-служба губернатора и правительства Нижегородской области, 11 предприятий региона приняли участие в ХV Международном авиационно-космическом салоне. Перечислим наших участников. Это АО «Арзамасский приборостроительный завод им. П. И. Пландина», АО «Горьковский завод аппаратуры связи им. А. С. Попова», АО «Федеральный научно-производственный центр “Нижегородский научно-исследовательский институт радиотехники”», НАО «Гидромаш», АО «Научно-производственное предприятие “Полет”», АО «Научно-производственное объединение “Правдинский радиозавод”», ПАО «Арзамасское научно-производственное предприятие “ТЕМП-Авиа”», АО «Производственно-конструкторское объединение “Теплообменник”», ООО «Научно-производственное предприятие “ПРИМА”», ПАО «Русполимет» и ООО «Научно-производственное предприятие “Авиаком”».
– Авиасалон – незаменимая демонстрационная площадка и одновременно реклама наших достижений для специалистов и потенциальных заказчиков, – обратил внимание губернатор Нижегородской области Глеб Никитин, добавив, что в этом году на МАКСе была представлена нижегородская продукция специального, а также двойного и гражданского назначения. – Диверсификация производств на предприятиях оборонно-промышленного комплекса – одна из задач, поставленных президентом Владимиром Путиным. Нижегородские компании неплохо справляются с этой задачей. По итогам 2020 года этот показатель составил 28,6% при целевом показателе в 30% к 2025 году.
В свою очередь, министр промышленности, торговли и предпринимательства региона Максим Черкасов отметил, что нижегородские предприятия активно использовали площадку МАКСа для проведения деловых встреч и переговоров.
– О конкретных результатах участия нижегородских предприятий в форуме говорить пока рано, поскольку проработка и заключение части договоров не укладываются в сроки проведения форума, – подчеркнул министр. – Однозначно можно сказать, что продукция предприятий оборонно-промышленного комплекса региона пользуется спросом как на российском, так и на мировом рынке.
Действительно, на полях МАКС-2021 уже подписан контракт между АО «ГЗАС им. А. С. Попова» и Министерством обороны Республики Беларусь на поставку двух комплектов приводных аэродромных радиостанций в новой конфигурации. Эти мобильные комплексы, монтируемые на шасси отечественных автомобилей повышенной проходимости УАЗ и КамАЗ, предназначены для обеспечения дальнего и ближнего привода летательных аппаратов, оборудованных средневолновыми радиокомпасами, в район посадочной площадки с удаления 150 км при высоте полета 1000 м, а также для симплексной радиосвязи. В проспекте завода указывается, впрочем, что выбор транспортной базы остается за заказчиком, то есть можно монтировать аппаратуру и на «Урал», и на «Тигр». Любой каприз за ваши деньги.
– В принципе, белорусы могут поставить комплексы на шасси собственного производства от МАЗа или Минского завода колесных тягачей (VOLAT), – считает полковник Корсун. – Это обеспечит им более высокий процент локализации изделия и облегчит проблему снабжения запчастями и планового ремонта.
Кстати, контакты ГЗАС и МО РБ этим контрактом не исчерпываются.
– Кроме этих серийных поставок АО «ГЗАС им. А. С. Попова» в будущем году планирует поставить вооруженным силам Белоруссии серию подвижных узлов связи, – сообщил дополнительно генеральный директор предприятия Владимир Дряхлов. – Это еще более функциональное техническое устройство, которое может быть установлено на разные шасси, в том числе повышенной проходимости. Оно предназначено для ведения связи с воздушными судами и наземными службами, а также для определения метеоданных в районе посадочной площадки.
Наши в Жуковском
Среди новинок авиасалона – разработка компании «Авиаком», специализирующейся на разработке и производстве авиационной радиосвязной аппаратуры, средств поиска и спасания, а также поверочной аппаратуры. В этот раз нижегородцы привезли на выставку аппаратный комплекс для проектирования и натурно-модельных испытаний широкополосных систем радиосвязи, радиолокации и навигации высокоскоростных объектов. А также блоки навигационных приемников и радиодальномер.
– Эти устройства обеспечивают безопасность полетов, – поясняет полковник Корсун. – Они должны обладать высокой точностью и надежностью в части длительности наработки на отказ. Насколько мне известно, среди заказчиков предприятия – «Туполев», «Сухой», Московский, Казанский и Ростовский вертолетные заводы. То есть портфель заказов компании, скорее всего, удастся пополнить.
Арзамасский приборостроительный завод представил обновленную линейку систем управления летательными аппаратами, гиромоторов, рулевых приводов, а также беспилотный летательный аппарат вертолетного типа «Грач». Этот компактный дрон, выполненный по классической схеме с несущим и рулевым винтом, весит всего 120 кг и способен доставить груз массой до 40 кг на расстояние около 400 км.
НПП «ПРИМА» продемонстрировало комплекс средств связи КСС-17Б собственной разработки для нового вертолета Ми-171А3. А также систему внутренней связи и оповещения экипажа воздушного судна для среднемагистрального узкофюзеляжного пассажирского самолета МС-21.
– Это важное достижение, поскольку МС-21, или «Магистральный самолет XXI века», разрабатывается корпорацией «Иркут» совместно с входящим в ее состав ОКБ Яковлева с постоянным «переносом сроков вправо», – сообщил полковник Корсун. – В частности, потому, что предполагалась поставка бортового радиоэлектронного оборудования от Thales, Honeywell и Rockwell Collins. Но грянули санкции… Поэтому то, что машина получит в итоге не только отечественные двигатели ПД-14 пермского производства, но и отечественное БРЭО, не может не радовать.
Еще один импортозамещающий проект представило ПАО «Русполимет». Компания из Кулебак презентовала продукцию своих дочерних предприятий: ООО «Гранком», выпускающего изделия из порошковой стали, и ООО «Завод вакуумной металлургии», специализирующегося на титановых сплавах. Раньше оба этих направления, жизненно важных для авиастроительной отрасли России, закрывались исключительно за счет поставок из-за рубежа. Теперь в стране появился собственный производитель.