Аргументы Недели. Кубань → Общество 13+

Легализация подлога?

, 17:09

Суды в Краснодаре нашли повод для отказа в восстановлении прав пострадавших от чиновничьего подлога жителей многоэтажки.

Из трех домов краснодарского ЖК «Покровский», где разразился скандал с захватом технических этажей третьими лицами, остается неразрешенным вопрос по многоэтажке на Березанской, 89. Если по литерам на Фабричной и Промышленной суды частично восстановили права граждан на общедомовое имущество, то по третьей — на Березанской, 89, несмотря на признание бывшего главного архитектора города в превышении служебных полномочий и вопреки сложившейся судебной практике, они заняли сторону мэрии. В данный момент ожидается рассмотрение дела в Четвертом кассационном суде общей юрисдикции. Неужели выявленное преступление и признательные показания бывшего крупного чиновника не повлекут за собой восстановления прав граждан? Если это так, то дело попахивает легализацией преступления, не правда ли?

Когда на крыше поселился замечательный сосед

Возможно, кто-то думает, что дольщикам крупно повезло, если они обрели крышу над головой, а не остались с ямой под ногами. Ведь сколько еще людей скитаются по кабинетам и площадям, чтобы кто-то решил проблему с застройщиком, который не выполнил своих обязательств! Если на всё смотреть через призму «наилучшего из зол», то собственники квартир в ЖК «Покровский» должны быть нижайше благодарны застройщику за то, что он все-таки сдал в 2009 году их долгожданные высотки. Но обязан ли народ закрывать глаза на иные нарушения их прав, которым несть числа, и смиренно помалкивать?

История прогремела на всю страну. В Краснодаре случился величайший прецедент. Если ранее в судебной практике встречались случаи «отжима» отдельных помещений, относящихся к общему имуществу многоквартирников, то здесь целые технические этажи сразу трех высоток на несколько тысяч квадратных метров, строительство которых было оплачено дольщиками, таинственным образом оказались в собственности третьих лиц. Иными словами, если раньше брались за комнаты, то теперь взялись за целые этажи. О том, что происходит что-то неладное, собственники квартир стали догадываться, когда заметили работы по реконструкции фасада на технических этажах домов. Рабочие с нескрываемым энтузиазмом ломали стены семнадцатого этажа под оконные проемы. Позднее оказалось, что пострадали и расположенные на чердаке общедомовые коммуникации. Чтобы они не мешали обустройству потенциальных квартир, а будущие жильцы не спотыкались о разные там железяки, реконструкторы резали трубы и размещали их в удобных местах. Из-за этого, например, в доме на Промышленной была нарушена отопительная система, жильцы верхних этажей мерзли в своих квартирах. Инициативная группа собственников попыталась разобраться, на каком основании дома, указанные в их договорах как шестнадцатиэтажные, вдруг стали семнадцатиэтажными. Как оказалось впоследствии, без криминала в этом деле не обошлось.

Преступление без наказания

Подозрения и домыслы жильцов подтвердились после вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела следственным отделом по Центральному округу Краснодара от 1 января 2020 года, правда, по нереабилитирующему основанию. Следствие установило, что в бытность главным архитектором города Краснодара Игорь Головкин внес недостоверные сведения в разрешение на ввод объектов в эксплуатацию, что повлекло за собой незаконную передачу общедомового имущества третьим лицам.

Головкин признался следователю, что разрешения на ввод объекта в эксплуатацию были выданы с нарушениями, которые образовались вследствие его действий. Нарушения обусловлены тем, что он выдал разрешения на ввод в эксплуатацию с учетом семнадцатых этажей как нежилых помещений, в то время как по проектной документации семнадцатые этажи значились как технические и разрешения на ввод в эксплуатацию необходимо было выдавать, именуя этажи техническими. Какая вроде разница — нежилые, технические? В целом никакой, кроме того, что технические являются общедомовыми, а нежилые — частными. Согласно документу СКР чиновник признался, что «данные действия совершены им умышленно, но без коррупционной составляющей, то есть за это он денег либо какого-либо имущества ни у кого не получал и не вымогал».

В итоге экс-чиновник избежал уголовного преследования по нереабилитирующему основанию — истечении срока давности.

Выведенные из состава общего имущества техэтажи бесхозными просуществовали недолго и были проданы оборотистым застройщиком.

Сейчас по каждому из домов проблемного ЖК расследуются уголовные дела по ч. 4 ст. 159 УК РФ «Мошенничество», жильцы признаны потерпевшими и пошли в суды с административными исками к мэрии и профильному департаменту о признании частично незаконными разрешений на ввод объекта в эксплуатацию и внесении в них изменений...

До того, как факт преступления был установлен следствием, а уголовные дела не возбуждались, жильцы неизменно проигрывали в судах, а с момента вынесения постановления от 1 января 2020 года ситуация резко изменилась. На основании документа СКР Первомайский суд по иску жильцов дома на Промышленной, 33, признал акт ввода в эксплуатацию незаконным и обязал Департамент архитектуры Краснодара исправить подложный документ. Это решение подержали апелляционная и кассационная инстанции. В данный момент остается только аннулировать право собственности третьих лиц.

По гражданскому делу дома на Фабричной, 10, решения также были вынесены в пользу жильцов и устояли во всех судебных инстанциях, вплоть до Верховного Суда РФ. Право собственности на технические этажи по данному объекту уже аннулировано.

Дело по Березанской — исключение из правил?

Казалось бы, судебная логика в отношении ЖК «Покровский» устоялась, а пристальный взгляд следствия с характерным прищуром после двух лет обжалований отказов наконец навелся на резкость, поэтому иск по дому на Березанской, по идее, должен был быть разрешен аналогично — в пользу дольщиков. К тому же дело попало к той же судье, которая уже рассуживала аналогичные иски, занимая принципиальную позицию в спорах граждан с чиновниками. Однако после продолжительной подготовительной судебной работы, в тот момент, когда судья ушла в отпуск, дело внезапно было изъято из ее производства и оказалось у ее коллеги Поповой, которая в 2010 году уже рассматривала гражданский иск другого жильца по вопросу техэтажей на Березанской, в котором отказала. Да, то решение выглядело странным, но тогда, по крайней мере, экс-архитектор еще не излил свои откровения следователю Следственного комитета, МВД не возбудило дело по действиям застройщика, а суды еще не наработали соответствующую судебную практику.

Но судья Попова отказала в иске и десять лет спустя. Повод был найден классический, ему обучают желторотых студентов юрфаков еще на первых курсах,— пропуск сроков исковой давности. Мол, о нарушении своих прав истец должен был узнать при получении квартиры в 2009 году. Кроме того, судья сослалась на собственное решение 2010 года, отметив, что еще десять лет назад уже было установлено, что спорный этаж никакой вовсе не чердак. В общем, признание автора подложного документа не смогло поколебать ранее сложившуюся позицию судьи.

Ссылки на то, что преступление чиновника было покрыто еще и застройщиком, который в акте приемки-передачи квартиры черным по белому написал, что передает ее в оконченном строительством шестнадцатиэтажном доме, тоже действия на суд не возымели.

Позднее в постановлении о возбуждении дела о мошенничестве в особо крупном размере следователь МВД отразит, что тем самым застройщик ввел дольщиков в заблуждение, что, по сути, являлось способом совершения мошенничества.

На деле же истец узнала о преступлении при издании оспариваемого акта горархитектуры от соседа, которому удалось раскрутить это дело в Следственном комитете, и сразу, в течение месяца, который ушел на поиск юриста и подготовку иска, обратилась в суд — где же здесь нарушение срока исковой давности?

Кроме того, суд указал, что удовлетворение требований истца повлечет правовую неопределенность в отношении прав лиц, в собственности которых оказались помещения техэтажа.

Сторона истца вчитывалась в бумагу с шапкой «именем Российской Федерации» и не могла взять в толк, как она должна была узнать о совершенном в отношении нее преступлении чиновника, которое покрывалось застройщиком, и до того, как его раскрыл Следственный комитет? Еще она не могла понять, как может быть так, что чиновник признаётся в преступлении, а после этого не только он не несет наказания, но и восстановить права пострадавших оказывается невозможно. И всё это — «именем Российской Федерации», дата, подпись, гербовая печать и полная «правовая определенность».

Крайсуд оставил такое решение в силе, заняв позицию, полностью противоположную той, которую меньше месяца назад занял при рассмотрении точно такого же иска соседнего дома на Промышленной, относящегося к тому же ЖК, строившемуся по тому же проекту и по единому разрешению на строительство.

Из крайсуда, где рассматривалась их апелляционная жалоба, жильцы выходили в состоянии кипения после слов представителя городских властей, который на голубом глазу заявил, что оспариваемое разрешение на ввод их дома в эксплуатацию выдано в соответствии с законом, а люди себе сами напридумали, будто права их чем-то нарушены. Каково? Но крайсуд голос чиновников услышал лучше, чем стенания людей, у которых в результате преступления, в котором признался экс-архитектор, над головой появились новые квартиры.

В данный момент приближается дата рассмотрения дела в Четвертом кассационном суде общей юрисдикции. Двенадцатого августа состоится заседание. Жильцы, ставшие жертвами как минимум двух преступлений и при этом «размазанные» в судах, идут на него в подавленном состоянии, не веря ни в закон, ни в правосудие, но доводя дело до конца «для очистки совести». Жалкое зрелище.

Наши корреспонденты будут присутствовать на процессе.

Когда анализируешь эту историю, возникает вопрос: неужели выявленное следствием преступление, в котором признался и сам виновник, возбужденное по его следам новое уголовное дело, судебная практика да и просто здравый смысл нисколько не влияют на восстановление прав граждан? Действительно, закон и справедливость не всегда идут рука об руку, но неужели возможно такое, чтобы они бежали в разных направлениях? Если это так, значит, можно совершать преступления в расчете на сроки давности, формулировку «именем Российской Федерации» и гербовые печати, ведь преступники не будут наказаны, а их жертвы вряд ли смогут восстановить свои права?

Очень больно, когда государство всеми своими властными ветками стегает собственных граждан. Как они будут мыслить после того, как получили запрещенный удар от органов исполнительной власти города и оплеухи в судах, которые сумели найти повод, чтобы не восстанавливать их права? С какими чувствами они пойдут к избирательной урне?

Мы отследим эту историю до конца — также для очистки совести.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram