Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели Нижний Новгород → Общество № 29(773) 28 июля – 3 августа 2021 г. 13+

Зачем ВКС России легкие истребители

, 11:36

Зачем ВКС России легкие истребители

На международном авиакосмическом салоне 2021 года (МАКС-2021) государственная корпорация «Ростех» представляет новейший боевой самолет. В чем отличия этой машины от предшественниц, «АН. Волга» рассказали эксперты.

На официальных страницах ГК «Ростех» в социальных сетях ранее появились фотографии и видео, в которых облик новой машины полностью не раскрыт – это, очевидно, своего рода тизеры, призванные повысить интерес к экспонату МАКС-2021. Однако уже сейчас понятно, что новый самолет выполнен по однодвигательной схеме.

 

Возвращение к истокам

Некоторые издания поспешили назвать изделие «первый российский однодвигательный истребитель». На самом деле это не так. Первые реактивные МиГи – МиГ-15, -17, -19, -21 (вплоть до МиГ-23) – имели один двигатель. Эти самолеты второго и третьего поколений прекрасно зарекомендовали себя в Корее и Вьетнаме, а также в более поздних конфликтах. Последнее зафиксированное применение МиГ-21 – индо-пакистанский конфликт в 2019 году, когда индийский Fishbed сбил пакистанский F-16 Fighting Falcon (на всякий случай, самолет уже четвертого, а не третьего, как МиГ-21, поколения). То есть вариант с одним двигателем зарекомендовал себя прекрасно.

– Китайцы до сих пор производят и поставляют тем же пакистанцам Chengdu F-7, это не что иное, как копия МиГ-21, – рассказал «АН. Волга» доктор технических наук, профессор, полковник ВКС России Олег Корсун. – Есть еще пример однодвигательной машины с отличным экспортным потенциалом, я имею в виду шведский Saab JAS 39 Gripen, он служит кроме как на родине в ВВС Венгрии, Чехии, ЮАР и Таиланда. Вообще говоря, одной из причин перехода к схеме с двумя разнесенными двигателями на МиГ-23 стала потребность в установке более мощной бортовой радиолокационной станции. Но сегодня элементная база микроэлектроники несравненно совершеннее, и можно сделать РЛС вполне компактной.

О том, что «Российская самолетостроительная корпорация „МиГ“» начала разработку однодвигательной машины, стало известно в конце 2019-го, когда на портале государственных закупок РСК разместила заказ на «аэродинамический расчет легкого многофункционального фронтового самолета». А в этом году Ростех объединяет «МиГ» и «Сухой», создавая Корпоративный центр самолетостроения. Перспективные разработки отныне будет вести увеличившийся коллектив конструкторов.

– Объединение двух авиастроительных компаний не только даст синергетический эффект с точки зрения науки, но и позволит экономить бюджетные средства, – уверен кандидат экономических наук Василий Самыкин. – Опасаться ухудшения качества новых изделий, на мой взгляд, не следует: конкуренция проектов, безусловно, сохранится.

 

Будущее все ближе

Также Ростех ведет разработку перехватчика нового поколения, который в перспективе сможет заменить МиГ-31БМ. В данное время этот самолет, получивший обозначение ПАК ДП (перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата), находился на стадии опытно-конструкторских работ, которые ведутся в том числе и на нижегородском авиационном заводе «Сокол», имеющем богатые традиции создания боевых машин.

Что касается интригующего всех однодвигательного самолета, то, по данным источников в Ростехе, он сможет развивать сверхзвуковую скорость, обладая при этом малой радиолокационной заметностью.

– Судя по всему, в новом изделии по полной программе использованы наработки, полученные при подготовке к выпуску машины пятого поколения, Су-57, – констатирует полковник Корсун. – Это, кстати, объясняет весьма короткий срок, за который были проведены научно-исследовательские и опытно-конструкторские мероприятия.

В настоящее время Воздушно-космические силы России не имеют на вооружении однодвигательные истребители.

– Да, это так, – поясняет полковник Корсун. – Последние МиГ-23, -27 и Су-17 были выведены из боевого состава еще в 1992 году. Однако такие машины достаточно распространены в мире. Самые известные и наиболее востребованные из них на глобальном оружейном рынке – американские F-16 Fighting Falcon поколения «4+/4++» и F-35 Lightning II пятого поколения от Lockheed Martin, уже упоминавшийся шведский «Грифон» и китайский J-10 Vigorous Dragon, в разработке которого специалист РСК «МиГ» тоже принимали активное участие. Теперь решили и в отечественных ВКС закрыть пробел с легкими малозаметными машинами. То, что в новом самолете используются технологии малозаметности, видно хотя бы из V-образного хвостового оперения. Также из видеоролика понятно, что двигатель нового изделия имеет отклоняемый вектор тяги. Полагаю, на выходе мы получим скорость свыше двух Махов, то есть больше чем две звуковые, сверхманевренность и взлетную массу не более 20 тонн, что фактически вдвое меньше, чем у МиГ-31.

 

Для чего он нужен

Новый самолет, как представляется, будет работать и по воздушным, и по наземным целям, то есть концептуально это классический истребитель-бомбардировщик.

– Условно говоря, фронтовые машины делятся на самолеты завоевания превосходства в воздухе, они бьются с себе подобными, очищая небо от врага, и истребители-бомбардировщики, – рассказывает полковник Корсун. – Последние при работе по наземным целям иногда оказываются эффективнее легких бомберов. Что касается однодвигательной схемы, то ныне надежность двигателей позволяет создавать однодвигательные машины. У них меньше расхода топлива, то есть при таких же массогабаритных характеристиках, что у машины с двумя двигателями, они экономичнее.

Несомненно, новая машина получит развитый искусственный интеллект, что облегчит ее пилотирование в боевых условиях.

– Сегодняшние беспилотные технологии позволяют при ранении летчика или потери им сознания безопасно вернуть машину на базу и посадить ее, – констатирует полковник Корсун.

 

Как это сделают

Что касается перспектив серийного производства, то уже сейчас большинство профильных предприятий работают в рамках Объединенной авиастроительной корпорации.

– Кооперация реально действующая, – поясняет Василий Самыкин. – Вместе работают заводы Комсомольска-на-Амуре, Новосибирска, Луховиц, наш «Сокол». Они в рамках кооперационных связей станут выпускать определенные комплектующие, что минимизирует расходы. Кроме того, у данного изделия, как мне представляется, хороший экспортный потенциал. Работает сайт, на нем есть видео с анонсом премьеры и упомянуты четыре страны – Объединенные Арабские Эмираты, Вьетнам, Индия и Аргентина, видимо, как потенциальные покупатели новой машины. Насколько я понимаю, технически самолет станет своего рода младшим братом Су-57, со всеми его достоинствами. У вас недостаточно средств на F-35 или Су-57 – покупайте вот эту машину.

Действительно, в сообщении Ростеха все сказано предельно откровенно: «Мы убеждены, что новый продукт, разработанный специалистами ОАК, вызовет неподдельный интерес не только в нашей стране, но и в других регионах мира, в том числе у наших конкурентов за рубежом».

– Эта машина нужна для замены МиГ-29, нишу легкого истребителя она прекрасно займет, – уверен полковник Корсун. – Тяжелый истребитель нужен государствам с большой протяженностью границ или береговых линий, при этом небольшим странам интереснее легкие, они дешевле и экономичнее.

– Я более чем уверен, что прямо на МАКС-2021 создатели самолета постараются привлечь к кооперации какого-либо иностранного партнера, те же ОАЭ, они неспроста в ролике упомянуты. – полагает Василий Самыкин. – Для серийного производства нужны большие деньги, у арабов они есть. Если помните, примерно по такой же схеме создавался и арзамасский броневик «Тигр», ныне успешно служащий и в армии, и в полиции, и в Росгвардии. Покажут наши специалисты из ОАК на стенде концепт, расскажут характеристики и найдут инвестора, готового вложиться в проект. Кстати, в Индии наши МиГи уже собирали, у индусов тоже есть опыт кооперации. Все должно получиться!

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram