В Иркутске в этом году ведется ремонт 21 дорожного участка в рамках федерального проекта «Безопасные и качественные дороги». Работами затронуты в частности магистрали и объекты, которые играют роль наиболее удобного транспортного коридора между различными округами Иркутска. В их числе, например, улицы Трактовая, Рабочего Штаба, Карбышева, Академический мост. Тем не менее интенсивный ремонт не провоцирует потоков жалоб и критики в социальных сетях, как было в прошлые годы. Это довольно непривычно для жесткой городской общественности. Что примирило иркутян с необходимостью потерпеть временное неудобство перемещений по городу? В тонкости организации городских дорожно-ремонтных процессов решил вникнуть корреспондент «АН».
Утро, 23 июля, улица Баррикад. На отрезке от Маратовского кольца до улицы Фридриха Энгельса поток машин медленно ползет в сторону Знаменского рынка по дороге, очищенной от старого асфальта. Пешеходам можно не смотреть под ноги — вдоль Баррикад уже обустроен ровный и удобный тротуар. После Казанской церкви трафик заметно разгоняется — на этом участке вплоть до улицы Ушаковская уложен свежий слой асфальта.
Андрей Пономарев, заместитель директора по производственно-договорной работе МУП «Иркутскавтодор» (организация получила контракт на ремонт улицы Баррикад), рассказывает: общий объем работ на данный момент выполнен более чем на треть.
В этом сезоне улица Баррикад для «Иркутскавтодора» — самый серьезный объект. На участок длиной в 2,6 километра организация вышла 15 мая, закончить работы планирует в срок до 15 октября. Существуют промежуточные контрольные точки, по достижении которых подрядчик должен отчитаться об определенном объеме работ. Так, на 15 июля готовность должна составлять 30%, на 15 сентября — не менее 80%.
«В настоящее время мы говорим о 35% исполнения контракта, нареканий со стороны контролирующих организаций к нам не поступало. На данном этапе полностью выполнены подготовительные работы, демонтировано старое асфальтовое покрытие, бордюры, дорожные знаки и пешеходное ограждение, опоры освещения, искусственные неровности, — перечисляет Андрей Пономарев. — На всем участке ведется установка нового бордюрного камня, а на отрезке от Фридриха Энгельса до Ушаковской уложен выравнивающий слой асфальта».
Всего на улице Баррикад будет установлено около шести километров гранитного бордюра и более семи километров газонного бордюра. Площадь асфальтирования проезжей части составит порядка 51 тыс. кв. метров, на данном участке находится 295 колодцев и все они будут отремонтированы с установкой бетонных плит для исключения провалов. Подрядчик заменит 1 тыс. метров пешеходного ограждения, 300 дорожных знаков, пять светофорных объектов. А еще здесь появится 95 новых, более мощных уличных светильников, 1,8 тыс. кв. метров парковочных мест и «карманов», будет устроено 15 тыс. кв. метров газона и высажено 60 крупномерных деревьев.
«Важной составляющей работ станет ремонт практически неработающей ливневой канализации. Иркутяне знают, какие потоки воды образуются после сильных дождей на перекрестке улиц Ушаковская и Баррикад, вблизи стадиона Динамо, — напоминает Андрей Пономарев. — В таких местах мы заменим сливные решетки и обустроим поверхностный водоотвод, это позволит не скапливаться осадкам на проезжей части».
На Баррикад также обновят все остановочные павильоны, а пешеходные переходы приведут в нормативное состояние. Часть из них перенесут в другое место, более удобное и безопасное для людей. Кроме того, будет расширен тротуар вдоль Знаменского рынка.
Андрей Пономарев перечисляет причины, по которым ремонт на столь оживленной улице в этом году не привел к коллапсу движения: комплексный подход к ремонту объекта и тщательно планируемое время работ: «По поручению мэра Иркутска Руслана Болотова такие принципы сейчас применены ко всем реконструируемым дорожным объектам. Комплексный подход означает, что параллельно с дорожной организацией свои плановые работы выполняют представители инженерных и сбытовых структур. К примеру, на улице Баррикад сейчас можно увидеть технику и специалистов Южных электросетей и Водоканала. В вечернее и ночное время проводим работу по ремонту колодцев на проезжей части, чтобы не затруднять движение в дневное время. На объекте у нас ежедневно работает более 30 человек».
Действительно, инициатива проведения работ в вечернее время себя оправдывает. Ранее Руслан Болотов также отмечал: «Так как дорожно-строительные работы приносят неудобство автомобилистам, просим подрядчиков по возможности проводить работы в вечернее и ночное время, когда дороги менее загружены».
Ожидается, что после ремонта на Баррикад должна улучшиться пропускная способность. «Сейчас движение тормозят в том числе многочисленные «отвороты», ведущие к торговым центрам и рынкам. Через несколько месяцев их число будет сокращено, а углы въездов и выездов окажутся более удобными для автомобилистов.
Вечер, 23 июля, улица Трактовая. Оживленная на протяжении всего рабочего дня магистраль заметно пустеет с наступлением сумерек. Вместе с тем резко вырастает активность техники и сотрудников АО «Дорожник». Именно эта подрядная организация ответственна за ремонт участка длиной 3,6 км на отрезке от перекрестка с объездной дорогой почти до Иркутного моста. Сроки окончания работ здесь также ограничены — 15 октября. За тем, как меняется улица Трактовая, следят не только жители Ленинского округа, но и других районов. Ведь именно здесь анонсировано появление первой в городе выделенной полосы общественного транспорта.
Пока об этом ничего не напоминает — улица еще остается в прежних границах. «Так будет недолго. Уже в августе мы планируем заниматься расширением, обустройством дополнительных полос движения, — уверяет начальник участка Антон Яковлев. — Помимо новых полос, иркутян ждет еще одно новшество во внешнем виде Трактовой. Линия освещения будет устроена не вдоль тротуаров, как сейчас, а вдоль разделительной полосы».
По его словам, на сегодняшний день заканчиваются фрезеровочные работы, на ряде участков уже уложено выравнивающее основание, для этого был демонтирован разделительный барьер (который после вернут на место — «АН»), проводится укладка бордюрного камня, а также водоотводного лотка. На объекте в ежедневном режиме задействовано от 50 до 80 человек.
Так же, как и на Баррикад, на Трактовой будут заменены остановочные павильоны, обновлены парковочные карманы, обустроены газоны, высажены новые деревья. В цифрах объем работ звучит примерно следующим образом: 1,7 километров железобетонного водоотводного лотка, 7 километров бордюрного камня, 10 тыс. тонн щебеночно-битумной смеси, еще столько же — мелкозернистого асфальта.
«Ремонт улицы Трактовой — один из самых масштабных и капиталоемких проектов этого года. Его можно сопоставить с реконструкцией улиц Лермонтова или Байкальской. Эта дорога уже давно нуждалась в ремонте. По нашей инициативе объект был включен в национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», — комментирует Руслан Болотов. — На сегодня мы меняем приоритеты организации дорожного движения, работаем над созданием комфортной транспортной сети для всех без исключения горожан, с перспективой её дальнейшего развития. В первую очередь важно удобство для пешеходов, затем — движение велосипедистов и общественного транспорта. И только потом уже — легковой и грузовой транспорт. Сейчас мы делаем только первые шаги в этом направлении, в частности при реконструкции крупных магистралей уже на стадии проектирования предусматриваем отдельные полосы для общественного транспорта».
В Иркутске приступили также к ремонту еще одного важного объекта — улицы Горной. Работы проходят на участке от Байкальской до Карла Либкнехта, общая протяженность — 400 метров. На сегодня подрядная организация проводит земляные планировочные работы и укладку бордюрного камня. Улицу восстанавливают в рамках федерального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
«Проектирование ремонта проходило совместно с АНО «Иркутские кварталы» и с привлечением общественности города. В результате была разработана концепция ремонта с созданием велосипедной дорожки, дополнительных тротуаров и газонов. По мнению жителей, данная улица должна иметь больший уклон в сторону пешеходного движения, из-за близости торговых центров и развлекательных объектов, — отмечает заместитель мэра, председатель комитета городского обустройства Роман Орноев. — С технической точки зрения, улица Горная находится в историческом центре Иркутска, где сконцентрировано большое количество подземных инженерных коммуникаций. Понимая это, прежде чем начать асфальтовый ремонт, мы договорились с сетевой организацией о перекладке трубопроводов горячего водоснабжения. На сегодня эти работы завершены».
На объекте работает подрядная организация ООО «Союз-Град», в этом году компания уже завершила ремонт улицы Каландаришвили. По проекту на Горной обустроят новые тротуары и велодорожки, заменят освещение и уложат асфальт по двухслойной технологии. Все работы должны быть окончены до 15 сентября.
По поручению мэра Иркутска Руслана Болотова, все работы контролируют специалисты независимого строительного контроля совместно с сотрудниками комитета городского обустройства администрации Иркутска. На участках, где выявлены нарушения, оплата подрядчикам не производится.