Российский экспорт попадет под «углеродный налог»
№ () от 20 июля 2021 [«Аргументы Недели », Александр Чуйков ]
Несколько дней назад Европа наконец-то официально объявила предложения по введению в ЕС трансграничного углеродного регулирования. Их суть: экспортёры из стран, по мнению Брюсселя, выбрасывающие слишком много парниковых газов, будут платить оброк в европейскую казну. В российском Минэкономики подсчитали, что под «углеродный налог» попадёт российский экспорт металлов, удобрений, электроэнергии и цемента на 7,6 млрд долларов. Какова будет сумма оброка, пока неясно.
Надежды юношей питают
Министр экономики г-н Решетников почему-то надеется на честное купеческое слово европартнёров: «Надеемся, что представители ЕС сдержат данные нам ранее обещания и обеспечат соответствие документа нормам ВТО, РКИК ООН и других международных соглашений. Рассчитываем на содержательный диалог с коллегами из Еврокомиссии. Почти полтора года, пока проект разрабатывался, коллеги из ЕС заверяли весь мир в том, что буква и дух Соглашения ВТО будут полностью соблюдены. Сегодня уверенности в этом нет».
То есть министр фактически признал, что никто в Европах держать своё слово не собирается, но надежда на их обещания в Минэкономики жива до сих пор. При этом российское правительство уже подсчитывает убытки от введения оброка. В Банке России назвали сумму потерь в 9, 7 млрд долларов ежегодно. В Минэнерго профильно подсчитали, что только экспортёры нефти и газа будут терять до 4 млрд долларов в год в результате мер, которые планируется ввести уже с 2023 года.
Но никто из ответственных лиц не уточнил, что все эти потери сегодня связаны с неуёмным желанием наших чиновников подписывать все международные договоры, в которые нас зовут. Нынешний европейский оброк, который просчитывался заранее на раз-два, есть результат международной климатической авантюры, которая началась Мадридской конференцией и Киотским протоколом и закрепилась Парижским соглашением по климату. Кстати, присоединение нашей страны к этому соглашению буквально перед отставкой зачем-то подписал Дмитрий Медведев.
Хотя осенью 2019 г. уже было ясно, что международные шулеры нас (и не только нас) просто надули. Обманули, точнее.
– Поначалу Парижское соглашение через достижение странами устойчивого развития, особенно ликвидации нищеты и бедности, призывало стремиться к двухградусному порогу повышения среднегодовой температуры на планете. Но как-то цель поменялась на низкоуглеродную траекторию развития, – говорит научный руководитель Института народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук академик Борис Порфирьев.
Эта «траектория развития» направлена в основном против двух стран: России и Китая. Но если на Пекин где залезешь, там и слезешь, то Москва принимает невыгодные для себя правила игры даже на уровне риторики.
– Более 50 стран объявили о переходе на низкоуглеродную траекторию развития. В перспективе это точно приведёт к изменению структуры спроса на высокоуглеродоёмкие товары на внешних рынках, глобально изменится структура спроса на сами углеводороды. Это серьёзно повлияет на нашу экономику в ближайшие годы. Это вопрос не столь отдалённого будущего, как нам иногда казалось, – признал министр Решетников.
То есть экспорт рухнет вместе с доходами казны, но что делать с этим, мы не знаем. По данным «АН», в правительстве уже более двух лет лежат адаптированные к «низкоуглеродным траекториям» сценарии возможного развития нашей страны. Они подготовлены междисциплинарными рабочими группами из Российской академии наук.
Суть проста: слабость обратить в силу. Из-за сокращения экспорта у нас высвободятся колоссальные ресурсы энергии, которые можно дёшево перерабатывать в электроэнергию и поставлять её отечественной промышленности по ценам чуть выше себестоимости. Дешёвая энергия, недорогая по мировым меркам рабочая сила со сравнительно высоким пока уровнем образования, развитая трансконтинентальная транспортная сеть, дружба с Китаем, который владеет массой технологий, утерянных у нас…
Со всем этим багажом мы пока ещё имеем шанс стать главным промышленным центром планеты. Но у министра даже мыслей таких нет. Во всяком случае он их не озвучивает. Так и лежат учёные бумаги у кого-то в кабинете Белого дома.
Где доказательства?
Самое интересное, что никто из российского властного массива не ставит под сомнение исходящий из западных научно-политических кругов сам факт того, что нас ждут «горячие деньки». «Будет жарко», – говорят нам из-за океана, и мы, как г-н Решетников, безоговорочно в это верим.
Ни один серьёзный учёный, которому «АН» задавали прямой вопрос: «Потепление – неизбежность?», не готов был съесть свою шляпу, давая 100%. Потому что пока никто с формулами и расчётами в руках – подчёркиваю, никто в мире! – не доказал, что климат на планете в долгосрочной перспективе меняется на глобальное потепление. Это первое. И второе – причиной изменения служит антропогенный фактор, то есть промышленная деятельность муравья, который называется человеком разумным.
Первый фактор недоказуем просто в силу несовершенства знаний о природе климатических изменений и невозможности их прогнозирования на сколь-нибудь приличный срок, например, на 365 дней.
– Мы и погоду-то предсказываем более-менее точно на 5–7 суток. Как можно говорить о каком-то прогнозировании климатических изменений?! – говорит океанолог, академик Михаил Флинт. – Одни учёные считают, основываясь на прошлых наблюдениях, что сегодня временное цикличное потепление перед очередным ледниковым периодом. То есть умрём от холода. Другие, наоборот, что умрём от жары. Одни говорят, что климат зависит от муравья на доли процента, другие поют: «на борьбу с парниковыми газами марш, марш вперёд, рабочий народ».
Пока же климатическая шизофрения как каток несётся по планете, давя всех несогласных. И, поддакивая этой «зелёной» чуши, мы только всё глубже и глубже загоняем себя в болото. Между тем именно наша страна могла бы противостоять этой климатическо-политической паранойе. В достаточно объективных исследованиях Российской академии наук, например, работах Института геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии РАН (ИГЕМ РАН) доказывается, что огромные объёмы парниковых газов попадают в атмосферу из недр Земли в результате излияния гигантских объёмов магм, происходящих при подъёме мощных восходящих потоков горячего материала – суперплюмов.
А учёный с безукоризненной репутацией, член-корреспондент РАН Андрей Капица прямо заявлял, что это «наукообразный бред».
– Сторонники «глобального потепления» поменяли местами причину и следствие. Не повышенное содержание CО2 в атмосфере приводило к потеплению, а в результате потепления происходил выброс в атмосферу гигантских объёмов углекислого газа из Мирового океана, в котором растворено 90% CО2. Немного, на полградуса, прогреется, и океан «выдохнет» углекислоту. Извержения вулканов и лесные пожары тоже вносят существенный вклад в накачивание земной атмосферы CО2. При всех издержках промышленного прогресса выброс тепличных газов из труб заводов и теплоэлектростанций не превышает нескольких процентов от общего оборота углекислоты в природе.
Благодаря скважине, пробурённой в толще ледника в Антарктиде, мы заглянули на 400 тысяч лет назад в прошлое Земли. Как и в кубиках льда для коктейлей, в извлечённом ледяном цилиндре длиной свыше трёх километров были пузырьки воздуха, только «доисторического» возраста. По соотношению изотопов кислорода в этих пузырьках учёные определили температуру, при которой выпадал снег. Разумеется, в далёком прошлом человек не мог воздействовать на природу. Но установлено, что содержание CО2 тогда менялось очень сильно. Причём каждый раз именно потепление предшествовало повышению концентрации CО2 в воздухе. Теория парникового эффекта предполагает обратную последовательность, – говорил Капица в лекции «Глобальные проблемы окружающей среды от Петра Великого до наших дней» в Британском королевском географическом обществе.
Можно вспомнить (но сейчас это стараются забыть) и петицию бывшего президента Национальной академии наук США Фредерика Зейтца, которую подписали 16 тыс. учёных со всего мира. В ней они призывали правительства мировых держав отклонить подписание достигнутых в Киото соглашений об ограничении выбросов парниковых газов. Небольшая научная справка гласила, что на протяжении последних 300 лет на Земле наблюдается потепление. И влияние человеческой деятельности на изменение климата достоверно не установлено, потому что промышленные выбросы CО2 – это 1–2% от общего оборота углекислоты в природе. Повторим: человек выбрасывает 1–2%! О каком антропогенном воздействии можно говорить?!
Но на этом основании нас собираются ограбить на десятки миллиардов долларов! Причём ни у кого не возникает даже мысли послать Европу на три весёлых буквы, заморозить поставки, например, газа или нефти, лишить всех преференций европейские компании, работающие в России. То есть пробить «двоечку» вместо униженного подставления другой щеки. Даже намёка нет!
Конечно, российские (правда, с офшорной юрисдикцией) корпорации, которые с введением европейского налога-оброка будут платить миллиардные штрафы, компенсируют эти потери за счёт рабочего класса или российского бюджета. Но чиновникам, всей российской власти пора уже вспомнить о реальном, а не телевизионном суверенитете и перестать повторять «наукообразный бред» вслед за западными климатическими шарлатанами.