Гостям авиационно-космического салона в Жуковском для посещения выставки надо успеть получить QR-код, который подтверждает наличие вакцинации от коронавируса. При этом прорабатывается возможность посещения МАКС‑2021 для граждан, не имеющих возможности предоставить QR-код, но располагающих отрицательным ПЦР-тестом, проведённым менее чем за 72 часа до входа на территорию выставочного комплекса. Загрузка сведений о наличии QR‑кода или ПЦР-теста будет доступна всем посетителям выставки в автоматизированной системе управления заявками на сайте салона МАКС. Необходимо будет загрузить сведения не менее чем за 24 часа до посещения мероприятия, сообщается на официальном сайте организатора.
Лучше поздно, чем никогда?
Напоминаем – XV Международный авиационно-космический салон МАКС-2021 пройдёт в городе Жуковском Московской области с 20 по 25 июля 2021 года. Но то, что только 9 июля, всего за десять дней до открытия стали известны требования Роспотребнадзора, – нонсенс. Почему об этом нельзя было заявить заранее? Чтобы и участники, и гости могли спокойно подготовиться, в конце концов принять решение – отправляться в Жуковский или спокойно сидеть дома перед телевизором и смотреть репортажи и видеотрансляцию лётной программы. По сути, форменное издевательство над здравым смыслом. Летние кафе с открытыми верандами до 1 августа можно посещать без ограничений, а МАКС, который по большому счёту проходит на открытом воздухе, – нельзя.
Вот что сообщает устроитель выставки АО «Авиасалон»: «Одним из важнейших условий, минимизирующих риск заражения, является недопущение массовых скоплений людей. Несмотря на то, что площадь выставочного комплекса позволяет безопасно и комфортно единовременно разместить на площадке более 200 тыс. человек, принято решение о корректировке билетной и демонстрационной программ с целью максимального расширения возможностей для посетителей увидеть лётную программу и осмотреть наземную экспозицию не только в выходные, но и в будние дни. Демонстрационная программа будет унифицирована: полёты в среду и четверг будут столь же зрелищными и интенсивными, как и в выходные дни. Билеты для разового посещения будут доступны начиная со среды».
Проще говоря, бизнес-день будет единственным – вторник, 20 июля, когда на МАКСе будут встречать президента Владимира Путина. Таким образом предполагают снизить нагрузку в выходные дни, дни традиционного паломничества любителей авиации на аэродром Лётно-исследовательского института им. М.М. Громова в Жуковском. К устроителям претензий нет, они в данной ситуации выполняют предписание Роспотребнадзора. А вот эта организация сегодня реально поставила организаторов авиасалона на уши.
Также стало известно, что посетители выставки не увидят уже анонсированную новинку отечественного авиапрома – лёгкий военно-транспортный самолёт Ил-112В. Единственный экземпляр этого самолёта оказался технически не готов к перелёту из Воронежа в Жуковский.
Авиапром просит денег
Как стало известно изданию «Коммерсант», Минпромторг до 2030 года на создание «конкурентоспособной продукции авиационной промышленности» запросил 1 триллион 840 миллиардов рублей. Всего в планах построить к этому сроку 735 новых самолётов.
Основную часть средств, более 1, 59 трлн рублей, планируется привлечь из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Понятно, в «конкурентоспособные» воздушные суда попали МС-21, Ил-114-300, ЛМС-901 «Байкал» (лёгкий многоцелевой самолёт, замена «кукурузнику» Ан-2 на местных маршрутах), импортонезависимый «Сухой Суперджет», локализованный на УЗГА L-410, и пять типов вертолётов. Ясно, что появление сообщений о таких планах неслучайно именно в эти дни: хороша ложка к обеду, а вернее – к МАКСу.
Про Ил-96-400М ничего не сказано, похоже, с этим широкофюзеляжным дальнемагистральным самолётом гражданская авиация простилась окончательно, он остаётся в производстве для госзаказчиков, в планах по два самолёта в год. Опытный экземпляр собираются сдать до конца года, будущее серийного выпуска туманно. Возникает ассоциация с историей лайнера Ту-204СМ. Построили три самолёта, в мае 2013 года завершили сертификацию и не стали строить (при наличии заказов). Решили, что скоро появится МС‑21, который, к слову, вдвое дороже. Но МС-21 пока до авиакомпаний не «долетел», и место отечественных самолётов в парке авиаперевозчиков заняли «Боинги» и «Эрбасы».
Настораживает ещё одно – чересчур медленно разворачивается производство новой техники. Это уже вопрос к менеджменту Объединённой авиастроительной корпорации. Где производство Ил-112В в облегчённом серийном облике? Его нет. Ил-114‑300 тоже практически стоит без движения в цехе РСК «МиГ».
Недавно вице-премьер Юрий Борисов и вице-спикер Госдумы Алексей Гордеев посетили Воронежский авиазавод ВАСО, где должны серийно строить Ил‑112В. И на пресс-конференции Алексей Гордеев заявил, что проблема с выпуском самолёта кроется в недостатке квалифицированных кадров. Можно подумать, это новость! Сначала на ВАСО, ещё в бытность А. Гордеева губернатором Воронежской области, директивно уволили всех сотрудников старше 60 лет. Прервалась и так тоненькая цепочка передачи опыта и авиастроительной школы, началась чехарда со сменой руководства. А теперь пожинаем плоды.
К тому же, по данным «Аргументов недели», двигатели ТВ7‑117СТ-01 на самолёте Ил‑114‑300 пока не соответствуют заявленным характеристикам, выдают мощность 2500–2600 л. с. А производитель «Климов» обещал на взлётном режиме 2800 л. с. и завершение его сертификации в начале 2022 года. Практически тот же двигатель устанавливается и на Ил-112В. Это узкое место надо срочно расшивать. Безальтернативные сегодня Ан-24 и Ан-26 сходят с авиамаршрутов по возрасту. Потерпевшему катастрофу на Камчатке почти сорокалетнему Ан-26 оставалось летать всего два месяца. Конечно, комиссия разберётся, кто виноват, экипаж или техника, но погибли 28 человек. И тут же старый авиатор из Самары Владимир Пташинский говорит:
– Интересно, как они вообще летают? Авиаремонтных заводов на Дальнем Востоке, как и во всей России, для обслуживания самолётов «Антонова» нет. Был в Иркутске 403-й, так на его месте теперь торговый центр. А когда самолёту осталось летать всего ничего, сомнительно, что коммерсанты будут вкладываться в его ремонт.
Спросил у авиаконструктора, а что, если бы в тех условиях на посадку заходил современный борт, напичканный электроникой? И вот ответ:
– Электроника бы, конечно, орала об опасном сближении с землёй и так далее, но в любом случае очень много зависит от того, кто сидит на левом кресле, то есть от командира воздушного судна. Вспомните катастрофу «Суперджета» в Индонезии. Чего не отнять у этого самолёта, так это его оснащённости самой современной авионикой. А в результате врезались в гору.
Но в любом случае для эксплуатации на региональных и местных линиях нужны отечественные самолёты-вездеходы, не с нежными европейскими шасси, а кондовые в хорошем смысле, то есть крепкие. На северах часто просто невозможно сделать нормальные бетонные полосы, грунты на вечной мерзлоте плывут, рвут покрытие. Да и настроить аэродромов и посадочных площадок с высококачественными полосами будет стоить бюджету космических и неподъёмных средств. Проще сделать самолёт а-ля рюсс – «деревенский самолёт». Например, как Ил-114-300.
С прицелом на массовость
Скорее всего В. Путину покажут абсолютно новый однодвигательный истребитель. После знаменитого бестселлера МиГ-21 однодвигательные истребители в СССР и России не делали. А для экспорта это самый выгодный сегмент, немногие страны могут себе позволить дорогие двухдвигательные машины, такие как МиГ‑35 или Су-57. А лёгкий МиГ-21 стал самым массовым истребителем 3-го поколения, его произвели в количестве 11 496 единиц, не считая 2500 китайских копий под названием J-7. Благодаря массовости производства самолёт отличался очень низкой себестоимостью: МиГ-21МФ, например, стоил дешевле, чем боевая машина пехоты БМП-1 и стоял на вооружении в армиях 65 стран. К слову, американцы с истребителем F-35 пошли по этому же пути, только самолёт у них получился очень дорогим и не слишком удачным по техническим характеристикам. Но в чём США не откажешь, так это в умении впаривать за бешеные деньги военную продукцию своим союзникам по НАТО и сателлитам.