Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна МОСКАЛЬКОВА поддержала инициативу по законодательному закреплению обязательного наличия домов ребёнка в колониях-поселениях.
Взрослые люди, нарушившие закон, отбывают свой срок наказания в тюрьмах, исправительных учреждениях или колониях-поселениях. Это справедливо. Подростки сидят в специальных колониях для несовершеннолетних. Это тоже справедливо – надо отвечать за свои поступки. Но есть дети, которые попали за решётку без малейшей вины. Их вина только в том, что их матери – преступницы. Общество обязано максимально облегчить долю таких без вины виноватых детишек.
Судьба детей до 3 лет, которые попадают в колонии-поселения вместе со своими осуждёнными матерями или появляются на свет уже в исправительных учреждениях, почему-то мало обсуждается, хотя требует немедленного вмешательства.
Сегодня в 66 колониях содержится более 24 тысяч женщин. При них имеется 13 домов ребёнка, в которых проживает 338 детей в возрасте до 3 лет. При этом в случае перевода матери из исправительной колонии в колонию-поселение с ребёнком в возрасте до 3 лет, либо рождения ребёнка в колонии, либо осуждения к отбыванию наказания в колонии-поселении для женщин, имеющих ребёнка в возрасте до 3 лет, вопрос о содержании совместно с ребёнком в колонии-поселении законодательно не урегулирован.
В такой ситуации многие дети оказываются в детских домах.
Территориальные органы ФСИН России за счёт внебюджетных средств пытаются данную проблему решить, однако она носит системный характер и её необходимо прорабатывать на федеральном уровне, с помощью совершенствования законодательства.
По мнению Татьяны Москальковой, вопрос серьёзный и требует кардинального пересмотра и законодательного закрепления обязательного наличия домов ребёнка в колониях-поселениях.
Незадолго до своей госпитализации с диагнозом «коронавирус» уполномоченный по правам человека посетила ФКУ ИК-22 ГУФСИН России в Красноярском крае – исправительную колонию общего режима для содержания женщин, осуждённых к лишению свободы.
В 2009 году на базе ИК-22 был создан дом ребёнка, в котором проживают дети осуждённых женщин в возрасте до 3 лет. В 2014 году открыто общежитие для совместного проживания осуждённых женщин со своими малолетними детьми.
По словам Татьяны Москальковой, данная положительная практика может быть распространена на другие колонии и стать основой для закрепления наличия домов ребёнка на законодательном уровне.