В Бурятии — первой из всех субъектов в России — ввели новый, третий по счету, локдаун с начала пандемии. Причиной режима жестко нерабочих дней стало ухудшение ситуации с коронавирусом. С началом лета в республике началась третья волна заражений, число ежедневно регистрируемых новых заболевших очень быстро приблизилось и перешагнуло за 300 человек, умирать в день стали по 20 и более инфицированных «короной». Однако есть и те, кто не торопится соблюдать правила. Видимо, считая, что они для других.
Время гражданской ответственности
Режим нерабочих дней ввели в Бурятии с 27 июня по 11 июля — на две недели запрещена деятельность всех предприятий, за исключением жизнеобеспечивающих служб, продуктовых магазинов, торговых организаций, реализующих товары первой необходимости, аптек, ЖКХ, общественного транспорта, СМИ. Решение было принято на заседании оперативного штаба, чтобы, как подчеркнул глава РБ Алексей Цыденов, переломить ситуацию по коронавирусу. Республика на тот момент стала второй в стране по росту новых случаев заражения — за сутки зафиксировано 258 новых случаев, а общее число заболевших за всю пандемию превысило 42 тысячи человек, более тысячи умерли.
«Закрывается большая часть предприятий, проще сказать, что работает. Работают предприятия непрерывного цикла, такие как водоканал, железная дорога, энергетика, банки, магазины мобильной связи, продуктовые магазины и торгующие товарами первой необходимости. Строительные магазины и другие магазины могут работать исключительно навынос, за исключением тех, что находятся в ТРЦ — торговые центры будут закрыты полностью. Предприятия общепита также могут работать только навынос, не касается это только общепита в гостиницах — для обслуживания гостей. Отели работают на прием командировочных, а также организованных групп туристов, где все должны быть с отрицательным тестом ПЦР на руках. Повторю: только организованные группы. Закрываются музеи, парки, дети должны оставаться дома. В эту волну болеют дети, даже грудные младенцы, а требовать от детей соблюдения эпидемиологических мер сложно, поэтому дети должны сидеть дома эти две недели, — отметил Алексей Цыденов. — Эти две недели не время ограничений. Это время нашей гражданской ответственности. Если мы не будем соблюдать меры, то не сможем переломить ситуацию. Прошу всех отнестись ответственно».
Фестивали на паузе
На общей волне роста коронавируса чуть раньше локдауна отменили популярный фестиваль «Голос кочевников», о чем его главный организатор Наталья Уланова узнала из СМИ. «Карнавала не будет. «Голос кочевников» отменили. После долгой и нервной ситуации неопределенности, когда ты не знаешь, делать шаг вперед или назад, когда не можешь сказать артистам и партнерам ни да, ни нет, когда все висит в переговорах и ты постоянно меняешь стратегию и готовишься к любым вариантам развития событий, но все же надеешься, что фестиваль состоится. Но ковид непредсказуем. «Голоса» не будет. И этот факт вгоняет в эмоциональную яму», — написала Уланова на своей странице в соцсети.
Она добавила, что отмена «Голоса кочевников» за месяц до события — ничто по сравнению с отменой фестиваля «Дикая мята» в Тульской области за 7 часов до открытия: «У меня был шок от этой новости. Они же каждый год строят инфраструктуру в чистом поле! В итоге организаторы потеряли 96 млн рублей. Я очень люблю этот фестиваль, ориентируюсь на него, и для меня он лучший из независимых музыкальных фестивалей России по всем параметрам — атмосфера, организация и, конечно же, музыка! Вкус этого фестиваля очень близок. Это мое!»
Замкнулись не все
Однако не все с радостью закрыли двери и начали соблюдать режим ограничений. Еще до введения локдауна в Бурятии случился крупный скандал: в разгар третьей волны коронавируса депутат Народного хурала Бурятии Тимур Нимаев сыграл свадьбу, на которую пригласил, по его словам, около ста гостей. Видео со свадьбы выложили случайные очевидцы и кто-то из гостей мероприятия, записи разлетелись по сети в мгновение ока, показав всем, как не надо делать. Сам Нимаев рассказал, что с супругой свадьбу они планировали давно, но из-за разных причин она все откладывалась. «В 2021 году, когда были послабления по ограничениям, мы наконец запланировали нашу свадьбу на июнь. Однако ее опять пришлось отменить, — пытался пояснить депутат. — Переносить на следующий год не представлялось возможным, так как в дацане нам определили конкретную дату женитьбы и дали понять, что в следующем году для нас будет неблагополучный год (кто знает, тот поймет). Поэтому мы решили просто зарегистрироваться и, чтобы не собирать совсем много людей, отметить свадьбу на малой родине, с приглашением ближайших родственников и друзей».
В итоге же на свадьбе, которую все-таки было решено сыграть в Улан-Удэ, в общей сложности собралось около 100 человек, один из которых — коллега Нимаева по партии, депутат Госдумы Вячеслав Мархаев. При этом, аргументировал Нимаев, постарались соблюсти все меры предосторожности — расстановка столов, рассадка гостей, санитарная обработка столов и помещения, контроль температуры при входе, все это, сказал он, соблюдалось. Мероприятие состоялось в арендованном помещении, столы накрывали своими силами, вместе с родственниками, своего рода деревенский праздник в городских условиях. «Жалею ли я о произошедшем? Нет! Мы создали семью, и мы счастливы», — подчеркнул депутат. И добавил, что если надзорные органы действительно посчитают, что он что-то нарушил, то готов понести соответствующее наказание и его статус депутата здесь, мол, абсолютно ни при чем.
В условиях, когда уже у каждого жителя Бурятии есть больные, переболевшие, лежащие в реанимации или даже умершие от коронавируса родственники, такое открытое пренебрежение запретом на массовые мероприятия возмутило многих. «Как всегда, пока власти вводят ограничения для простых людей, а для депутатов закон не писан. Смотрите какую свадьбу закатил депутат хурала, — писали в соцсетях. — Там никто не соблюдает ни масочный режим, ни правила. Для них их же законы не работают. Обнимаются, целуются толпой, а потом эти же элитные господа все койки позанимают, чтобы простые смертные в отделение не могли попасть. Зачем вообще этот пир во время чумы?».
Естественно, при таком общественном резононсе надзорные органы не могли отстраниться: очень оперативно провели проверку в банкетном зале, где проходила свадьба, и опечатали там все, что можно. В ходе обследования на предприятии выявлены не только несоблюдение требований по профилактике коронавирусной инфекции, но и нарушения, свидетельствующие о том, что не соблюдалась технология приготовления блюд, не в полном объеме выполнялись требования санитарных правил, в общем, нашлись вопросы. Материалы проверки передали в суд. Претензии к коллеге высказали и депутаты Народного хурала. Так, депутат-единоросс Михаил Гергенов предложил рассмотреть этот вопрос на очередной сессии, а депутат Народного хурала Бурятии, лидер ЛДПР Сергей Дорош написал заявление в комиссию по этике по поводу свадьбы своего коллеги Тимура Нимаева. Он потребовал оценить действия виновника торжества и нескольких гостей его свадьбы, других депутатов хурала, членов партии КПРФ. По мнению Дороша, проведение такого мероприятия в период пандемии ставит под угрозу жизни и здоровье граждан и дискредитирует Народный хурал в глазах общественности, «поскольку формирует в сознании граждан неверное представление о вседозволенности представителей органов власти».
На этом, однако, скандалы не закончились: буквально накануне старта локдауна в сети попало видео еще одного банкета, организатором которого выступила «Опора России», собравшая в Бурятию на конференцию представителей из разных регионов. В официальном аккаунте организации сообщили, что проводят Совет регионов «Опоры России», посвящённый финансам для малого бизнеса Бурятии и перспективным секторам роста для МСП в сфере туризма и производства. Мероприятие проходит на берегу Байкала, о чем также сообщается в посте. Часть мероприятий прошла в режиме онлайн, в частности по видеоконференцсвязи участники конференции обсудили с главой Бурятии «механизмы привлечения финансирования для малого и среднего бизнеса, вопросы содействия продвижению инвестиционных проектов МСП, взаимодействия власти и бизнеса по вопросам развития МСП и другие вопросы». На фотографиях с мероприятия было видно, что в зале конференции большая часть людей находится в масках, но вот на записях из банкетного зала ситуация совершенно иная, и это вызвало новый шквал негативных комментариев в соцсетях. Видео выложила в свой «Инстаграм» одна из участниц конференции, которая, поняв, что стала звездой публикаций в СМИ, очень быстро все удалила, но, как известно, интернет помнит все. Так что вскоре стало известно, что это было за мероприятие и где оно проходило. В Роспотребнадзоре установили, что крупный банкет организовали в отеле «Байкальская Ривьера» в селе Гремячинск на побережье Байкала. По сообщению ведомства, возбуждено административное производство в отношении юридического лица ООО «Байкальская Ривьера». В ходе обследования предприятия выявлены нарушения: несоблюдение требований по профилактике новой коронавирусной инфекции, требований санитарных правил для предприятий общественного питания, отметили в ведомстве. Все участники бизнес-конференции «Опоры России» имели отрицательные результаты ПЦР тестов на новую коронавирусную инфекцию, особо отметили в Роспотребнадзоре по РБ, но ситуацию это не особо спасло.
Были зафиксированы нарушения и масштабом поменьше. В ходе рейда мобильной группы по контролю профилактических мероприятий в Улан-Удэ должностным лицом в организации общепита оказано противодействие мобильной группе. Контролирующие выявили нарушения в части недостаточного объема профилактических мер в пивном баре на проспекте Победы — барменом не соблюдался масочный режим, журнал дезинфекции контактных поверхностей не был заполнен. В баре также находился знакомый сотрудницы. Мужчина в нетрезвом состоянии хватал документы, угрожал и выгонял контролёров из помещения. Был вызван наряд полиции. А в момент оформления протокола бармен выхватила документ и порвала его. Несмотря на это, извещение о явке на составление протокола направлено индивидуальному предпринимателю по почте заказным письмом.
На Байкал — через пост
Также в день старта локдауна установили блокпосты на дорогах, ведущих к популярным местам отдыха. Нельзя просто так взять и выехать на Байкал или Щучье озеро, столь популярные у жителей республики и соседних регионов. На две недели приостановлено заселение в коллективные средства размещения, за исключением организованных туристических групп, которые сопровождают туроператоры из реестра, утвержденного министерством туризма. Также в места отдыха допускаются лица, которые забронировали и оплатили проживание до 23 июня 2021 года — при этом нужно показать бланк подтверждения бронирования от сайтов бронирования с контактными телефонами гостиницы (booking.com, ostrovok, и т.д.); фирменный бланк организации — коллективного средства размещения с подтверждением бронирования; документ, подтверждающий бронирование, с подписью руководителя и печатью организации — коллективного средства размещения. То есть купить путевку сейчас и поехать отдохнуть не получится.
Обязательным условием для всех остается отрицательный тест на коронавирус. Помимо этого, основанием для пропуска через кордон может стать прописка. В целом с 27 июня по республике организовано 12 постов контроля на выездах из Улан-Удэ, Тункинском, Иволгинском, Кабанском, Селенгинском районах и в г. Северобайкальск. Наибольшее количество таких точек контроля установлено в Селенгинском районе, там работают 5 блокпостов в направлении мест массового отдыха. Они работают днем и ночью до окончания периода самоизоляции населения. Запрет гостевые дома, которые не хотят оказаться закрытыми до конца турсезона, кстати, соблюдают. По крайней мере, обзвонив несколько средств размещения на Байкале, договориться о заезде на ближайшие выходные не получилось. Но пригласили приезжать после 11-го.
Отметим, после объявления локдауна за голову схватились бизнесмены, предприятия которых не до конца оправились еще и от двух предыдущих локдаунов. Глава Бурятии пообещал, конечно, меры поддержки, но на них никто особо не рассчитывает. Например, в конце июня местный предприниматель Алексей Семенов попросил вид на жительство у президента США. Видео с обращением к Джо Байдену он разместил на своей странице в «Фэйсбуке». Семенов рассказал, что родился и вырос в Улан-Удэ. После армии попал в ДТП и оказался в инвалидной коляске, как открыл свой бизнес — автомастерскую, которую был вынужден закрыть в локдаун, его обещали освободить от ряда налогов, оказать материальную помощь. Позднее его все-таки попросили заплатить налоги за то время, когда бизнес не работал и на нервной почве бизнесмен серьезно заболел. Врачи вырезали мужчине гангрену, а в больнице Семенов заболел коронавирусом. «До сих пор я сижу практически на костях, делаю постоянные перевязки. Но это не проблема, я все так же хочу жить, работать и развиваться», — говорит он и просит у президента США в виде исключения предоставить ему и его семье вид на жительство в Америке.
Окажет ли локдаун эффект, на который надеются врачи и правительство Бурятии, станет ясно только к концу двух недель, продлевать ограничения за этот период в Бурятии не планируют, по крайней мере пока. На 29 июня ситуация не улучшилась, наоборот, стала еще хуже: за последние сутки зарегистрирован 321 новый случай заражения, умерли 22 жителя республики.