> Байкал может попасть в «черный список» объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО - Аргументы Недели Иркутск

//Общество 13+

Байкал может попасть в «черный список» объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО

№  () от 29 июня 2021 [«Аргументы Недели Иркутск», Олег Усов ]

Хозяйственная деятельность на берегах озера Байкал может стать предметом большого экологического разбирательства. Предметом является статус Байкала в списке объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. А вот кто может стать выгодоприобретателем от всего этого информационного шума — еще большой вопрос.

Уже в следующем году Байкал может попасть в «черный список» объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, находящихся под угрозой. С таким заявлением на прошлой неделе выступили представители международной экологической коалиции «Реки без границ» (Rivers without Boundaries).

«С момента признания Байкала уникальным объектом Всемирного природного наследия почти каждый год Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО пытается добиться от Российской Федерации введения по-настоящему эффективных мер по охране Байкала, — отмечает международный координатор экологической коалиции «Реки без границ» Евгений Симонов. — Так, за последние два года российские чиновники, получив тринадцать (!) запросов о серьезных байкальских проблемах и нарушениях, ответили ЮНЕСКО всего одной отпиской, а тем временем ослабление охраны Байкала и деградация экосистем озера шло своим чередом. Внесение в список «Наследие в опасности» может стать мощным стимулом для выработки и реализации действенных мер по охране Байкала, в соответствии с Конвенцией по охране всемирного наследия и так и не выполненными «байкальскими» поручениями президента РФ 2019 года».

Эксперты отмечают главные на сегодняшний момент угрозы Байкалу: реализуемое без надлежащей экологической оценки и согласования со стороны Центра всемирного наследия ЮНЕСКО экологически необоснованное регулирование уровня воды в озере; строительный бум на берегу Байкала, даже в пределах особо охраняемых природных территорий; беспорядочные действия по ликвидации отходов Байкальского ЦБК; неконтролируемое развитие особых экономических зон в контуре объекта Всемирного наследия. Обеспокоенность Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО также вызывают планы Монголии по строительству плотин и водохранилищ в бассейне реки Селенга, которые могут существенно повлиять на функционирование байкальских экосистем.

«Байкал в последние годы все отчетливее приобретает черты территории без хозяина и единого плана управления, — уверен российский координатор экологической коалиции «Реки без границ», член Ангаро-Байкальского бассейнового совета Александр Колотов. — Байкал разорван на два федеральных округа, на два субъекта Федерации, его пытаются одновременно регулировать, охранять и эксплуатировать бессчетные ведомства федерального и регионального уровней, и в итоге отсутствие координации делает невозможным выстраивание единой планомерной системы управления объектом, что является главным требованием к менеджменту объектов всемирного наследия».

Информация, разошедшаяся в СМИ, выглядит угрожающе. Вместе с тем необходимо разобраться — кто именно бьет тревогу. Поднявшая шум организация «Реки без границ» заявляет о себе как о международной экологической коалиции. Она не состоит в официальном списке иностранных агентов, но не скрывает иностранного финансирования. Организация не первый год отмечается скандалами, связанными с Байкалом, Селенгой, строительством плотин ГЭС в Монголии и другими. Конечно, это не значит, что все заявления представителей данной структуры являются «ложью и очернением действительности», но учитывать вышеуказанные обстоятельства все же необходимо.

Вместе с тем почва для беспокойства за сохранение Байкала действительно имеется. Негативные новости высыпаются как из дырявого мешка: то золотодобывающая компания из Бурятии отказывается возмещать ущерб, нанесенный в природоохранной зоне озера, то в бассейне Селенги промышленники строят планы разработки угольного месторождения. На этом фоне уже не удивляет ни топчущаяся на месте эпопея с ликвидацией отходов БЦБК, ни постоянно проваливающиеся попытки региональных властей навести порядок в сфере туризма.

Тему на этой неделе подхватили в Общественной палате РФ, где было подготовлено предложение провести комплексное экологическое исследование проблем водопользования на Байкале. С точки зрения экспертного сообщества, следует подготовить новый проект постановления, защищающий экосистему Байкала, учитывая мнение граждан и профильных экспертов.

Официальные рекомендации по охране экосистемы озера Байкал были сформированы по итогам экспертных слушаний, посвященных учету мнения общественности в целях охраны экосистемы озера Байкал.

По словам главы комиссии ОП РФ по экологии и охране окружающей среды Елены Шаройкиной, необходимо приложить все усилия, чтобы не допустить развитие экологического кризиса и найти пути решения усугубляющихся проблем деградации экосистемы озера и его побережий.

«Именно из-за того, что сегодня не выстроен конструктивный диалог с наукой и общественностью, мы наблюдаем отсутствие научно обоснованного управленческого подхода к решению насущных проблем Байкальской природной территории. Срочность такого подхода подчеркивают и до сих пор неисполненные поручения президента о сохранении озера Байкал от 12 сентября 2019 года и доклад ЮНЕСКО к 44-й сессии Комитета всемирного наследия, обнародованный в июне 2021 года», — выразила она беспокойство.

Ухудшающийся новостной фон вокруг экологического состояния озера наводит на мысли о том, что этот процесс может «подогреваться» искусственно. На поверхности этого процесса пока находятся только одни потенциальные интересанты, стоящие за инициативой о создании в России так называемых федеральных территорий. В некий предварительный список ранее уже включали и озеро Байкал, и космодром Восточный, и Арктику. По замыслу, такие особые территории внутри России должны быть выведены из подчинения региона и будут подчиняться только федеральной власти. Сторонники идеи, в том числе спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, уверены, что такие территории важны для обеспечения более эффективного управления, охраны стратегических объектов, сохранения природных объектов.

Споры вокруг того, включать ли Байкал в федеральные территории, ведутся с прошлого года. У противников идеи пока есть веские аргументы против этого. «Отнесение озера Байкал к федеральным территориям бессмысленно, заявлял в прошлом году губернатор Иркутской области Игорь Кобзев. — Более 20 лет Байкал входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, есть федеральный закон об охране озера».

Похожей позиции придерживаются и региональные эксперты — ученые, общественники. А теперь давайте представим, что из рук защитников озера «выбьют» аргумент, касающийся его статуса как объекта всемирного наследия ЮНЕСКО? Не будет ли после этого проще и без сопротивлений перевести Байкал в «прямое управление» из Москвы (разумеется, для якобы благих целей)? Такого исхода местные жители вряд ли захотят, и, возможно, их даже спрашивать не будут.

Чем грозит Байкалу «черный список» ЮНЕСКО?

Вопрос о включении озера Байкал в «черный список» ЮНЕСКО предлагается рассмотреть на 45-й сессии Комитета всемирного наследия, которая состоится в России во второй половине июня 2022 года.

Список объектов всемирного наследия, находящихся под угрозой, неофициально считается «черным списком» ЮНЕСКО, поскольку демонстрирует неспособность государства-участника Конвенции об охране всемирного наследия самостоятельно обеспечить защиту объекта культурного или природного достояния человечества на своей территории. Для объектов, попавших в такой список, государство-хозяин совместно с ЮНЕСКО разрабатывает специальный план по исправлению ситуации, а мировое сообщество помогает его реализации.

Решение комитета по такому вопросу должно поддержать две трети присутствующих членов комитета с правом голоса. Комитет не может принять решение об исключении объекта, не проведя консультации по этому вопросу. Исключение объекта из списка не значит, что от спасения ценности отказываются. Но основная ответственность за сохранность достопримечательности в таких случаях ложится на плечи самого государства, а не мирового сообщества.



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте