В Калмыкии борьба за пастбище для выпаса скота привела к убийству человека
№ () от 29 июня 2021 [«Аргументы Недели », Марина ГАЛЮЧЕНКО ]
Конституция – Основной закон Российской Федерации.
Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории страны. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции. Конституция РФ гарантирует право человека на жизнь. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ).
КАЛМЫКИЯ. Степная республика в составе Российской Федерации. Основой экономики республики является сельское хозяйство, на долю которого приходится 37% экономической деятельности. В основном это животноводство. Жаркий климат, степной ветер, высыхающая трава под палящими лучами, отсутствие достаточного количества воды создают тяжёлые условия для содержания скота.
Но калмыки – трудолюбивый, степной народ, и животноводство для них – привычный образ жизни на протяжении многих поколений. Администрацией региона принимаются меры по поддержке сельских тружеников: выделяются в аренду пастбища, осуществляются инспекторские проверки содержания в надлежащем виде скота, ветеринарная помощь и многие другие мероприятия для развития животноводства в регионе. В этой отрасли экономики Калмыкии в основном заняты сельские жители. Для многих сельчан это единственный источник дохода, и они отдают этой работе не только все силы, энергию, но порой и жизнь... Это не голословное утверждение. Чудовищное преступление, которое произошло совсем недавно в одном из сёл Калмыкии, даёт основание утверждать, что жизнь человека ничего не стоит, когда речь идёт о нездоровой конкуренции между крестьянско-фермерскими хозяйствами в битве за содержание животных и их выпас на арендованных землях.
Предыстория конфликта, который унёс жизнь молодого парня, такова. В селе Харба Юстинского района жили по соседству две семьи: Эрдниевы и Ангариковы. Как односельчане особо не конфликтовали, поддерживали обычные соседские отношения. Правда, глава семьи Эрдниевых Станислав среди односельчан слыл достаточно скрытным и даже конфликтным человеком с эмоциональным взрывным характером. Всюду ходит с карабином, при любой конфликтной ситуации срывается на крик и, по словам односельчан, не гнушается припугнуть расстрелом (!). Угрозы эти были не беспочвенны: Станислав дважды судимый, причём одна судимость была за огнестрельное ранение односельчанина. Но по мировому соглашению конфликт улажен (!), пострадавший сейчас инвалид. Однако эта история просто характеризует главу семьи и те морально-этические нормы, которые царят в семье Эрдниевых. Односельчане побаиваются вступать в конфликт с Эрдниевыми. Мало ли – обозлится глава семьи, и что тогда – бежать из родных мест из-за гнева «хозяина степи»? А именно таким, по словам односельчан, Станислав себя считает. Конечно, сельчане просят не называть их фамилии в целях сохранения своей жизни. Напуганы они после того, как сын Станислава расстрелял своего односельчанина. Именно это преступление и есть основа журналистского расследования, которое ведёт наша редакция.
Семья Эрдниевых считается весьма зажиточной, на жену Эрдниева-старшего оформлено ИП: она возглавляет крестьянско-фермерское хозяйство. В аренде у семьи Эрдниевых находится шесть участков КФХ «Йиси», и они граничат с животноводческой стоянкой СПК «Харба», где с 10 сентября 2019 года чабаном трудился Арлтан Агариков. По постановлению правительства Республики Калмыкия от 27 апреля 2006 года за №158 утверждены нормы нагрузки скота на пастбище. Если обычными словами – пастбище для выпаса должно соответствовать поголовью скота. Именно борьба за выпас скота и стала причиной затяжного конфликта между семьёй Эрдниева и Арлтаном Ангариковым, приведшего к тягчайшему преступлению в отношении Арлтана. В ходе журналистского расследования в распоряжении редакции оказался ответ прокуратуры Юстинского района на заявление отца убитого Арлтана о том, что в ходе проверки выявлено, что у Эрдниевых в их владении скота больше, чем указано в документах, и прокуратурой направлено в Административную инспекцию предписание о привлечении Эрдниевой Валентины к административной ответственности за выявленные нарушения.
На протяжении работы Ангарикова в СПК «Харба» с сентября 2019 года сотрудники КФХ «Йиси» до 11 марта 2020 года неоднократно пасли скот на территории животноводческой стоянки, где работал Ангариков. Весь 2019 год был засушливым, и для каждого чабана пастбища были, что называется, на вес золота. Только, похоже, Эрдниев Станислав, его сын Ирик и сотрудник КФХ «Йиси» Бембеев считали, что их животным ну просто необходимо больше травы, чем подопечным Ангарикова.
С учётом того, что в соответствии с ответом прокуратуры стадо у Эрдниевых было больше, чем официально зарегистрировано по документам, то и корма требовалось больше. Ангариков неоднократно просил не выпасать скот КФХ «Йиси» на территории, которая закреплена за другим хозяйством. Просьбы и требования Арлтана были обоснованными, он ведь нёс ответственность перед работодателем, да и своему стаду из-за стада Эрдниевых стало не хватать корма. В ответ на это Станислав в агрессивной форме стал угрожать своему односельчанину убийством! Арлтан не имел привычки жаловаться, более того, воспитанный в традициях почтения к старшим, говорил лишь об одном своим родителям – что он мечтает за чашкой чая поговорить со взрослым человеком и уладить конфликт. У Арлтана были большие планы на жизнь. Он мечтал набраться опыта работы в животноводческом хозяйстве, начиная свой путь от чабана, и со временем организовать своё ИП. Родители Ангарикова всецело поддерживали стремление своего сына и помогали молодой семье, в которой уже подрастал сын Арлтана. И хотя труд животновода был не из лёгких, молодой парень трудился с полной отдачей сил. Вот поэтому и радел за вверенное ему стадо.
Конфликт между старшим Эрдниевым и Арлтаном 15 июля 2020 года стал входить в острую фазу. Ангариков подъехал на мотоцикле к Станиславу Эрдниеву, который находился в автомобиле «Нива» вместе со своим помощником Бембеевым, и попросил Бембеева отогнать их стадо с участка «Харбы». Эрдниев, управляя своей машиной, протаранил мотоцикл, на котором сидел Ангариков. Арлтана в этот раз спасло то, что мотоцикл был без движения. Но без травм не обошлось: была повреждена рука, о чём имеется справка из травмпункта, да и мотоцикл серьёзно пострадал.
Для родителей Арлтана, его братьев и односельчан это происшествие стало шоком. В правоохранительные органы было подано заявление с приложением справки из травмпункта, фотографий разбитого мотоцикла. Да вот только следствие в действиях С. Эрдниева не усмотрело состава преступления, и в возбуждении уголовного дела было отказано. А ведь, согласно жалобе отца Арлтана на постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, была ещё и угроза убийством. Получается, при очевидности совершённого наезда, травме руки и разбитом мотоцикле – нет вины? Или личные связи старшего Эрдниева помогли ему избежать справедливого расследования? Надеемся, что ответы на эти вопросы обязательно будут.
Самое страшное произошло 14 августа 2020 года. Через месяц после показательно-устрашающего акта со стороны Станислава Эрдниева, его сын Ирик двумя выстрелами из карабина в упор расстрелял Арлтана. Трагедия произошла ранним утром, когда Ангариков опять попросил отогнать скот Эрдниевых с участка «Харбы». То есть семейство Эрдниевых взяло на себя средневековое право инквизиции – решать, кому можно жить, а кого лишать жизни как помеху для выпаса своего скота? Чудовищно! Дальнейшие события вызывают по меньшей мере недоумение, а если быть более точными в формулировках – негодование по поводу суда над человеком, который совершил особо тяжкое преступление, нарушив при этом конституционно закреплённое право человека на жизнь! Само следствие установило вину Ирика Эрдниева, что отражено в протоколе судебного заседания. Судебное заседание под председательством судьи Даваева А.Ю. проходило с участием коллегии присяжных заседателей. В протоколе судебного заседания ясно указывается, что подсудимый задумал совершить убийство, инициировав указанное преступление под необходимую оборону. Подсудимому вдруг показалось, что Ангариков может в него выстрелить из пистолета. Да только охотничье ружьё уже было у Ирика заряжено девятью патронами, и, по его же признанию, он испытывал личную неприязнь к Арлтану. Не стал он ждать нападения, взял и выстрелил первым. Преступление очевидно! Да только наказания не последовало. Вердикт присяжных: его признали невиновным, оправдали и фактически освободили из-под стражи в зале суда! Горе родителей, жены и родственников молодого парня трудно описать словами. Они лишились своего родного человека, его сын остался без отца, а преступник празднует победу! Во время следствия по преступлению были странные факты, которые наводят на мысль, что были включены какие-то свойские схемы со стороны семейства Эрдниевых. Мать и сестра Ирика 28 августа пришли в дом к Ангариковым, но не затем, чтобы принести элементарное соболезнование и попросить прощения за своего сына и брата, лишившего жизни Арлтана, нет: сестра Ирика нанесла побои матери убитого, о чём свидетельствует постановление Юстинского районного суда об административном наказании в отношении Эрдниевой А.С.
Ещё знаковый факт о не совсем компетентном составе присяжных указан в апелляционной жалобе государственного обвинителя Д.В. Абушинова, где он в соответствии со своей профессиональной компетенцией чётко указывает на факты психологического давления на коллегию присяжных со стороны председательствующего, а также на умышленное затягивание самого заседания, которое закончилось в 23 часа 37 минут (!). Государственный обвинитель в апелляционной инстанции просит отменить вердикт присяжных, отправить дело на доследование и заключить Эрдниева И. под стражу.
Это дело взято под контроль общественным деятелем, правозащитником из Элисты Абдулмуслимовым Ш., который, похоже, усматривает коррупционную составляющую в действиях определённого круга лиц.
Такая вот битва за корм для животных, лишившая жизни молодого парня, который выжил в армии, выжил на вахтовой работе в Москве, вернулся на родину, чтобы жить и работать, но не угодил «хозяину степи». Жена Арлтана теперь растит без отца сына, мама Арлтана теряет здоровье от горя, отец Арлтана находит в себе силы и мужество противостоять влиятельному «хозяину». Впереди апелляционный суд. Редакция внимательно следит за ходом данного дела и обязательно будет информировать своих читателей о результате рассмотрения дела в апелляционной инстанции.