Учитывать помощь селам рыбодобывающими компаниями при распределении квот предложили в ассоциации рыбодобывающих предприятий Ульчского и Комсомольского районов Хабаровского края (АРУК).
Там считают, что чем больше бизнес будет вкладывать в развитие социально-экономической инфраструктуры села, вблизи которого ведется рыбный промысел, тем больше рыбаки должны иметь доступа к ресурсу, то есть к рыбе.
«При распределении объемов необходимо учитывать «добрые дела». Механизм видится следующий: муниципальное образование письменно обращается к рыбодобывающим предприятиям с просьбой оказать ту или иную помощь, рыбаки в свою очередь эту помощь оказывают, затем предоставляют финансово-отчетные документы и получают пропорционально дополнительный объем рыбы», - предложил председатель Ассоциации рыбодобывающих предприятий Ульчского и Комсомольского районов Хабаровского края Максим Бергеля.
Подобная практика на нижнем Амуре существовала еще каких-то 10-15 лет назад. Это называлось социально-экономическое партнерство: представители рыбодобывающих компаний и местное самоуправление каждый год заключали договор, по которому рыбники оказывали необходимую помощь детским садам, школам и другим бюджетным учреждениям.
«Сегодня мы негласно договариваемся. Я прихожу и говорю: ребята, надо помочь больнице, надо помочь школе. Государство, получается, ходит с протянутой рукой. Рыбаки помощь, конечно, оказывают, но небольшую – их тоже можно понять, ведь рыбалка не всегда оказывается удачной», - рассказал глава села Маго Владислав Мавровский.
Жители нижнеамурских сел с горечью вспоминают времена, когда практически в каждом населенном пункте был крупный рыбколхоз.
«Если раньше колхоз был раньше поселкообразующим, то сейчас так сказать, увы, уже нельзя. Ведь раньше все только на рыбе и жили, а сейчас, посмотрите, какой отток населения идет», - сказал глава села Тыр Татьяна Точилина.
Соответственно, сегодня рыбаки уже не участвуют в развитии сел так, как это делали еще несколько лет назад.
«Мы живем на рыбе, соответственно, в шелковых портках ходить должны, а мы ни денег, ни рыбы не видим», - посетовал глава Ульчского района Федор Иващук.
По мнению глав сел нижнего Амура ситуацию может исправить пересмотр системы отчисления налогов. Сегодня в отрасли сложилась такая ситуация, что налоги от деятельности рыбодобывающих компаний получают все, кроме поселений, где идет добыча ресурса.
«Если бы они были бы у нас зарегистрированы, то какие-то налоги бы шли сюда, к нам. Но они зарегистрированы в другом месте. От них идет НДФЛ, но это копейки. А ведь у нас бюджет только из налогов формируется. Нам раньше одно предприятие давало налогов до двух миллионов в год. Это при общем бюджете поселения в 10 миллионов, а потом они «прописались» в другом месте и все… Будут налоги – значит, будет инфраструктура, но на сегодняшний день этого не происходит», - рассказал Владислав Мавровский.
Подобный расклад наблюдается не только на уровне сел. К примеру, бюджет Николаевского района составляет 1 млрд 900 млн рублей. При этом один только ГОК, работающий в поселке Многовершинный, платит налогов на 2,2 миллиарда рублей. Правда, в федеральный бюджет.
«Именно люди на местах (а вместе с ними и власть) должны ощущать присутствие рыбо- и других ресурсодобывающих компаний, иначе развитие наших сел попросту невозможно», - резюмировал Максим Бергеля.
Впрочем, отмечают специалисты, рыбная отрасль в Хабаровском крае уже давно сместилась с позиций лидера. Если судить по налоговым отчислениям, то в «низовке» на первом месте стоит лесная отрасль, за ней следует горнодобывающая, а рыбное хозяйство лишь замыкает тройку. В тоже время, как отметил глава Ульчского района, именно в рыбной отрасли рядовые граждане получают максимальный доход для своего семейного бюджета.