«Никакого ГУЛАГа тут быть не может»: глава СПЧ Валерий Фадеев о возможности привлечения заключенных к строительным работам
№ () от 15 июня 2021 [«Аргументы Недели », Сергей НИКИТИН ]
Инициатива по привлечению заключённых к ряду работ, например строительству дорог, вызвало бурную общественную дискуссию. В том числе опасения по возвращению практики принудительного труда. Председатель Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Валерий ФАДЕЕВ твёрдо заверил, что нарушений прав человека в этом вопросе не будет. СПЧ проследит за этим.
По словам главы СПЧ, в совете уделили большое внимание подобной инициативе и убеждены, что участие в этом проекте заключённых не может быть принудительным.
«Принудительный труд запрещён. Никакого ГУЛАГа тут быть не может. Понятно, что у части российского общества она вызывает вопросы. Мы в совете обсуждали эту тему с точки зрения прав человека», – сказал Фадеев.
При этом за заключёнными должны сохраняться их права, в том числе возможность вернуться обратно в колонию, если работа им не понравилась.
Привлечение заключённых на работы, которые обычно выполняют мигранты, несёт в себе как плюсы, так и минусы. В числе плюсов этой инициативы глава СПЧ назвал возможность заработать деньги, чтобы выплатить компенсации пострадавшим. Минусы же связаны преимущественно с вопросами безопасности. Такие выводы сделаны на основании проведённых опросов.
«Минусы – заключённые могут быть опасны для окружающих, будут плохо работать. Здесь вопрос к ФСИН – смогут ли обеспечить безопасность тех населённых пунктов, где будут работать заключённые», – сказал Фадеев.
Кто именно будет привлекаться к таким работам? По словам главы СПЧ, рецидивисты сами будут не заинтересованы в том, чтобы участвовать в этом проекте и трудиться на тяжёлых работах.
«Речь идёт о тех, кто оступился. Например, тех, кто устроил аварию. Тех, кто хочет исправиться и своим трудом получить возможность как можно скорее выйти по УДО, компенсировать ущерб пострадавшим, – вот наша целевая аудитория», – подчеркнул глава СПЧ.
О том, что зэки вытеснят со строек трудовых мигрантов, тоже беспокоиться не стоит. Заключённые в России не смогут в полной мере заменить мигрантов. Причина заключается в том, что число лиц, находящихся в местах лишения свободы в России, на порядок ниже количества мигрантов, которые трудятся в стране.
«Мигрантов работающих много – пять, семь, девять миллионов, а заключённых – максимум 100–200 тысяч, которые могут участвовать в работах», – заявил Фадеев.
Инициатива о привлечении заключённых к работе на стройках потребует общественного обсуждения.
«Наша задача – обеспечить в полной мере соблюдение законодательства, Конституции. ФСИН должна предъявить проект, тщательно проработанный, который мы в том числе обсудим с гражданами на общественных площадках, после чего вынесем свой вердикт», – резюмировал он.
Напомним, что глава ФСИН Александр Калашников предложил использовать труд осуждённых на объектах и тем самым восполнить нехватку трудовых мигрантов в России. По его словам, они будут получать зарплату, и, таким образом, в стране могут решиться и трудовая проблема, и вопрос социализации заключённых.
Исследование ВЦИОМ показало, что 71% россиян поддерживают эту идею.