Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели Нижний Новгород → Общество № 22(766) 9 – 15 июня 2021 г. 13+

Болезни роста нижегородского самоуправления

, 10:45

Болезни роста нижегородского самоуправления

Кто про что, а я опять про свои любимые муниципалитеты. Благо дело опять появился информационный повод. Ассоциация «Совет муниципальных образований Нижегородской области» наконец-то провела 20 мая свой положенный по уставу большой сбор, правда, в усеченном формате конференции вместо положенного съезда. Можно было бы объяснить такой формат продолжающейся пандемией, но на фоне проходящих в Нижнем Новгороде многолюдных мероприятий федерального масштаба такое объяснение не выдерживает критики.

Отчитались по-тихому

Но даже и в формате конференции главное собрание муниципалов проходило по-тихому, в обстановке информационной закрытости и чуть ли не секретности. Из первого официального релиза по этому поводу даже не было понятно, где проходил этот большой муниципальный сбор. Эскизно и очень кратко была освещена работа ассоциации за период после предыдущего съезда. Принявший участие в конференции губернатор Глеб Никитин поблагодарил местных глав за работу в условиях пандемии и попросил их обеспечить максимальное широкое информирование граждан о возможностях вакцинации от коронавируса. Также он акцентировал внимание делегатов на важности для муниципалитетов механизмов инициативного бюджетирования.

«Прежде всего это возможность для жителей решать именно те проблемы, которые они считают действительно важными, а для глав муниципальных образований – уникальный шанс активизировать диалог с людьми», – подчеркнул Глеб Никитин. Тем самым давая понять, что до сих пор этот диалог до сих пор ведется недостаточно активно.

Не добавил ясности и второй релиз на эту тему. Но из него хотя бы можно было узнать, что конференция прошла в Арзамасском районе и председатель ассоциации, мэр Арзамаса Александр Щелоков выступил там с докладом, в котором обозначил актуальные проблемы работы муниципалитетов.

«Ряд вопросов требует совместной работы правительства региона и органов МСУ. Это тема наполнения региональной программы капитального ремонта образовательных организаций, ситуация с нарушением графика вывоза мусора после субботников в ряде районов Нижегородской области, ремонта муниципальных дорог», – отметил глава Арзамаса.

Еще одна из актуальных проблем, по его мнению, – содержание контейнерных площадок.

«Считаем необходимым введение единой ответственности за содержание контейнерных площадок. Сейчас она разделена между региональным оператором и муниципалитетом. Предлагаем рассмотреть этот вопрос в рамках комиссии Государственного совета по направлению „Экология и природные ресурсы“. Особо для нас важно, что по большинству вопросов имеется конкретика и поддержка, понятны сроки и задачи», – сказал Александр Щелоков.

Глеб Никитин поддержал предложение о перспективной разработке программы капитального ремонта учреждений дополнительного образования и дополнительную проработку вопроса обустройства контейнерных площадок. Он взял на контроль и другие вопросы, озвученные в ходе конференции.

«Совет муниципальных образований региона проделал большую работу по сбору информации и анализу наиболее острых проблем местного самоуправления. Выработаны и конкретные предложения, которые обязательно будут дополнительно проработаны совместно с правительством региона. Важно, что в этих вопросах органы МСУ опираются на конкретные обращения и запросы жителей», – сказал Глеб Никитин.

Прямо скажем, официальной информации негусто. И вряд ли острые проблемы МСУ сегодня ограничиваются содержанием контейнерных площадок, графиком вывоза мусора и капремонтом образовательных учреждений. Ремонт муниципальных дорог – вообще тема вечная.

 

Дискуссии – это не про нас

Как по заказу, в этот же день, 20 мая, в Москве в помещении Дома союзов состоялось отчетно-выборное общее собрание Общероссийского конгресса муниципальных образований. Мероприятие, посвященное празднованию 15-летия системы советов муниципальных образований, провел председатель Высшего совета Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления, президент конгресса, первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в Государственной думе РФ Виктор Кидяев. И выдался хороший повод сравнить формат и тематику этих двух мероприятий – нашего и федерального.

Собрание открылось не традиционным отчетом, а дискуссией о роли местного самоуправления в единой системе публичной власти. Основные предложения от муниципального сообщества озвучил в своем докладе Виктор Кидяев. Содокладчиками стали глава Красноярска, председатель Палаты городов – центров субъектов РФ Сергей Еремин (тема – городские агломерации), исполнительный директор Совета муниципальных образований Красноярского края Александр Коновальцев (тема – создание отрасли сельского строительства), председатель Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области Константин Кузнецов (тема – развитие муниципальных кадров). Почувствовали разницу в уровне тематики?

«Мы отмечаем свой юбилей в новых конституционных условиях, когда местное самоуправление вошло в состав единой системы публичной власти. За пятнадцать лет работы советы муниципальных образований накопили колоссальный опыт синхронизации государственных и муниципальных задач, стали настоящими межмуниципальными проектными офисами, которым по плечу любая задача. Этот опыт высоко востребован именно сейчас, когда создаются механизмы взаимодействия в единой системе публичной власти», – отметил Виктор Кидяев, открывая дискуссию. У нас же Совет муниципальных образований пока не стал местом для острых дискуссий.

Среди озвученных на собрании предложений:

– включение представителей советов муниципальных образований в координационные органы единой системы публичной власти на региональном уровне, а также в федеральных округах;

– наделение советов муниципальных образований всех субъектов РФ правом законодательной инициативы в региональных парламентах, а также правом проведения «нулевого чтения» региональных законопроектов и нормативных правовых актов о бюджете, межбюджетных отношениях, полномочиях, реализации национальных проектов в субъекте, а также региональных стратегий и концепций;

– определение в законодательстве механизма обязательного учета выводов и предложений ежегодного доклада правительству России о состоянии местного самоуправления в Российской Федерации.

Согласитесь, что это не уровень графика вывоза мусора и содержания контейнерных площадок. По сути, мы на пороге новой муниципальной реформы. Так что и нашему Совету, и министерству внутренней политики, курирующему у нас сферу МСУ, есть над чем поработать в плане реализации решений собрания ОКМО. Да и своих острых проблем пока не убавляется.

 

Взаимодействовать можно по-разному

Однако в последнее время наш «внутрипол» работает с муниципалитетами, мягко скажем, без огонька, хотя и вожжи из рук не выпускает. Видать, у министра Павла Карасева сегодня есть дела поважнее. Не успел он первый срок отработать, как вдруг собрался в Госдуму и заявился на соответствующие партийные праймериз. Как ни крути, бросает свою муниципальную паству не в самое простое для нее время. А местные политологи и близкие к власти «тележки» уже сватают на место министра внутренней политики Александра Щелокова. Кандидатура, кстати, вполне достойная, способная придать приунывшим муниципалам нужное ускорение. Но тогда опять надо искать нового вожака на Совет муниципальных образований, когда нынешний только втягивается в работу. Такая руководящая текучка не пойдет организации на пользу.

Не надо забывать, что у нас взаимодействует с муниципалитетами не только региональная исполнительная власть, но и законодательная. С приходом к штурвалу в Законодательном собрании Евгения Люлина это сотрудничество выходит на новый качественный уровень. Осуществляется оно по трем основным направлениям, каждое со своей структурой, спецификой и изюминкой.

Традиционной структурой при Законодательном собрании является Ассоциация представительных органов муниципальных районов и городских округов в Нижегородской области, созданная еще в 2002 году. В последнее время заметно актуализировалась повестка ее заседаний, в тренде стали выезды «на землю». Не стало исключением майское заседание Ассоциации в Городце, на котором обсуждались перспективы развития транспортного обслуживания населения и предоставление адресной государственной социальной поддержки на основании социального контракта. Еще одной из основных тем обсуждения стало развитие молочной отрасли на территории региона. Участники заседания посетили местное фермерское хозяйство «Курцево», специализирующееся на молочном козоводстве. В хозяйстве функционирует завод по производству более 20 видов сыров, где перерабатывается все полученное молоко.

«На заседания Ассоциации традиционно выносятся для рассмотрения и обсуждения самые актуальные вопросы развития Нижегородской области. Все, кто участвует в заседании, в своей ежедневной работе контактируют с населением, знают его чаяния и проблемы и совместно с исполнительной властью решают их. Сегодня мы обсудили важнейшие вопросы, которые волнуют жителей муниципалитетов. В частности, рассмотрели такой инструмент для повышения уровня жизни граждан, как социальный контракт, который уже успешно применяют многие районы, а также перспективы развития транспортного обслуживания населения. Уверен, обмен опытом будет полезен всем муниципальным образованиям», – в частности, отметил по итогам заседания заместитель губернатора Андрей Гнеушев.

Еще одна форма взаимодействия областных депутатов с муниципалитетами – проведение там выездных парламентских дней. Это когда для решения актуальных местных вопросов в район выезжает сборная команда из региональных парламентариев и чиновников высокого ранга, экспертов по заявленным обсуждаемым темам. По заявленной актуальной тематике проводятся заседания комитетов закса, круглые столы, встречи с населением. Результаты всех этих мероприятий обобщаются и оформляются в виде поручений и рекомендаций депутатам, комитетам Заксобрания, а также органам региональной исполнительной власти. Ну и органы МСУ в итоге имеют полную картину по обсуждаемым вопросам и перспективам их решения.

Вот, к примеру, в рамках апрельского парламентского дня в Урене работало пять секций: по вопросам госвласти и МСУ, по социальным вопросам, по агропромышленному комплексу, по транспорту и дорожному хозяйству, по молодежной политике. Участники каждой секции посетили профильные объекты, на тематических круглых столах обсудили наиболее актуальные для округа темы. Начальник государственно-правового управления аппарата Собрания Виталий Ларионов провел бесплатные юридические консультации для жителей округа.

Все решения, принятые на секциях, были обобщены в единый план мероприятий. Дальнейшая работа по нему будет продолжена в профильных комитетах Законодательного собрания совместно с региональным правительством.

Естественно, что толк от парламентских дней для муниципалитетов очень весомый и его трудно переоценить.

Немалую пользу муниципалам приносит и созданный при Законодательном собрании Клуб парламентских журналистов. Входящие в него редакторы и корреспонденты ведущих региональных СМИ регулярно выезжают в районы и рассказывают об их достижениях и достопримечательностях. Проводниками и экскурсоводами в таких поездках выступают областные депутаты от посещаемых территорий и местные руководители. Как результат, положительная информация о муниципалитетах выводится в региональную, а то и в федеральную повестку, что положительно сказывается и на инвестиционной, и на туристической привлекательности территорий.

 

Учиться самостоятельности

Как видим, муниципалитеты нельзя назвать беспризорниками со стороны региональной власти, вниманием и заботой они не обделены. Но и самим муниципалам надо проявлять инициативу, учиться самостоятельности, которая заложена в самой сути местного самоуправления.

Нередко доходит до того, что самый элементарный вопрос местная власть не хочет решать без команды сверху и вмешательства самого губернатора. Показательным примером стало недавнее сообщение пресс-службы губернатора и областного правительства о том, что в поселке городского типа Бутурлино отремонтировали водопровод после обращения местных жителей в instagram-аккаунт губернатора. Сообщения зафиксировал Центр управления регионом (ЦУР) Нижегородской области.

Жители рассказали, что минувшей зимой из-за сильных морозов водопровод промерз и перестал работать. Воды не было более трех месяцев, жалобы в ответственные инстанции оставались без ответа. Центр управления регионом подключил к решению проблемы районную администрацию и местный водоканал. Водоснабжение было восстановлено в течение трех дней. Выходит, что без вмешательства региональной власти и окрика сверху своевременно решить эту проблему у местной власти желания не было.

Если уж МСУ встраивается в единую систему публичной власти на региональном уровне, оно должно быть в ней полноправным участником. И без повышения его роли и ответственности в этой системе сегодня не обойтись. Именно по действиям самой близкой к народу муниципальной власти население судит сегодня о государстве в целом.

Неслучайно в преддверии выборов муниципальную повестку пытается перехватить несистемная оппозиция, которая уже предприняла вторую попытку организовать свой альтернативный муниципальный съезд, в пику собранию ОКМО. Так что муниципалитеты сегодня находятся и на политической передовой. Об этом тоже не стоит забывать ни местным главам, ни обновленному руководству Совета муниципальных образований.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram