Поселок Маркова давно стал самым близким, удобным и популярным «спальником» Иркутска. Находящийся на территории Иркутского района поселок и его окрестности каждый год прирастают все новыми частными домами и комплексными малоэтажными проектами. Как и любое бойкое местечко, эта территория стабильно выступает «поставщиком» скандальных новостей. Местные жители то борются с незаконной вырубкой лесов вокруг их домов, то пытаются опротестовывать действия крупных застройщиков, то жалуются на массовые перебои с электроэнергией в разгар зимы. Сейчас в Маркова назревает очередной скандал, касающийся сотен семей, которые из-за чиновничьей волокиты не могут оформить свои же земельные участки под индивидуальное строительство.
Зона притяжения в регионе есть
Поселки Маркова, Хомутово, Дзержинск — самые быстрорастущие территории на карте Иркутского района, да и всей области. По данным Байкальского представительства Российской гильдии управляющих и девелоперов, сейчас 32% населения всего Приангарья проживает в Иркутске и в окружающем его Иркутском районе, причем именно в пригородной зоне наблюдается наибольший прирост населения. За последние десять лет он составил 61%. Иркутск за это же время прирос всего на 6%.
Соответствующими темпами развивается и строительство — лидером ввода жилья в 2020 году стал Иркутский район — 470,5 тысяч квадратных метров, а в Иркутске сдали в эксплуатацию 321,6 тысяч «квадратов». При этом, по понятным причинам, большая часть нового жилья в районе была индивидуальной, а не многоквартирной застройкой.
Власти всех уровней на словах пытаются поощрять этот процесс. Федеральные чиновники не первый год твердят о необходимости внедрения разнообразных механизмов кредитной поддержки для постройки домов, об обязанности региональных властей стимулировать развитие инфраструктуры. На местах не отстают в создании позитивных информационных поводов.
В апреле этого года во время круглого стола по развитию отрасли индивидуального жилищного строительства, организованного партией «Единая Россия», губернатор Иркутской области Игорь Кобзев заявил о масштабных планах. По его словам, до 2030 года объем вводимого в регионе индивидуального жилищного строительства должен составить 6,9 млн кв. метров.
«Наращивая объемы жилищного строительства, развивая ИЖС, мы сможем добиться существенного снижения стоимости квадратного метра. Сможем обеспечить людей даже в загородном жилье всей социальной инфраструктурой: школами, больницами, спортивными сооружениями, дорогами. И, что важно, перейти от точечной застройки в городах к комплексному освоению территорий», — обещал губернатор.
Подобные планы кажутся довольно смелыми — чтобы добиться заявляемых к 2030 году показателей, необходимо удваивать ежегодные показатели. Будут ли выполнены бойкие обещания или же разойдутся с реальностью? Мнение на этот счет самых обычных жителей области пока нельзя назвать однозначным.
Чиновники в роли тормоза развития
К числу скептиков относится инициативная группа иркутян, состоящая из примерно 250 человек. Несколько лет назад они приобрели земельные участки вблизи поселка Маркова, на так называемом «поле Черепаново». Маркова в советское время был успешной агропромышленной территорией, с мощным птицеводческим центром, огромными овощными полями. К настоящему времени большая часть бывших колхозных полей уже несколько десятилетий как не обрабатывается. Часть из них была ранее благополучно переведена в статус ИЖС, часть до сих пор довольно резво продается частным лицам, которые даже не подозревают, что их мечты о «домике за городом» еще долго будут оставаться мечтами.
«Наше поле нарезано примерно на 1 тысячу участков, но собственники пока там не спешат что-либо строить. К первым «торопыгам» около трех лет назад уже приходили нежданные гости из Росреестра с предписаниями. Мол, ваши земли относятся к сельскохозяйственным и капитальное строительство на них вести нельзя. Вместе с другими собственниками мы объединились в инициативную группу, создали свои странички в соцсетях и мессенджерах, провели собрание, где было более 200 человек, меня выбрали председателем группы, — рассказывает иркутянка Светлана Жаркова. — На собрании решили действовать — переводить наши участки в ИЖС, чтобы на законных основаниях строиться».
По словам Светланы Жарковой, с самого начала было понятно, что процесс будет долгим и непростым. Предстояло подготовить план межевания большого участка, справку об анализе почвы на участках о том, что они непригодны для сельскохозяйственного освоения, а кроме того — согласования из региональных Минлеса, Минсельхоза и Росреестра. Все это вместе дало бы основание администрации Марковского МО внести соответствующие изменения в своем генплане и перевести земли из сельскохозяйственных в ИЖС.
«Поначалу дело продвигалось, и справку об анализе почвы мы подготовили, и согласование Росреестра и Минлеса получили. Неожиданным препятствием стала позиция Министерства сельского хозяйства Иркутской области. В конце прошлого года нам пришел ответ на наше обращение за подписью министра Ильи Сумарокова, — вспоминает Светлана Жаркова. — Напрямую нам не отказали, но перечислили тысячу и одну причину, по которым, как мы поняли, согласование от министерства нам не видать».
Копия письма имеется в распоряжении редакции «АН». Приводим ряд формулировок из него:
«В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июля 2020 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков. В соответствии со статьей 79 Земельного кодекса Российской Федерации, сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране».
«Преобладающее количество земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, указанных в представленной Вами схеме, образованы размером по 10-15 соток (согласно сведениям публичной кадастровой карты) в нарушение статьи 2 Закона Иркутской области «Об отдельных вопросах оборота земель сельскохозяйственного назначения», согласно которому минимальный размер образуемого земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения составляет 1,9 га. В связи с этим действия лиц по образованию земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения площадью менее установленной минимальной площади до осуществления процедуры перевода их из земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий содержат признаки наличия умысла использовать земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения не по целевому назначению».
«1 апреля 2020 года в Правительстве Российской Федерации состоялось совещание под руководством президента Российской Федерации В. В. Путина по вопросам охраны и целевого использования земель сельскохозяйственного назначения, одним из основных решений которого стало принятие комплекса мер по предотвращению выбытия земель сельскохозяйственного назначения и прекращению приобретения земель сельскохозяйственного назначения для целей строительства. В настоящее время в Марковском муниципальном образовании существует более 90 садоводческих некоммерческих товариществ, многие участки в которых не востребованы. Вместе с тем в Марковском муниципальном образовании, как и в целом в Иркутском районе, сохраняется дефицит сельскохозяйственных угодий для сельскохозяйственного производства».
«С учетом изложенного, а также требования статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации, министерство считает приоритетным использование земельных участков, указанных в представленной Вами схеме, в качестве сельскохозяйственных угодий, а также сохранение указанных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения».
«Мы поняли, что министерство не хочет идти нам навстречу, в качестве оправдания прикрываясь президентом Путиным и различными законами. Такой вот равнодушный бюрократический подход. Вместе с тем и президент, и представители местных властей неоднократно заявляли о том, что надо развивать индивидуальное строительство, поддерживать людей, желающих переехать за город, — рассуждает Светлана Жаркова. — После этого мы неоднократно обращались к губернатору области за помощью в решении вопроса, писали ему в приемную, в его социальных сетях и даже получили некий ответ. Но было видно, что, пройдя через цепочку различных инстанций, этот ответ превратился в формальную отписку, которая нам не помогает ничем».
Когда сдвинется воз с места?
Дополнительным и неожиданным эффектом от попытки землевладельцев привлечь к себе внимание губернатора стало новое письмо из регионального Минсельхоза. В неповторимом бюрократическом стиле людям сообщают, что их вопрос будет «когда-нибудь» решен:
«В настоящее время министерством осуществляется разработка проекта порядка согласования министерством документов территориального планирования (проектов генеральных планов (изменений в генеральные планы) поселений, городских округов. Указанным правовым актом будут установлены основания для принятия министерством решений о согласии (несогласии) с проектными решениями о выбытии земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов. В связи с изложенным принятие решения в отношении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на поле Черепаново в Марковском муниципальном образовании, возможно будет после утверждения указанного правового акта. При разработке проекта правового акта будет принята во внимание информация, изложенная в Вашем обращении».
«Иначе как издевательством это назвать нельзя. Одни властьимущие с телеэкранов призывают: «люди, переселяйтесь за город, мы вам поможем», а другие, вместо того чтобы оказать помощь, по большому счету саботируют процесс», — переживает Светлана Жаркова.
«По нашему мнению, необходимо также законодательно оформить ответственность должностных лиц, органов государственной власти и местного самоуправления за нарушение процедур и сроков предоставления земельных участков» — очень подходящая к данной ситуации цитата. Вот только она была произнесена еще 10 лет назад губернатором Приангарья Сергеем Ерощенко на совещании, где комментировались итоги заседания президиума Государственного совета, посвященного вопросу повышения эффективности управления земельными ресурсами.
Как видим, время идет, а проблемы все те же.