Аргументы Недели. Волгоград → Общество 13+

В Волжском на муниципальное унитарное предприятие наступает частник

, 14:56

Популярное в 90-е годы убеждение, что частное предприятие управляется эффективнее, чем муниципальное и государственное, уже много раз терпело фиаско. Есть, конечно, нюанс: когда бизнес создан частником с нуля, когда это его собственное дело, то и в борьбе за выживание у него будет понятная мотивация. Но когда построенное другими предприятие отжато у муниципалитета, то извлечение прибыли любой ценой – чуть ли не единственная задача, которую преследует собственник. Примеров предостаточно.

Волгоградцы, например, государственно-частным партнерством наелись так, что икается каждый месяц, как только приходят платежки ЖКХ. Когда в 2015-м году в город пришли «Концессии водоснабжения», власти, как региональные, так и муниципальные, обещали, что частник модернизирует инфраструктуру городского водоканала, проинвестирует ремонт и замену труб. Обещали, что тарифы для населения повышаться не будут.

Они и не повышались. В первый год. А уже на следующий заботливые городские депутаты обратились от имени своих избирателей к губернатору с просьбой повысить их сразу на 9,8%. В то время, когда предельный индекс, установленный правительством, был 4,2%. Так и объяснили: очень народ беспокоится, что платят мало и концессиям скоро будет нечего кушать. Последующие годы власти снова и снова докармливали концессии за счет народа, повышая тарифы.

В городе Волжском питьевую и техническую воду для горожан до сих пор подаёт МУП «Водоканал». Он же принимает стоки, а после очистки сбрасывает воду в пруды-накопители, расположенные за городом. В 2017-м году «Водоканалу» сроком на пять лет передано недвижимое имущество, находящееся в его хозяйственном ведении. На основании приказа волжской администрации директор водного МУПа Сергей Аксенов пролонгировал договор аренды муниципального имущества, расположенного на территории очистных сооружений, с ООО «Волжские стоки» и его руководителем Александром Лучаковским.

Так «Волжские стоки» получили в аренду часть помещений канализационно-очистных сооружений насосной станции №15, площадки иловые №17 и №18, позволяющие принимать жидкие бытовые отходы, поступающие от предприятий химкомплекса.

Ползучая аренда водоканального имущества идет и в следующие годы. Теперь «Волжские стоки» подминают в арендное пользование вторую часть канализационно-очистных сооружений №15, а так же пруды-накопители №1 и №2. Все эти площадки – суть общего рабочего процесса МУП «Водоканал», который по роду деятельности должен забирать воду из Волжского водохранилища, после очистки и фильтрации подавать её населению и предприятиям, а в последующем по системе канализационных труб через насосные станции в очищенном виде сбрасывать в пруды-накопители, где она впитывается в грунт или испаряется естественным образом. Вот такой производственный цикл.

Но передача имущества, которое хотят взять «Волжские стоки», чревата монополией на рынке приема жидких бытовых отходов, как у предприятий города, так и у населения. И монополия эта будет в руках частника. Видимо, понимая последствия такой аренды, директор муниципального «Водоканала» Алексей Мацаев не стал подписывать договор и ушёл в отставку. Новым руководителем МУПа в декабре 2020 года назначается Юрий Орлов – бывший вице-мэр Волжского и (как тесен мир!) экс-директор ООО «Волжские стоки».

Срок аренды «Стоками» имущественных площадок «Водоканала» заканчивается в мае 2022 года. И сейчас предпринимаются попытки доказать неэффективность МУПа -появляются расчеты об убытках, возникающих при обслуживании очистных сооружений, а так же прудов-накопителей №1 и №2. Одновременно выказывается готовность частника взять обслуживание системы канализационно-очистных сооружений. Более того, чтобы подсластить ситуацию, ООО придумало и карамельку, выразив готовность заключить договор аренды на указанные объекты и принимать жидкие бытовые отходы у населения в очищенном виде безвозмездно. То есть, как говорила Сова в мультике про Винни-Пуха, даром. Из этого следует, что МУП не будет нести затраты на утилизацию сточных вод, и цены за потребление воды в платежках должны быть снижены.

Но это кино мы уже видели. Далее по сюжету обычно идет обращение в Комитет тарифного регулирования с обоснованием расходов, понесённых в результате содержания арендованного имущества. Потом возможно обращение в Арбитражный суд с целью банкротства МУПа. А уж за этим у общества, как единственного кредитора, возникает первоочередное право выкупа муниципального предприятия. Такой сериал мы наблюдали, например, с МУП «Тепловые сети» по Волгоградской области, правопреемником которых стал ПАО «Лукойл».

Варианты возможны, но в итоге расплачиваются всегда горожане. Различие между своей шерстью и государственной частник знает четко. А стрижка только началась.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram