Первого июня вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2020 № 533-ФЗ, предусматривающий в том числе:
- запрет для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей предоставлять своим работникам и другим физлицам корпоративную мобильную связь без внесения сведений о них в Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА);
- возможность гражданину привязать уникальный идентификатор устройства (IMEI) к учетной записи в ЕСИА. Прокомментировать это нововведение мы попросили адвоката, председателя челябинской адвокатской коллегии «Экономическая» Андрея Коршунова:
- Андрей Геннадьевич, правила пользования мобильной связью сейчас затрагивают наибольшую часть населения нашей страны. Согласитесь, сейчас куда проще найти человека, у которого нет стационарного телефона, чем человека без мобильного.
За несколько последних месяцев мобильная связь уже не раз становилась предметом внимания наших законодателей: в марте был принят закон о блокировке сим-карт, которые используются заключенными, а начиная с апреля нельзя приобрести смартфон без установленных на нем отечественных программ. И вот сейчас вот это еще…
Контроль ужесточат
- Действительно, раньше покупка нескольких сим-карт зачастую оформлялась на одно лицо. Их для своих сотрудников приобретали компании, а люди продолжали бесконтрольно пользоваться «серыми» сим-картами даже после окончания сотрудничества с работодателем.
Ограничение на количество сим-карт на один паспорт пытались уже протолкнуть неоднократно. Число симок на одного человека предлагали ограничить десятью, а саму инициативу аргументировали борьбой с мошенничеством: якобы через счета мобильных операторов выводится слишком много денежных средств. Но оба раза предложение не нашло отклика у Минэкономразвития и в Минкомсвязи.
Новацию сегодня объясняют тем, что теперь проще будет выявлять «шутников», заявляющих, к примеру, о ложном минировании. И количество подобных звонков, по прогнозам аналитиков, резко сократится. С одной стороны, это действительно хорошо.
Но при этом в отношении законопослушных граждан вновь усиливается контроль. И жизнь у них опять становится сложнее. И, соответственно, дороже. А что это даст — не совсем понятно. Потому что мы знаем, что, когда это нужно, на подставное лицо можно зарегистрировать все, что угодно. Даже юридическое лицо. А уж зарегистрировать на него карту, думаю, и в дальнейшем проблем не будет. И те, кому этот запрет надо будет обходить, легко это сделают. Не так уж сложно найти за деньги гражданина с пониженной социальной ответственностью, чтобы он одолжил ненадолго свой паспорт. Или просто с выгодой для себя перепродал уже купленные им карты. А потом скажет, что их просто потерял…
Но при этом - сотни, тысячи предпринимателей будут заниматься вот таким ничего не производящим контролем. Ну и, как обычно в стране, контролеров станет больше.
Возможно, теперь у кого-то в тех органах, которые призваны следить за порядком, создается какое-то чувство уверенности, Но вряд ли подобные перемены дадут серьезный результат. Хотя, впрочем, минусы одни не бывают. Есть в этом и положительное: граждане смогут привязывать свой индивидуальный идентификатор, который они имеют, к учетной записи в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА). И если телефон будет ими утерян, то его владелец может обратиться в уполномоченный орган и потребовать не обслуживать это устройство. На мой взгляд, это весьма положительное нововведение, потому что ранее существовал теневой рынок найденных и украденных телефонов. Сейчас же просто по заявлению гражданина можно будет преступную схему пресечь. Соответственно, смысл их воровать и использовать в криминальных целях отпадет. И случайно найденным телефоном пользоваться тоже не получится. Исчезнет экономическая составляющая такого вида сомнительной деятельности.
И третий момент в этом законе — это то, что договор с оператором теперь можно будет заключать дистанционно с помощью простой квалифицированной электронной подписи. А это уже прямая экономия времени, да и физически в пространстве перемещаться теперь будет не нужно.
Снимаем барьеры
- То есть постепенно все-таки создаются условия для более выгодного ведения бизнеса?
- Да, это так. И хочу отметить второе из нововведений, упрощающих ведение бизнеса. Президентом подписан закон, повышающий удобство и скорость регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. И сейчас это уже будет не так сложно, потому что по новому закону это можно будет сделать, просто обратившись с запросом к нотариусу. Нотариус засвидетельствует подлинность подписи и сам отправит весь пакет документов куда надо в электронном виде. Таким образом, в стране еще больше снижаются барьеры по ведению бизнеса. Напомню, что существует специальный рейтинг Всемирного банка Doing Business для оценки легкости ведения бизнеса и общего уровня делового климата в странах мира. В нем все это учитывается. Так что делайте выводы сами…
Особо надо отметить, что это все меры системные. Ранее в обиходе уже появились и самозанятые граждане, и типовые уставы, облегчающие написание несложных уставов для деловых людей. Теперь его можно взять за образец, и за неделю все быстренько зарегистрировать, изготовить печать, взять счет в банке и начинать работать. Другое дело, что, облегчая условия старта бизнеса, хотелось бы, чтобы в дальнейшем, когда этот бизнес будет двигаться, и штрафов, и контроля было поменьше. Чтобы был не только легкий старт, но и легкое дальнейшее ведение этого бизнеса.
В суд можно не ходить
- На днях был поддержан законопроект о дистанционном участии в заседании суда.
- Да, законопроект, принятый в первом чтении, вносит изменения, которыми совершенствуется порядок применения электронных документов в судопроизводстве и закрепляется возможность удаленного участия в судебных заседаниях.
На мой взгляд, замечательный законопроект, про который говорили в профессиональном юридическом сообществе уже несколько лет. Случившаяся пандемия подвигла к тому, что стало необходимым встречаться дистанционно, используя личные средства коммуникации. Предполагается создание личных кабинетов участников судебного процесса на Едином портале государственных и муниципальных услуг. Туда будут поступать все судебные извещения. Отпадут множественные проблемы, связанные со своевременной доставкой почтой.
Таким образом, будет экономиться масса времени у тех же юристов и представителей сторон. И не нужно будет перемещаться в другие города на судебные заседания. Кстати, в системе арбитражных судов это все уже несколько лет действует — так называемая видеоконференция связи. Единственная проблема тут — это то, что не всегда есть возможность, не везде есть оборудованные комнаты и не всегда они свободны. Но большей части участников процессов это удается. Мы за последний год провели несколько дел без выездов в Москву, в Санкт-Петербург или Екатеринбург. И это действительно очень удобно. Очень хорошо придумано. А теперь это все распространится на всю систему судов. В том числе и на суды общей юрисдикции. Но опять же скажу, что в частном порядке, без принятия закона уже первые эксперименты в системе судов общей юрисдикции с электронным подключением проводились…