В свойственной Краснодарскому краю манере одни и те же правила здесь действуют на бизнес по-разному: одних обогащают — других оставляют с пустыми карманами. И почему-то абсурдный запрет на деятельность фуд-кортов в разгар курортного сезона продолжает уничтожать индивидуальных предпринимателей, а кубанцев и гостей региона оставляет голодными. При этом отдельные рестораны работают на полную катушку. Даже те, которые официально делать этого не должны.
Депрессия «короны»
Великой коронавирусной депрессии уже почти полтора года. От ограничительных мероприятий исстрадались и люди, потерявшие в доходах и набравшие в долгах, и предприятия сферы услуг, чей бизнес завязан на тесном взаимодействии с клиентами. На Кубани особенно крепко затянули гайки на шее общепита. Стало традицией читать сообщения о том, как губернатор края регулярно продлевает режим повышенной готовности, обязывая граждан носить маски и не скапливаться в общественных местах, а региональное управление Роспотребнадзора каждый раз выступает со своим рекомендациями, где ослабить гайку, а где ее подтянуть.
Из месяца в месяц неизменными остаются запретительные требования к так называемым фуд-кортам и ресторанным дворикам, находящимся в торговых центрах или в отдельно стоящих строениях. При этом покупательская и развлекательная активность граждан с началом лета и курортного сезона только повышается, в массах растет физиологический голод. Однако общепит, выдуманный для того, чтобы удовлетворять аппетиты посетителей ТРЦ и офисных работников, равномерно распределяющий пищевую нагрузку между различными кухнями, до сих пор либо намертво закрыт, либо торгует навынос. Отсутствие мест для рассадки вынуждает людей кучковаться на редких лавочках — вкушать там, где придется.
Плоды привилегии
Ограничительные меры сводятся к тому, что если на одной площади соседствуют несколько предприятий общепита и каждое работает со своей кассой, то это создает губительные условия для жизни и здоровья граждан. При этом отдельные рестораны, в том числе быстрого питания, несмотря на творящиеся в них столпотворения, под суровые ограничения не попадают. Формально там всё обставлено по прописанному: безопасное расстояние между столами, сиденья с надписями «Место не занимать», персонал в защитных масках, обязательная дезинфекция. Только вот очереди, как ни крути, остаются неизменными. Единственное отличие таких заведений от фуд-кортов — отдельный вход и одно юридическое лицо. Всё остальное то же самое.
Одним из аргументов запретителей является то, что в фуд-кортах собирается много очередей. А в ресторанах, выходит, по их мнению, одна? Но ведь в тех же «Макдоналдсах» или КФС одновременно работают несколько касс. Абсолютно нет никакой разницы в плотности потока посетителей.
Правила, которые не работают?
Позиция краевого Роспотребнадзора принципиальна: ослабить гайки можно только после того, как базовый коэффициент репродукции вируса — его заразность — будет 0,5, а сейчас он находится на уровне 1,0. По мнению управления, в зоне фуд-кортов сложно контролировать соблюдение установленных антиковидных правил. Между тем легко ли контролировать соблюдение этих правил в общественном транспорте Краснодара, который в час пик забит людьми на полную катушку? Легко ли контролировать соблюдение этих прав в сочинском «Гастропорту», которого, получается, установленные правила не касаются? Этому заведению, несмотря на то что, по сути, оно является тем самым «собранием» нескольких предпринимателей под одной крышей, разрешено работать, тогда как фуд-корты в Краснодаре закрыты в соответствии с требованиями Роспотребнадзора. Нельзя сказать, что управлению это неизвестно. О данном факте кубанские СМИ сообщали не раз. До сих пор ничего не изменилось. Если это системная ошибка, то почему она не решается? А если не ошибка, то почему остальные предприниматели вынуждены ожидать милости с небес, пока особо одаренные коллеги работают?
Письмо без ответа
При этом бизнес не молчит — он уже несколько месяцев пытается добиться конструктивного диалога с властью, но его почему-то не слышат. Так, в середине мая в сети Интернет появилось анонимное обращение предпринимателей краснодарского фуд-корта, расположенного в торговом комплексе «Центр города», к губернатору Краснодарского края Вениамину Кондратьеву. Они просят главу региона разрешить им работать.
В своем послании люди пишут о колоссальных финансовых потерях, которые они несут с момента закрытия фуд-кортов. Эти потери измеряются уже сотнями миллионов рублей. Бизнес находится на грани банкротства.
«Все арендаторы неукоснительно соблюдают полный список повышенных норм безопасности Роспотребнадзора. Единственное, чего мы хотим,— просто работать, платить налоги, давать рабочие места, развивать гастрономию края. Нам казалось, что это не противозаконные желания, так почему фуд-корты до сих пор закрыты?» — говорится в обращении.
В своем послании предприниматели указывают на двойные стандарты на введенные ограничения. Почему-то ничто не мешает работать фуд-кортам в Сочи и Геленджике. Коронавирус не служит помехой для высокого курортного сезона, для оздоровления 680 тысяч туристов, посетивших побережье в период майских праздников. Ограничения не коснулись винных и туристических фестивалей. Предприниматели недоумевают: получается, Краснодар единственный город в крае и России, в котором до сих пор закрыты фуд-корты?
Это досадное недоразумение кубанская власть почему-то не стремится уладить. Обещанный ранее диалог так и не состоялся. Зачем создавать абсурдные условия для бизнеса, если они вызывают такое социальное напряжение? Складывается впечатление, что для решения проблем определенной группы предпринимателей у чиновников просто нет ни желания, ни времени. Тут вряд ли идет речь о заботе о здоровье граждан. Просто бизнес громко и открыто игнорируют. Или это интерес его разорить?