Председатель Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Валерий ФАДЕЕВ прокомментировал резонансный законопроект №1165649-7, внесённый в Госдуму 4 мая и принятый в первом чтении 18 мая. Он вносит ограничения в закон о выборах депутатов Государственной думы ФС РФ для лиц, причастных к деятельности экстремистских и террористических организаций.
Учредители, члены руководящих органов, работники экстремистских и террористических организаций, а также иные лица, причастные к их деятельности, не вправе избираться депутатами Госдумы в течение трёх или пяти лет со дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации.
«Законодатели стремятся защитить выборную кампанию от давления извне. Это не российская новация, подобные ограничения действуют во многих странах. Например, ст. 7а Основного закона о кнессете (парламенте Израиля) запрещает допуск к выборам лиц, отрицающих существование Государства Израиль как еврейского и демократического. Причём этот запрет носит бессрочный характер, а в качестве поддержки организаций может быть расценено даже посещение гражданином некоторых враждебных Израилю государств в качестве туриста.
«В обществе звучат вопросы – кого считать причастным к деятельности экстремистских организаций: «А если он стены красил? Водителем работал? Пиццу приносил?» Полагаю, что здесь требуется уточнение, иначе закон может трактоваться слишком широко, – заявил Валерий Фадеев. – По-видимому, причастность должна быть доказана в суде».
Глава Совета считает, что необходимо доработать законопроект с тем, чтобы придать его формулировкам большую правовую определённость.
Оппоненты законопроекта также говорят о противоречии ст. 54 Конституции РФ, устанавливающей запрет на придание обратной силы закону, устанавливающему или отягчающему ответственность.
«Это непростой юридический вопрос, – подчёркивает глава СПЧ. – В нашем Совете один выдающийся юрист считает, что законопроект противоречит ст. 54 Конституции РФ, а другой не менее выдающийся юрист полагает, что здесь применима концепция «длящегося преступления» и, соответственно, никакой обратной силы у закона не возникает. Если закон будет принят, Совет будет следить за его применением на практике».