> А «бастующим» лошадям уменьшить паек - Аргументы Недели Иркутск

//Общество 13+

А «бастующим» лошадям уменьшить паек

№  () от 18 мая 2021 [ «Аргументы Недели Иркутск» ]

Иркутская железнодорожная станция. Фото Бартона Холмса, 1901 г.

Передовая проходит через вокзал

Перед ночным дежурством комиссар 5-й милицейской части вызвал новых помощников Яковлева и Михайлова:

— Начинайте обход с вокзала: наряд там усиленный, но опытных нет, сплошной молодняк. Еле тянут.

Офицеры немедля покинули часть, перехватили попутный автомобиль и успели на привокзальную площадь как раз к прибытию поезда. Извозчичья биржа была вся в пролетках. Очередные (с номерами 456 и 901) выдвинулись вперед, и к ним сразу же подскочили четверо нижних чинов. «Из здешних полков, с полевых работ возвращаются», — подумал Яковлев.

А номер 901-й, оглядев, сплюнул и отвернулся.

456-й бросил презрительно:

— Голытьбу не вожу!

— Фамилия?! — подскочил Михайлов.

— А хошь бы и Никулин! И чо?! А он хошь бы и Дмитриев. И чо?! Ты глазенками-то не сверкай, мать твою, трепаную заразу!

Яковлев пытался еще разойтись с миром:

— Вы нагрубили представителю власти, и разумнее было бы извиниться. И принять пассажиров, разумеется.

Дмитриев и Никулин загоготали, с любопытством разглядывая под светом фонаря подтянутых молодых людей с чисто выбритыми и как будто удивленными лицами. Никулин даже соскочил с козел, обошел «пареньков» и еще не зло приложил отборнейшим матом.

Биржа просто раскололась от смеха!

На шум прибежали трое милиционеров, и Яковлев им скомандовал:

— Берите лошадей под уздцы — и в 5-й комиссариат! А мы доставим буянов.

Дмитриев озверился:

— Бей их! Камнями их!

Никулин свистнул и выругался — так громко, что Михайлов отметил невольно: «Голос, как у оперного певца, и поза такая величественная…» Враз набежали возницы с длинными металлическими палками. «Видимо, возят с собой», — опять отметил Михайлов, оглядываясь, а вокзальные милиционеры все как один глядели на Яковлева, удивляясь отрешенному выражению у него на лице.

То, что в эти минуты происходило с Глебом Яковлевым, он и после не мог себе объяснить, но привокзальная площадь наполнилась запахом пороха, и сквозь дым он увидел вражеские окопы, мельком подумал, что сейчас его ранят или убьют, не испугался, не пожалел ни о чем и в неведомой до сих пор эйфории рванулся вперед, выкрикивая строчки из Гейне и ругая немцев дураками беспамятными!

Должно быть, Яковлев провалился одной ногой в прошлое, только на этот раз обошлось без ранения. Он прорвал тройное кольцо извозчиков, кого-то помял, но расчистил дорогу для Михайлова и двух пролеток с Никулиным и Дмитриевым. Те и не пытались сопротивляться, только молча таращились на фронтовиков всю дорогу до 5-го комиссариата. Вокзальные милиционеры осмелели, отконвоировали буянов на биржу — и пролетки потянулись одна за другой, разбирая пассажиров. Только одна приостановилась у патрульного:

— Почто немцами-то нас выругали? Немцы — вражины.

— А вы кто? Вражины и есть!

Стычка на вокзале вошла в хронику происшествий от девятого августа 1917, а 19 сентября газета «Единение» сообщила: «Легковой извозчик №257, проезжая по Саломатовской улице, избил кнутом четырехлетнего мальчика Назирова за то, что тот осмелился бросить в сторону экипажа камешек. Когда мать догнала его, зверь-извозчик ударил ее несколько раз, вытолкнул из пролетки и скрылся. Делу дан законный ход».

В девятьсот семнадцатом легковые извозчики дважды бастовали, при этом штрейкбрехерам беспощадно ломали экипажи и портили упряжь. В первый, январский протест городская дума запросила помощи губернатора, и она не замедлила: семерых организаторов определили в тюремный замок, на три месяца каждого. Этой меры оказалось достаточно, чтобы извозчики возвратились на биржи, а в их отсутствие городская управа привлекала пожарный обоз, выезды военного и тюремного ведомства, гостиничные омнибусы. К извозчикам применялись и санкции: им отказали в подработке на железной дороге и уменьшили пайку всем «бастующим» лошадям — с 15 до 8 фунтов. А в августовский протест выручали пролетки окрестных крестьян, заполнившие всю привокзальную площадь. Они же охотно разъезжали по центру города, правда, сильно задрали ценник — как и ломовые извозчики, тоже пытавшиеся «наколотить деньгу».

Любопытно, что августовскую забастовку не поддержали городские профсоюзы, заклеймив их «кучкой мелких собственников-эксплуататоров, преследующих личные интересы за счет демократии».

Да, по иркутским извозчикам можно было судить о «градусе» времени. В середине мирных 1890-х, когда город открывал для себя уличные колонки с водой, а гостиницы заводили электричество, Большую и Амурскую наполнили экипажи на мягком ходу. И нерадивый извозчик мог быть поставлен перед судьей лишь за то, что вез пассажира в театр в неосвещенном экипаже. Но в военном 1904-м иностранные корреспонденты описывали иркутских возниц в самых мрачных тонах и были явно напуганы. И гласные Иркутской думы подавали жалобы губернаторам на разнузданность местных возниц. Те брали меры, и жесткие, но при этом сторонний взгляд отмечал: войны и революции оставляли на биржах неизгладимый, кажется, отпечаток.

Из газеты «Единение» от 17 октября 1917 года: «КРАЖА. 14 октября поступило заявление от гражданина Бинсток о том, что он нанял извозчика №522 отвезти его на станцию. Во время его отсутствия исчезла из пролетки корзина с вещами на сумму до 2000 руб. Извозчик задержан».

Из газеты «Единение» от 4 августа 1917 г.: «Начальник охраны г. Иркутска ввиду поступающих жалоб о том, что извозчики зачастую не только ночью, но и днем отказываются везти граждан в отдаленные части города, требуют плату сверх таксы и некорректно обращаются с пассажирами, отдал приказ о привлечении виновных к уголовной ответственности по 29-й статье Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями».

«Имеете право на две остановки»

В начале осени 1917-го Иркутская городская дума разбирала очередной пакет требований профсоюза извозчиков. Специально созданная комиссия внимательно изучила его и теперь докладывала:

— Перед нами наглядная иллюстрация к мысли, что низкий уровень сознания может стать препятствием для разумного восприятия обретенных свобод. Дары февраля осмыслены нашими возницами крайне узко и односторонне. В результате право выбора напрямую увязано с ущемлением прав других: «Мы можем везти или не везти пассажиров — в зависимости от наличности нашего желания». Из тех же соображений декларируется и отказ от Третейского суда, вместо которого предлагается разбирательство «без посторонних, своими руками». Любопытно отметить, что в основе биржевой «солидарности» лежит миф о гонимых, обделяемых, но при этом совершенно замечательных людях, достойных куда лучшей участи. Из этого мифа вытекает и перманентное требование повышения таксы, и отказ принимать на себя какие-либо социальные обязательства. Нетерпение, нетерпимость и натиск — вот чем обернулись завоевания революции в руках у возниц. И нам следует постоянно сдерживать их и направлять в разумное русло — ровно так, как делали это наши предшественники.

А потому в обновленном Положении об извозном промысле закрепили: отсутствие таксы на видном месте пролетки наказывается лишением места на бирже. Пассажирам дали право брать с собою багаж по любому маршруту, а не только на вокзал (как того требовали извозчики). Сам перечень маршрутов был расширен, с учетом дач и казармы. Но самые отдаленные (в Военный городок, Вознесенское предместье) не таксировали, отдав его на «усмотрение сторон».

Справочно

В сентябре 1917-го была установлена новая такса на провоз пассажиров в Иркутске:

• Почасовая оплата легкового извозчика — 1 руб. 25 коп. днем, 1 руб. 80 коп. — ночью. Первый час оплачивался полностью, независимо от фактического использования.
• За конец в нижней части города — 50 коп. днем, 85 коп. — ночью.
• За конец на гору и Ремесленную слободку — 75 коп. днем, 1 руб. 40 коп. — ночью.
• За конец из города на вокзал — 1 руб. 20 коп. днем, 1 руб. 90 коп. — ночью.
• За конец из города в Глазково — 1 руб. 60 коп. днем, 2 руб. — ночью.
• Из Глазково в Ремесленную слободку — 2 руб. днем, 3 руб. — ночью.
• От железнодорожного вокзала в Ремесленную слободку — 1 руб. 75 коп. днем, 2 руб. 75 коп. — ночью.
• Из Знаменского предместья и Ремесленной слободки в Нагорную часть города — 1 руб. 35 коп. днем, 1 руб. 75 коп. — ночью.
• Из города в казармы за Архиерейской дачей и в любой пункт селитебной (застроенной или предназначенной для застройки) части города — 1 руб. 50 коп. днем, 2 руб. 20 коп. — ночью.
• Из города в казармы 12-го полка — 2 руб. днем, 3 руб. — ночью.

P.S. Дневная такса распространялась на отрезок времени с 06.00 до 22.00 час. Пассажир имел право на 2 остановки в пути, не более 5 мин. каждая. При этом доплачивалось по 10 коп. за остановку. Маршруты с одного берега Ангары на другой были дороже остальных за счет дополнительной платы за проезд по понтонному мосту.

Гласные разошлись из думы «с сознанием исполненного долга». Но представитель извозчиков, так и не получивший слова, был просто взбешен. Он поджидал городского голову у дверей и яростно щурил свой ястребиный глаз. Вдруг позади него выросла фигура начальника 5-го комиссариата:

— Есть разговор. Давайте-ка выйдем!

Ястреб насторожился, спрятал когти за спиной и с большой неохотой составил комиссару компанию.

На воздухе офицер сказал неожиданно по-приятельски:

— Я тоже недоволен, — и, давая опомниться, неспешно продолжил. — Ясно ведь, что ваши теперь взбеленятся и, конечно, оторвутся на пассажирах. Пойдут жалобы, протоколы, разбирательства, то есть крайней будет опять милиция. И мы снова оторвемся на ваших!

— Так-то оно так…

— Вашему профсоюзу не хватает поверенного. Энергичного молодого юриста, толкового, но пока неизвестного — чтобы носом землю рыл. Как человеку стороннему ему будет нетрудно сохранять сдержанность, а значит, не раздражать уважаемых гласных. Как юрист он будет грамотно защищать ваши интересы, связывать их с интересами города и тем самым открывать вам дорогу.

— Сильно дорого обойдется такой?

— Говорю же: берите перспективного, но еще не известного молодого человека, вчерашнего университанта! Конечно, ему понадобится опора из старост. Не тех крикунов, что сейчас подначивают к конфликтам, а спокойных, сдержанных и неглупых.

— Где ж их взять-то?

— Не найдете — будет хуже, чем теперь, и уж вряд ли вам кто-то тогда поможет. Теперь все только в ваших руках. И вот вам визитка того самого молодого человека. Поторопитесь, покуда не перехватили другие!

«Справедливые домогательства»

В начале ноября начальник 5-го комиссариата нашел в местных газетах обращение к горожанам профсоюза извозчиков. Особенно впечатляли уверения, что охота к повышению таксы «вытекает не из корыстных каких-либо видов, а является продуктом исключительно тяжелых условий настоящего времени». Автор не скрывал, что хочет вызвать в читателях «если не сочувствие, то интерес и спокойное обсуждение наших справедливых домогательств, а равно пресечь всякого рода жалобы, нарекания и резкие, доходящие до брани, суждения, столь щедро расточаемые публикой по нашему адресу».

Иркутянам подавалась надежда на добрые перемены: «Для того, чтобы предупредить всякого рода столкновения публики с извозчиками, учреждены две должности старост с солидным содержанием. Кроме того, на каждой бирже будут их помощники, кои неукоснительно должны будут блюсти, чтобы извозчики не уклонялись от несения принятых на себя обязанностей. Тотчас брать меры к улаживанию конфликтов, могущих возникнуть между публикой и извозчиками. Все эти лица с 5 ноября 1917 вступают в должность, и публика легко узнает их по особым знакам».

Подписал обращение председатель правления профсоюза извозчиков, но, конечно, за каждой строчкой проглядывала рука молодого юриста, мечтающего об адвокатской карьере. Временами он увлекался и так романтизировал нанимателей, что не шло уже ни в какие ворота: «Наш союз не имеет никаких инструментов власти, но силен своим нравственным авторитетом». Сначала профорг хотел вымарать эту фразу, но отчего-то оставил, пробормотав: «А вдруг? Чем черт не шутит?».

Давний покровитель извозчиков пошутил отменно: дума вдруг откликнулась на призыв повысить таксу аж на 50 процентов! Окрыленный профсоюз попросил губернскую продовольственную управу увеличить норму отпускаемого овса. Увеличили, так что с середины ноября 1917 извозчичьи лошади получали по 12 фунтов в день каждая, ломовые — по 15-20 фунтов, в зависимости от веса, объема и характера выполняемой работы. Ну, а лошадок, используемых горожанами для личных нужд, ограничили 8 фунтами.

Справочно

Между забастовками профсоюз извозчиков хлопотал по хозяйству: об аренде кузницы, открытии собственного склада фуража. Для усиления оборотных средств обязывал каждого члена к пятирублевому взносу, а также к сдаче в запасный фонд мешка овса. Отбывшего срок профорга, как правило, обвиняли в махинациях и долго разбирались потом, что было, а чего и не было.

Иркутская пресса во все времена охотно писала об извозчиках и редко находила для них доброе слово. А забастовочная активность в 1917-м привлекла внимание и фельетониста новой газеты «Единение»: «Иркутские извозчики не чета лондонским: те читают газеты, а наши сидят на козлах с толстыми фолиантами по политэкономии. Они — ярые сторонники либеральной школы, которая за невмешательство в споры между лавочником и покупателем, фабрикантом и рабочим, пассажиром и извозчиком. Одним словом, извозчики дерут с седоков не хуже лавочников, а лавочники дерут с покупателей не хуже извозчиков. А козлом отпущения объявляется… Продовольственный комитет».

Иллюстрации: Александр Прейс

АХ


Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте

//Общество

Лоббировать интересы мигрантских диаспор или заботиться о благе россиян — что должен выбрать настоящий депутат?

Несмотря на попытку пролоббировать интересы мигрантов и их детей, Государственная Дума одобрила законопроект, который запрещает принимать в школу детей мигрантов, не владеющих русским языком. На Пленарном заседании (трансляция на официальном сайте ГД) законопроект поддержан большинством депутатов. «Дети мигрантов должны знать русский язык до поступления в школы. Невозможно ребенка без знания языка научить любому другому предмету», — заявил председатель Госдумы Вячеслав Володин в ходе пленарного заседания. Как отметил Вячеслав Володин, дети мигрантов должны изучать русский язык самостоятельно на родине. Его поддержала заместитель Председателя ГД, руководитель парламентской комиссии по вопросам миграционной политики Ирина Яровая. Но кто тот, кто не хотел принятия такого вот законопроекта? Кстати, и против обязательной геномной регистрации иностранных специалистов, против ограничения на завоз семей мигрантов и против ограничений на образование в РФ.