В современных условиях не только человек, но и город не может рассчитывать на процветание, не имея четкого образа, который он транслирует окружающим. Как обстоят с этим дела у столицы ПФО? Да никак!
Безликий Нижний
Предстоящий 800-летний юбилей стал хорошим поводом поговорить о том, кто мы и куда идем. В 1990-е – середине 2000-х Нижний Новгород менял самоидентификации как перчатки: «карман России», «русский Детройт», «полигон реформ», «третья столица». Под каждое позиционирование подводилась определенная идеологическая база, влиявшая в том числе на муниципальную экономику.
В наши дни ни одна из идентичностей не то что не используется, про них даже не вспоминают. Равно как пошедший с нижегородской земли праздник Дня народного единства ничего не дал Нижнего Новгороду в плане позиционирования.
Да и бог бы с ним, с позиционированием! Нет. Потому что мы живем в информационном обществе, где важно выделяться среди других его обитателей – это помогает привлекать туристов, инвесторов. Главное – мотивирует самих горожан, дает им образ настоящего и будущего.
Недаром Нижний Новгород россияне активно путают с Великим Новгородом и жителей называют новгородцами, а не нижегородцами – хотя между городами тысячи километров и находятся они, мягко скажем, в разных сторонах России: Поволжье и Северо-Запад. Это яркое свидетельство того, что у города нет собственного лица, собственного уникального места в сознании соотечественников.
И недаром Нижний Новгород занял всего лишь десятое место в рейтинге патриотичности, составленном исследовательским агентством Zoom Market. Социологический опрос проходил накануне Дня Победы в 22 городах, ответы предоставили 2640 человек.
Не самые хорошие места занимает столица Поволжья в других рейтингах. Например, всего лишь тринадцатое место в рейтинге качества жизни в российских городах. Вошел Нижний Новгород в топ-10 самых высокомерных городов.
Плохо в Нижнем Новгороде с вежливыми водителями. Портал SuperJob попросил оценить по пятибалльной шкале уровень вежливости сидящих за рулем. Нижегородские пешеходы поставили 3 балла, сами водители – 3,2. Даже Москва, про которую принято говорить, что здесь живут сплошные хамы, набрала 3,1 балла вежливости водителей среди пешеходов и 3,5 – у самих драйверов.
Мониторинг того, чем и как представлен Нижний Новгород в лентах федеральных агентств, не радует. Сплошной криминал. Да, бывают резонансные преступления и в других городах – «казанский стрелок» чего стоит! Только вот еще не успела улечься пыль, как Нижний Новгород вышел в свет с убийством пятиклассницы в Большом Козино, при этом многие СМИ отмечают, что девочка осталась бы жива, будь налажено автобусное сообщение и ей не пришлось бы идти через лес. Долгим эхом по лентам разносился не столь давний расстрел борским «охотником» нескольких человек, включая родную бабушку.
Эксцессы, которые сложно прогнозировать? Несомненно. Но почему, кроме эксцессов, Нижний Новгород на федеральных лентах мало чем представлен? И опять-таки не возникает некоего единого образа города, непонятно, чем, как и зачем он живет.
Неудачи в соцсетях
Есть ответ – блогеры! Нужно нанять блогеров, они приедут, распишут городские прелести и красоты, и все будет хорошо! Но лучше бы этого ответа не было.
В начале нынешнего года прибыли в столицу Поволжья два нанятых властями тиктокера – Карина Нигай и Андрей Глазунов. Всего за каких-то 1,7 млн рублей бюджетных средств потусовались несколько дней по самым очевидным локациям, рассказали то, что и так в Википедии найти можно было. Да еще сторис пропадали через сутки, а аккаунт visitnizhny, который тиктокеры подрядились вывести в топ, так и не взлетел.
Более того, спустя некоторое время Карина Нигай выложила видео, где она, лежа на постели, томно рассуждает о том, что ей хочется жить как проститутка, веселиться с друзьями, принимая алкоголь и вещества. Отличное подспорье образу Нижнего Новгорода!
Как написал в своем аккаунте в соцсети «Фейсбук» известный маркетолог, автор бизнес-бестселлера «RE:Маркетинг. Возможна ли практика в стиле fank?» Николай Терещенко, он предлагал региональному правительства разработать классическую маркетинговую стратегию, позволяющую вдвое увеличить турпоток за три года. Но оказалось, что ни правительству, ни АНО «Центр 800» это не нужно – проще бездумно выбросить деньги на двух тиктокеров с сомнительным эффектом. Как впустую прошел запуск сайта «800 добрых дел».
Организатор путешествий, PR-специалист Анна Вингурт считает, что сделать любой регион привлекательным можно, только если в нем комфортно проживать самим его жителям. Нужна работа властей по обеспечению безопасности и здоровья жителей, развитию городских парков и общественного транспорта. Тогда горожане поспешат рассказать об этом в соцсетях, а гости города поддержат позитивный тренд, делясь собственными впечатлениями от пребывания в Нижнем Новгороде.
Размышляет на тему привлечения блогеров и того, как правильно работать с аудиториями, нижегородский трэвел-консультант Ирина Картушина: «Многие известные города и курорты пользуются услугами блогеров, но в нашем случае, к сожалению, в реализации допущен ряд промахов. Во-первых, нет четко определенной целевой аудитории – кому именно адресован этот посыл “Приезжайте в Нижний̆ Новгород!” И, по моему мнению, выбраны не те блогеры, которые могут спровоцировать на поездку в наш город. Во-вторых, неправильно сформулировано техническое задание для блогеров. Уже в первом видео грубая ошибка: тиктокер едет в Новгород! В-третьих, были же передачи и видео про Нижний от более авторитетных блогеров и путешественников (причем совершенно без участия областного бюджета), и это, к сожалению, не принесло нам потока туристов. Можно было сделать вывод и направить эти деньги на улучшение туристической инфраструктуры и привлекательности города. В-четвертых, сейчас ни для кого не секрет, что блогеры пишут заказные посты, в которых сплошной позитив, реальность же отличается. Так что многие отреагируют на размер заработка блогеров, но в Нижний Новгород так и не приедут».
А вот отзыв о Нижнем Новгороде автора канала «Путешествуем по югу России» с 5083 подписчиками. Правда, блогер специально оговаривает, что пост не совсем тематический, но в Нижнем Новгороде она бывает часто, здесь ее родственники живут, так что имеет право на собственное мнение. Пост озаглавлен «Почему Нижний Новгород – город, не подходящий для переезда». Первое препятствие – трудно найти работу без связей и знакомств. Затем – дорогое жилье, Нижний Новгород входит регулярно в топ-5 городов с самой дорогой жилой недвижимостью, ценятся даже «деревянные развалюхи», которые сносить никто не торопится. Транспортная проблема: после 21.00 никуда не уехать, а имеющихся станций метро недостаточно для города. Часто меняются маршруты городского транспорта, невозможно приспособиться.
Возможно, блогер несколько сгущает краски, но невозможно не признать, что в целом написана правда.
Что делать?
Вариантов по большому счету два. Первый – забыть о каком бы то ни было позиционировании, образе и стать обыкновенным, ничем не примечательным населенным пунктом, который живет от щедрот федерального центра. Второй – сосредоточиться на разработке маркетинговой стратегии муниципалитета, подключить светлые головы из Нижнего Новгорода и России (Илья Варламов и Тёма Лебедев не в счет) и все-таки понять, что собой представляет город, и начать транслировать его образ как самим горожанам, так и во внешнюю среду. Да, на это потребуются деньги и иные ресурсы, но это – инвестиции в настоящее и будущее, и они окупятся, пусть и нелинейно.
СПРАВКА
Правильное позиционирование Углича привело к тому, что в городе стали швартоваться прогулочные и круизные теплоходы. Город испытал наплыв московских и российских инвесторов – от вложивших несколько сотен тысяч рублей до десятков миллионов. Калуга сильно выиграла от уточнения образа, как и, например, Ярославль (и дело тут вовсе не в том, что он изображен на купюре в 1000 рублей образца 1997 года). Да что там говорить, если образ Сокольского Нижегородской области как экологически чистого места позволил привлечь сюда новые, экологически чистые производства, не говоря про дачников и туристов из Москвы и Подмосковья.