Аргументы Недели Нижний Новгород → Общество № 19(763) 19-25 мая 2021 г. 13+

Конфликт электросамокатов и пешеходов назрел

, 11:21

Подготовка к 800-летию Нижнего Новгорода давно переплюнула подготовку к ЧМ-2018 и своими масштабами, и неудобствами для нижегородцев. Реконструкция кремля, Верхневолжской набережной, Александровского сада и многих других мест, привлекательных для прогулок.

Ведущиеся работы мешают нижегородцам воспользоваться наконец наступившим летом и взять реванш за прошлогоднюю самоизоляцию. Но тут ничего не поделаешь. Деньги, выделенные на подготовку к юбилею из федерального бюджета, надо потратить до юбилея. Или вернуть неизрасходованное. А раньше развернуть работы не было возможности – пресловутый ковид.

Остается надеяться, что качество работ не подкачает и в 2022 году мы сможем насладиться плодами сегодняшних хлопот по благоустройству города.

Но есть вопрос не только к качеству работы исполнителей. Какова цель приведения города в порядок? Для кого реставрируют фасады, перекладывают брусчатку, устанавливают новые светильники и лавочки?

В первую очередь работы ведутся в исторической части города, там, где это увидят прибывающие на юбилей гости, да и просто приезжающие в наш город туристы.

И неудивительно, что в первую очередь именно в этих местах появились стоянки велосипедов и электросамокатов. Привлекательность для туристов – это и инфраструктура: не только музеи и ресторанчики, но и вот такое современное удобство для перемещения по городу, с которым хочешь познакомиться. Ну это и в тренде современных тенденций – экологичный транспорт, позволяющий сохранять социальную дистанцию.

И успеть осмотреть можно больше. И при этом не очень устать. И главное: это все само появилось и само развивается. И прокат самокатов, и прокат велосипедов – все это деятельность частных компаний, не требующая бюджетных вложений. А бюджетные деньги расходуются на дороги, тротуары, скамейки, ограды, фонари – на все то, что не принесет прямую отдачу.

Но тут есть один вопрос, который надо решать властям. Велосипеды и электросамокаты – это и не автомобили. Но люди, на них перемещающиеся, – не пешеходы. В городе появляется третий участник движения. Пока это были владельцы купленных велосипедов, и электросамокатов, можно было утверждать, что это их проблемы, где выбрать место для катания, так, чтобы не мешать окружающим. Хотя отдельные конфликты возникали и тогда. Но как только власти согласились с появлением в городе прокатного транспорта, самоустраниться от него уже не получится. Возможность взять напрокат велосипед или электросамокат любым прохожим, скачавшим себе приложение и оплатившим аренду/поездку, ставит перед городскими властями задачу обеспечить безопасность использования этих транспортных средств. Безопасность и для тех, кто ими воспользовался, и для окружающих.

В 2020 году, по данным МВД, в России произошло 331 ДТП с участием самокатов, сигвеев, гироскутеров и моноколес (в три раза больше, чем в 2019-м). Погибло 6 человек, 347 получили ранения. Но это преимущественно ДТП, произошедшие на проезжей части (или во дворах и внутриквартальных проездах). Эти ДТП с участием автомобилей/мотоциклов. В столкновениях с ними велосипедисты и самокатчики уязвимее автомобилистов.

Но если человек на велосипеде или самокате наехал на пешехода, уязвимее оказывается пешеход.

В Крыму зафиксировано двое погибших пешеходов, но в абсолютном большинстве случаев пострадавшие пешеходы не входят в статистику ГИБДД. Как не входят в статистику и происшествия с участием велосипедов, самокатов и гироскутеров, произошедшие не на проезжей части.

Очень многие, кто пользуется прокатом, не умеют контролировать свою скорость и представляют большую опасность для окружающих пешеходов. Да и собственники новых одно-двухколесных электрических средств передвижения тоже не сдавали экзамены на вождение. Их навыки и их ответственное поведение целиком на их совести.

Вариант заставить велосипедистов и самокатчиков передвигаться по проезжей части не является панацеей. Автомобильное движение у нас таково, что двигаться по проезжей части достаточно опасно. И уж в этом-то случае человек должен иметь определенные представления о правилах дорожного движения. Кроме того, если велосипеды из-за размера колес не слишком чувствительны к выбоинам на проезжей части, стокам канализации и другим существенным неровностям, то для самоката попадание колеса в такую неровность может привести к падению. И на дороге это чревато серьезными последствиями.

В ПДД пока нет классификации электросамокатов как отдельных транспортных средств. В результате судам приходится самостоятельно решать вопрос их классификации.

Если же мощность электросамоката превышает 250 ватт, то по практике ГИБДД и судов данное транспортное средство считается мопедом и на лицо, управляющее им, распространятся все ограничения, применяемые для маломощных мотоциклов (то есть требуются права для управления мопедом или водительское удостоверение любой категории).

При этом ставить на учет такое транспортное средство не нужно. Не потому что так гласит закон, а потому что не существует такой процедуры, более того, электросамокаты не имеют паспорта транспортного средства, что также делает его постановку на учет невозможной.

Если же устройство мощностью менее 250 ватт, оно не подпадает в разряд транспортных средств. И управляющий им человек считается пешеходом. Он должен передвигаться по пешеходным и велопешеходным дорожкам, тротуарам и не выезжать на проезжую часть.

Если посмотреть на Европу, то там давно в гораздо больших масштабах используются велосипеды. Да и электросамокаты тоже получают права гражданства. Правда, в Германии, как утверждает Deutche Welle, электросамокаты были встречены большинством немцев с неприязнью

Когда в Германии было разрешено использование электросамокатов (в мае 2019 года), ожидалось, что они станут экологичной альтернативой автомобилям. Но вместо этого они вызвали общее недовольство: на самокаты жалуются все – и пешеходы, и велосипедисты, и автомобилисты.

Через несколько месяцев после разрешения использования электросамокатов в Берлине прошел первый митинг их противников. Причина недовольства в том, что «на берлинских тротуарах остается все меньше места для пешеходов».

«Как пешеходы мы, конечно, не против того, чтобы вместо больших и вонючих машин по улицам ездили маленькие электрические самокаты, – говорят активисты протестов. – Мы против того, чтобы у нас воровали пространство».

Единственный город Германии, где нет протестов, – это Бремен. Его мэрия установила такие правила лицензирования, что бизнес по прокату самокатов потерял смысл.

Наиболее часто упоминаемая претензия немцев заключается в том, что водители электросамокатов «часто ездят пьяными, причем нередко это туристы, приехавшие издалека». Защитники электросамокатов утверждают, что 90 процентов клиентов используют для оплаты проезда кредитные карты, выданные немецкими банками, и лишь 10 процентов – иностранные.

Эксперты видят причину протестов в том, что «города и без того переполнены, машин слишком много и велосипедов становится все больше. Теперь к ним добавились еще и электросамокаты». По их мнению, «власти городов должны искать решение, которое сократят количество машин и расширит пространство для двухколесных средств».

Утверждается, что дело не в самокатах, а в узких велодорожках. В Копенгагене в отличие от Берлина наличие развитой инфраструктуры для велосипедов и электросамокатов привело почти к полному отсутствию конфликтов.

Может быть, и нам стоит заранее озаботиться этим же. В местах наибольшего скопления пешеходов и самокатчиков надо разводить потоки тех и других. Способ один: надо прокладывать велодорожки.

Чтобы гости города, передвигающиеся пешим порядком, не шарахались от проносящихся мимо людей на электросамокатах. А те из туристов, кто хотел бы не утруждаться пешей ходьбой, могли бы в процессе перемещения на электросамокате разглядывать окружающую архитектуру, а не уделять все свое внимание лавированию среди пешеходов.

Стоит подумать, чтобы разные маршруты, ведущие к достопримечательностям, были связаны в единую маршрутную сеть, чтобы посмотрев что-то одно, можно было бы на велосипеде или электросамокате добраться и до другой исторической или рекреационной локации.

Да, в старой части города мало мест для автомобилей. Но у нас уже планируются меры по введению платных парковок и обсуждается введение ограничений на въезд в центр легковых автомобилей. Место, освобожденное в случае принятия этих мер, можно пустить на создание/расширение велодорожек. Кстати, зимой, когда велосипедистов практически не будет, эти велодорожки могут стать местом, куда будет сгребаться снег при чистке улиц. Сейчас же сугробы зимой сужают проезжую часть.

Наконец сразу стоит заложиться на то, что электросамокатами будут пользоваться не только гости города, но и нижегородцы. Сейчас таких немного. Тем не менее и сейчас кто-то добирается на работу на собственном велосипеде/электросамокате, а кто-то периодически пользуется прокатными. Расширение сети велодорожек увеличит их возможности не пользоваться общественным транспортом.

В ходе подготовки к юбилею ничего из этого уже нельзя будет сделать. Но, чтобы не пропустить следующую благоприятную возможность, стоит разработать стратегию развития в городе двухколесного экологичного индивидуального транспорта. В конце концов, программы «Безопасные и качественные дороги» и «Комфортная городская среда» будут финансироваться и дальше. А в рамках этих программ можно было бы многое сделать. Было бы желание.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram