В водоохранной зоне Иваньковского водохранилища в Тверской области строятся коттеджи и вырубаются леса. И всё это происходит при попустительстве надзорно-контролирующих органов. Проблема становится очевидной, если принять во внимание, что Иваньковское водохранилище является основным источником водоснабжения города Москвы. В редакцию «Аргументов недели» пришла переписка инициативной группы, состоящей из 87 членов садовых кооперативов, активистов и экспертов, представляющих интересы около пяти тысяч человек, с различными государственными инстанциями за 16 лет. И всё это время власти занимались отписками и спокойно взирали на происходящее.
Хроника проблемы
История застройки водоохранной зоны Иваньковского водохранилища тянется с августа 2005 г. и не решена по сей день. На берегу водоёма во втором поясе зоны санитарной охраны (ЗСО) питьевого водозабора для Москвы идут активные распродажи поросших лесами земель для коттеджного строительства в интересах, как считают люди, нечистых на руку риелторов, орудующих в Конаковском районе. Также идёт активная рубка леса первой категории для прокладки дорог и строительства капитальных сооружений в первом поясе водоохранной зоны.
А что же говорится по этому поводу в законах? Согласно правилам СП 2.1.4.2625-10 (под названием «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы»), утверждённых Постановлением главного государственного санитарного врача РФ №45 от 30 апреля 2010 г., «не допускается рубка леса главного пользования и реконструкции на территории шириной не менее 500 м от уреза воды».
Говоря по-простому: ведутся незаконная вырубка деревьев и строительство коттеджей в береговой полосе Иваньковского водохранилища. Казалось бы, всё просто, трактовать двояко документ невозможно. Но нет, похоже, чиновники не желают пользоваться действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и изыскивают варианты их обхода.
Местные жители неоднократно просили прокуратуру разобраться с фактами таинственного исчезновения планов лесоустройства совхоза «Конаковский» и перевода его лесов в земельный запас, то есть в категорию бросовых земель, однако прокуратура не реагирует на жалобы, ограничиваясь отписками.
Региональные управления федеральных ведомств также не противодействуют застройке водоохранных зон. И, по сути, потворствуют тому, что хозяйственно-бытовые стоки из канализаций коттеджей «влиятельных» людей попадают не только в воды великой русской реки Волги, но и оказываются в системе водопроводов, снабжающих пресной водой город Москву и не только.
Ответ Росприрод-надзора
Наверное, не стоит говорить, что люди, вступившие в борьбу с незаконными действиями застройщиков, доведены до отчаяния, напротив – они полны решимости победить. Их не обескураживают ни молчание, ни редкие отписки чиновников, которым направляются многочисленные обращения неравнодушных к проблемам окружающей среды граждан. Привожу пример ответа, полученного активистами из отделения регионального Росприроднадзора. В документе с исходящим №02-18/6055 от 09.11.2017 г. сообщается, что Государственными инспекторами Управления по Тверской области совместно с представителями администрации Конаковского района (фамилии которых не указываются) 08.11.2017 г. проведено рейдовое обследование территории кадастрового квартала №69:43:0070134. В акте обследования указано, что земельный участок в данном кадастровом квартале принадлежит юридическому лицу – базе отдыха «Конаково Ривер Клаб». Далее следует описание деталей проекта гостиничного комплекса «Конаково Ривер Клаб», и в заключение говорится: «В ходе проверки нарушений природоохранного и земельного законодательств не установлено».
Во-первых, если бы инспекторы ознакомились перед командировкой с публичной кадастровой картой (которая должна быть у них настольным документом), то узнали бы, что кадастровый квартал №69:43:0070134 включает в себя 76 земельных участков, а обследовали они всего лишь один – это гостиничный комплекс с неплохим рестораном (возможно, что его меню они оценили по достоинству).
Во-вторых, имеются фотоснимки незаконного строительства автодороги длиной около двух километров и выемки песка в береговой полосе. Владельцам базы надо было бы провести господ инспекторов на авто по незаконно построенной и уже заасфальтированной дороге до места разрытых экскаваторами карьеров в береговой полосе, но, конечно же, они этого не сделали. В противном случае данный факт был бы отражён в акте.
В-третьих, если бы инспекторы регионального Росприроднадзора захотели и позвонили хотя бы одному из контактных лиц, то им бы показали всё прямо на месте. Но нет, чиновники удовлетворились словами нарушителей закона, не заметили ничего противоправного, а активистам прислали ответ-отписку.
А тем временем «тёмные дела» на водохранилище идут полным ходом. Предварительный расчёт площади незаконно возведённых сооружений и средней плотности произрастания взрослых деревьев и подлеска показал, что было вырублено около 2 тыс. деревьев здорового хвойного леса первой категории в 500-метровой зоне. А также пошло под топор примерно 14 тыс. деревьев при строительстве автодороги. И это не все чудеса. Планы лесоустройства бывших земель совхоза «Конаковский» таинственным образом исчезли из архивов района и города.
К сведению Тверской и Волжской природоохранных прокуратур: земельные участки кадастрового квартала 69:43:0070134 начиная с 2009 г. в разное время отчуждались комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Конаковского района в пользу ООО «ВИКОМО» как пустоши. На самом деле эти кадастровые кварталы покрыты лесом.
Активисты считают, что Иваньковское водохранилище превращено в основную коррупциогенную зону Тверской области. Они указывают, что в декабре 2012 г. бывший глава Конаковского района Крысов и его заместитель Осипов были осуждены на длительные сроки заключения по фактам получения взяток при оформлении в частную собственность земельных участков. Более того, жена Крысова стала одной из крупнейших в районе владелиц земель вдоль реки Волги.
Судя по информации о закрывшихся заводах, дела с вложениями инвестиций в обрабатывающую промышленность Тверской области не идут вообще, но для вложений в строительство частных коттеджей, причалов и бань инвестиционный климат самый что ни на есть благоприятный.
И наконец, активистам вдруг показалось, что свершилось чудо – 26 февраля 2019 г. Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой (ВМПП) было проведено заседание межведомственной рабочей группы на тему: «Проблемные вопросы соблюдения зон санитарной охраны Иваньковского водохранилища». В этом заседании под председательством первого заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора принимали участие представители Московско-Обского бассейнового водного управления, Минприроды Тверской области, Управления Роспотребнадзора по Тверской области, ФГБУ «Центррегионводхоз», администрации Конаковского района, ФГБУ «Канал имени Москвы». Но в ходе этого мероприятия чиновники не пришли ни к каким решениям. Как говорится – посудачили и забыли, о чём шла речь. После заседания в воздухе снова воцарилась тишина. Никаких действий, ответов, новых встреч, запросов и расследований.
Два года спустя
Учитывая пассивную позицию участников совещания в ВМПП 26 февраля 2019-го, жители направили материал в еженедельник «Аргументы недели» в том же году. Редакция подготовила к публикации полосу, но по признанию самих активистов: «мы её не согласовали, посчитав выводы слишком радикальными. По истечении двух лет бездействия органов госуправления, контролирующих и надзорных организаций мы понимаем, что наше решение не публиковать материал было ошибочным». И вот снова, спустя два года, обратились за помощью в редакцию «АН».
Хотелось бы понять, кто произведёт оценку ущерба, причинённого экологии Иваньковского водохранилища в результате незаконных продаж лесов, построек коттеджей и другой инфраструктуры в водоохранной зоне за долгие 16 лет?
К огромному сожалению, такие истории, когда вдоль водохранилищ либо рядом с заказниками строится загородное жильё, – встречаются повсеместно. Для строителей – это лакомые кусочки, которые можно продать втридорога из-за расположения с прекрасными видами, чистым воздухом, близостью к воде или к лесу. В результате люди, стремящиеся поселиться среди нетронутой природы, – её истребляют, загрязняются воды и уничтожаются леса. Хаотичная, непродуманная застройка лишает человека последних кусочков нетронутой природы. Нужны чёткие планы возведения посёлков с учётом сохранения зелёных природоохранных, парковых и заповедных зон и чистых водоёмов на районных или областных уровнях, никак не меньше. У нас много хороших законов и подзаконных актов, защищающих окружающую среду, но есть серьёзная проблема с их исполнением. Получается, что ко всем бедам на Руси, главные из которых дураки и дороги, – добавляется алчность людская, губящая наше основное достояние – русскую природу. Например, от можайских и рузских многовековых лесов практически ничего не осталось. К Можайскому водохранилищу близко подойти практически невозможно, его берега застроены почти полностью. По некогда чистой реке Москве в летнее время непроницаемым ковром течёт бытовой мусор. На берегах водоёмов горы пластиковых упаковок и другого хлама, оставленного любителями пикников. Во многих местах спонтанно возникают мусорные свалки, естественно – незаконные.
Одной из причин создавшегося положения являются отсутствие межведомственного взаимодействия между различными органами исполнительной власти, несовершенство нормативно-правовой базы и пассивная позиция надзорных органов и органов исполнительной власти разных уровней. Но главное – это отсутствие у населения элементарного уважения к природе.
Вернёмся к многострадальному Иваньковскому водохранилищу. Мы полагаем, что Генпрокуратура РФ даст правовую оценку фактам, накопленным за 16 лет бездействия чиновников и попустительства нарушениям действующего законодательства со стороны Роспотребнадзора РФ и других причастных к ним организаций. К сожалению, на сегодняшний день рубка леса, прокладка дорог и строительство капитальных сооружений в водоохранной зоне в кадастровых кварталах продолжаются. И конца и края этому не видно.