Масштабное дорожное строительство стартовало в Нижегородской области весной 2021 года. Речь идет о скоростной 700-километровой автотрассе М-12 Москва – Нижний Новгород – Казань, которая станет основой международного транспортного коридора «Европа – Западный Китай». Работы планируют завершить уже в 2024 году.
М-12: связь агломераций
Следует отметить, что подобная стройка века была бы невозможна в регионе без поддержки федерального центра. Михаил Мишустин на совещании в правительстве РФ в апреле текущего года заявил, что на ускоренное проектирование, реконструкцию и строительство дорог из резервного фонда будет направлено 93,1 млрд рублей.
Говоря о строительстве М-12, премьер-министр РФ подчеркнул, что данная автотрасса обеспечит безостановочное скоростное автомобильное сообщение между четырьмя из восьми крупнейших агломераций России: московской, самарско-тольяттинской, нижегородской и казанской.
«Проект даст регионам импульс к ускоренному развитию. Суммарный прирост внутреннего регионального продукта на этих территориях составит более 500 млрд рублей к 2050 году. Важно, что непосредственно для строительства этого объекта будет создано более 30 тысяч рабочих мест. И еще более 130 тысяч – в смежных отраслях. Это такие отрасли, как автомобилестроение, нефтехимия, электроника, транспорт и логистика, сфера услуг и другие. С учетом особого значения трассы М-12 правительство ставит задачу ввести ее в эксплуатацию уже в 2024 году», – сказал Михаил Мишустин.
Губернатор Нижегородской области Глеб Никитин отметил, что решение правительства России по строительству трассы М-12 повысит инвестиционную привлекательность региона.
«Для нас очень важно, что председатель правительства обозначил конкретные сроки строительства и подтвердил важность проекта для развития страны в целом. Трасса “Европа – Западный Китай” проходит по территории шести муниципальных районов и двух городских округов Нижегородской области. В данных муниципальных образованиях проживает около 230 тысяч человек. Строительство дороги позволит снять инфраструктурные ограничения, в том числе проблемы с транспортной доступностью, и повысить инвестиционную привлекательность рассматриваемых территорий не менее чем в два раза. Это будет способствовать экономическому развитию всего юга Нижегородской области. Для промышленного комплекса и аграрной сферы появляются новые экспортные возможности, упрощается доступ к крупнейшим рынкам материка. Теперь у инвесторов есть конкретные даты, на которые они могут ориентироваться, планируя реализацию своих проектов», – сказал Глеб Никитин.
30 апреля стало известно, что Госэкспертиза выдала положительное заключение для подготовки строительства трассы М-12 в Нижегородской области. Как сообщает пресс-служба ФАУ «Главгосэкспертиза России», выдано положительное заключение ГК «Автодор» на проектную документацию и результаты инженерных изысканий для подготовки территории IV этапа трассы М-12 Москва – Казань.
В частности, участок проходит от региональной дороги 17К-2 Муром – М-7 «Волга» до пересечения с федеральной автодорогой Р-158 Нижний Новгород – Арзамас – Саранск – Исса – Пенза – Саратов.
Согласно информации, проектом предусмотрены работы по охране объектов культурного наследия. В частности, планируется проведение раскопок на общей площади 29,926 тыс. кв. м, в том числе в поселениях эпохи бронзы и мезолита.
Кроме того, при подготовительных работах планируется устройство строительных площадок для сооружения моста через реку Оку и создание причальных сооружений. Для обеспечения подвоза материалов и техники в полосе отвода запроектирована технологическая дорога.
Также технологический мост длиной 48 м построят через правый приток Оки – реку Велетьму. Мостовое полотно выложат из железобетонных плит. Для перильных ограждений будут изготовлены индивидуальные металлоконструкции. Финансирование планируется осуществлять с привлечением средств федерального бюджета. Застройщиком является госкомпания «Российские автомобильные дороги», генеральная подрядная организация – АО «Дорожно-строительная компания “Автобан”».
Напомним, что скоростная платная автотрасса Москва – Казань по Нижегородской области пройдет через территории Навашинского, Ардатовского, Арзамасского, Вадского, Перевозского, Бутурлинского, Сергачского и Пильнинского районов. На границе Владимирской области предполагается строительство нового моста через Оку, на пересечениях с дорогами Нижний Новгород – Арзамас и Павлово – Мухтолово планируется строительство транспортных развязок.
В Нижегородской области будет построено три этапа дороги (с 224 по 586 км). Подрядчиками выбраны АО «ДСК “Автобан”» и ООО «СиАрСиСи рус».
Стоимость движения по автомагистрали для легковых автомобилей предварительно составит 2,5 рубля за 1 км. То есть проезд по всей трассе обойдется примерно в 1,6 тыс. рублей.
СПРАВКА
Трасса Москва – Казань (протяженность – 794 км) – один из участков международного транспортного маршрута «Европа – Западный Китай», реализуемого в рамках комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года. Дорога объединит четыре агломерации: московскую, нижегородскую, казанскую и самарско-тольяттинскую. В классификации федеральных автодорог она получит номер М-12.
Дорога первой категории с двумя полосами движения в каждую сторону, разделительной полосой и разрешенной скоростью до 130 км/ч. Безопасности будут способствовать разделенные потоки (барьерное, тросовое ограждение), освещение, пешеходные переходы вне проезжей части (надземные, подземные), обеспечение карманов с накопителями, экодуки и зверопроходы.
Нижегородское метро: новые станции построят?
Уже много лет жители Нижнего Новгорода мечтают о продлении линий метрополитена. Одни считают, что подземку надо развивать в сторону Сенной площади. Другие, напротив, уверены, что метро нужнее в Сормове. Одним словом, все горожане одинаковы во мнении, что продолжать строить метрополитен в областном центре необходимо.
И вот в конце апреля из Москвы пришла приятная новость: Нижний Новгород получит возможность продолжить работу по продлению метро.
Президент РФ Владимир Путин в ходе своего послания Федеральному собранию 21 апреля 2021 года назвал нижегородский метрополитен в качестве примера проекта, для реализации которого может быть задействован механизм инфраструктурных бюджетных кредитов. Глава государства подчеркнул, что инфраструктурный кредит регионы могут получить на 15 лет по ставке 3% годовых.
«Инфраструктурные бюджетные кредиты будут предоставляться под полным контролем федерального казначейства и только под конкретные проекты, прошедшие детальную экспертизу на федеральном уровне», – заявил Владимир Путин.
Губернатор Нижегородской области Глеб Никитин, комментируя послание президента, подчеркнул, что в регионе давно назрела необходимость развития метро как внеуличного вида транспорта. Прежде всего метро требуется в исторической части города, где сосредоточены уникальные объекты культурного наследия, при этом существующая уличная сеть не рассчитана на современный трафик и потребности нижегородцев и гостей города.
«В приоритете мы рассматриваем продление метро до станции “Сенная”. Это заложено и в проекте развития транспортной системы нижегородской агломерации, над которой сегодня наши специалисты работают вместе с ВЭБ.РФ. “Сенная” позволит сформировать крупный транспортно-пересадочный узел в нагорной части города: станция метрополитена, автостанция и канатная дорога на Бор, рядом – линия трамвая и выход на две крупные городские магистрали – улицы Родионова и Белинского. Прогнозируемый пассажиропоток новых станций “Сенная” и в перспективе “Оперный театр” составит около 10 млн человек в год. Безусловно, федеральная поддержка в виде бюджетного инфраструктурного кредита позволит существенно ускорить реализацию этого проекта», – сказал Глеб Никитин.
Глава региона добавил, что продление другой линии – Сормовско-Мещерской – от станции «Буревестник» до станции «Варя» с созданием транспортно-пересадочного узла (второй вариант – до станции «Сормовская») также является острой необходимостью для жителей Сормовского района, которые на сегодня отрезаны от центральной части города. В текущем году планируется начать разработку технико-экономического обоснования оптимального варианта продления Сормовско-Мещерской линии метро. Региональный минтранс готовит обоснование затрат на проектирование продления обеих веток нижегородского метрополитена.
У нижегородской подземки появился шанс для продолжения развития. Об этом сообщил глава Нижнего Новгорода Юрий Шалабаев по итогам президентского послания Федеральному собранию.
«Традиционно с большим вниманием посмотрел президентское послание. Приятной новостью стали слова о развитии нижегородского метро. По словам Владимира Владимировича, город сможет получить дешевый инфраструктурный кредит на развитие подземного транспорта. Знаю, что губернатор Глеб Сергеевич Никитин много сил приложил для того, чтобы пролоббировать развитие подземки в Нижнем Новгороде, и очень благодарен ему за это», – заявил Юрий Шалабаев.
Глава города напомнил, что запрос на новые станции у нижегородцев есть давно. «Это экологично, быстро и комфортно. В первоочередных планах – продление Сормовской линии и линии метро от станции “Горьковская” в верхней части. Конечно, хотелось бы строить по меньшей мере одну станцию в год», – считает Юрий Шалабаев. Он подчеркнул, что собственных средств муниципалитета никогда не хватило бы для реализации проекта таких масштабов.
«Напомню, станция “Стрелка” обошлась примерно в 11 миллиардов рублей. Для сравнения, весь бюджет Нижнего Новгорода на год – 38 миллиардов рублей, и свободных средств там нет ни копейки. Теперь, в юбилейный для города год, у нижегородской подземки появился шанс для продолжения развития, – добавил глава города. – Важно, что метро будет развиваться не само по себе, а в системе: вместе со всеми видами общественного транспорта. В городе разработана соответствующая комплексная программа, и с федеральной поддержкой реализовать ее получится быстрее».