> Нижегородские агломерации – стратегия развития - Аргументы Недели Нижний Новгород

//Общество 13+

Нижегородские агломерации – стратегия развития

№  () от 12 мая 2021 [«Аргументы Недели Нижний Новгород», Петр АВДЕНТОВ ]

Ряд федеральных экспертов отметили, что президентское послание задает новый тренд в региональной политике. Федералы будут выделять серьезные бюджетные деньги для масштабных инфраструктурных проектов не всем подряд, а под личную ответственность конкретным губернаторам, проявившим наибольшую активность в разработке таких проектов, и готовность к их реализации. Неслучайно в послании в качестве регионального примера подобной поддержки была названа Нижегородская область, которой должны быть выделены средства на строительство метро и на развитие исторического центра в Нижнем Новгороде. Тут, конечно, сыграл свою роль предстоящий юбилей Нижнего Новгорода, однако, как видим, планируемое выделение федеральных средств выходит далеко за его временные рамки.

После нижегородского юбилея будет что осваивать

Незадолго до послания президент провел в режиме видеоконференции заседание правительства, на котором обсуждалось развитие регионов, в том числе и с помощью применения таких финансовых инструментов, как инфраструктурные облигации. Доклад Глеба Никитина на этом заседании о развитии нижегородской агломерации произвел хорошее впечатление, чем в итоге подтверждено присутствие региона в президентском послании.

Более того, практически синхронно с посланием организуется приезд в Нижний Новгород секретаря генсовета партии «Единая Россия» Андрея Турчака, конкретная цель которого – партийная поддержка комплексного развития территорий в нижегородской агломерации. По итогам визита Андрея Турчака «Единая Россия» намерена обратиться к президенту РФ Владимиру Путину с предложением о корректировке проекта инфраструктурных облигаций, чтобы сделать его более эффективным для экономики регионов.

«Экономика проекта такова, что 60% затрат на инфраструктуру может и должно быть закрыто со стороны инвестора, но 40% должно обеспечить государство. Понятно, что Нижегородская область будет участвовать, но без федеральной поддержки такие крупные проекты освоения территорий реализовать трудно. Здесь может идти речь о бюджетных кредитах или о запуске механизма инфраструктурных облигаций. Сегодня условием участия в проекте инфраструктурных облигаций является 15-летний срок реализации проектов, но мы понимаем, что окупаемость крупных проектов больше 15 лет. На основании информации от Нижегородской области и других регионов “Единая Россия” намерена выйти к президенту РФ с предложением поддержать такие долгосрочные проекты, которые являются локомотивом роста на территориях», – заявил по итогам визита Андрей Турчак.

В итоге можно констатировать, что разработанная ростеховской командой операция «Нижегородская агломерация» развивается пока вполне успешно. Она идет на смену краткосрочному и тоже вполне успешному для организаторов проекту «Нижний 800», на реализацию которого удалось привлечь значительно больше федеральных бюджетных средств, чем планировалось первоначально. Проект «Агломерация» – более долгосрочный и денежный. Совокупная стоимость комплексной программы в первые 10 лет превышает 460 млрд рублей. А в 30-летней перспективе эффект от ее реализации еще более впечатляющий.

«По тем нижегородским проектам, о которых я говорил, мы вместе с ДОМ. РФ и коллегами из правительства России рассчитали эффект. За 30-летний срок совокупный прямой бюджетный эффект от реализации первой очереди программы достигает 800 млрд рублей, что почти в 1,5 раза превышает затраты на платежи по долгу по рыночной ставке. Мировой опыт показывает, что именно масштабные расходы на инфраструктуру за счет долгового финансирования приводят к выдающимся темпам экономического роста», – заявил Глеб Никитин в своем докладе президенту на заседании правительства.

От такого громадья планов аж дух захватывает. Сразу вспоминается шанцевский «Глоб-таун», с деревянным макетом которого отдельные чиновники чуть ли не весь мир объездили. Нынешний никитинский проект агломерации более реалистичный, хотя красивых картинок в нем тоже хватает. Если отбросить пиар-шелуху, то это строительство двух крупных жилищных комплексов вкупе с социальными объектами и транспортной развязкой. Зато все как красиво расписано и обставлено.

Опыт реализации юбилейной программы показывает, что Глеб Сергеевич, сам выходец из федеральных чиновников, умеет разговаривать со своими бывшими коллегами в федеральном правительстве на одном языке, умеет грамотно создать актуальный проект и красиво его подать. И нет сомнений, что при такой мощной правительственной, партийной и корпоративной поддержке, да еще и с учетом предвыборной обстановки, ему удастся привлечь федеральные средства под свой новый громкий проект.

 

Агломерация – это не только жилье

Однако, пока масть катит, не помешало бы вспомнить и о развитии агломераций в районах области. Когда Глеб Никитин заступал на правление Нижегородской областью, он сразу же обозначил свои амбициозные планы и приоритеты. В том числе он заявил, что нижегородскую агломерацию планируется вывести на уровень самых передовых в стране по благоустройству и комфортности проживания. Тогда, говоря об агломерации, он имел в виду весь регион, а не южную часть Нижнего Новгорода, как акцентируется сейчас. Сегодня речь идет, по сути, о двух крупных девелоперских проектах в городской черте с инфраструктурным сопровождением за счет специализированных долгосрочных бюджетных кредитов. Об обеспечении рабочими местами жителей этих жилищных комплексов речь не идет, просто в городе прибавится еще пара крупных спальных районов. В принципе и это уже неплохо, хотя суть понятия агломерации здесь существенно искажается. Настоящая агломерация предполагает не только жилье с социалкой, но и финансовую самостоятельность на основе высокоразвитой производственной базы с современными рабочими местами.

В нынешнем проекте развития нижегородской агломерации вскользь упоминается создание индустриальной инфраструктуры особой экономической зоны «Кулибин» в Дзержинске. Эта промышленная территория якобы позволит привлечь до 100 млрд рублей частных инвестиций. Но все это пока на воде вилами писано.

 

Пора начинать КВН

Меж тем нарастает актуальность создания реальных агломераций не в южной части Нижнего Новгорода, а на юге и юго-западе региона. В Выксе развивается мощнейшая производственная база, строятся новые заводы с тысячами новых рабочих мест. А вот о строительстве такими же темпами жилья и социальной инфраструктуры для новых работников говорить пока не приходится. Выксунская металлургия втягивает в свою кадровую орбиту жителей не только близлежащих Кулебак и Навашина, но и Мурома. На очереди привлечение для работы вахтовым методом квалифицированных производственных специалистов из Нижнего Новгорода, которых и так там не хватает.

В соседних Кулебаках, пусть и не так масштабно, развивается металлургическое производство на местном заводе «Русполимет». А вот новое современное жилье здесь совсем не строится. Такая же картина в Навашине на «Окской судоверфи», которая с хорошей перспективой обеспечена заказами. Однако основательной подготовкой местных кадров здесь не занимаются, предпочитая набирать вахтовиков со всего света, да еще и по мутным схемам неофициального трудоустройства.

Вот в этом юго-западном углу, который издавна назывался КВН (Кулебаки – Выкса – Навашино), и напрашивается первоочередное создание реальной агломерации, с административным объединением всех трех районов. Мог бы получиться неплохой пилотный проект для всего региона.

В пользу этого проекта скажется и строящаяся рядом платная скоростная автомагистраль М-12 Москва – Казань. Есть смысл возвратиться к обоснованию строительства Навашинской АЭС. И тогда кавээновская агломерация стала бы не только региональным центром экономического роста, но и вышла на федеральный уровень.

Еще одна муниципальная агломерация напрашивается на основе туристического кластера Арзамас – Дивеево – Саров. Ее социально-экономический потенциал тоже достаточно высок.

 

Без муниципальной реформы с места не сдвинемся

С созданием местных агломераций тесно связаны внутрирегиональные административные реформы. Целый ряд федеральных экспертов отмечает, что сегодня в федеральном тренде не только сокращение госаппарата, но и укрупнение муниципалитетов. Согласно поправкам в российскую Конституцию у нас появилось понятие «единство публичной власти», которое подразумевает тесное и оперативное взаимодействие региональных и муниципальных органов в интересах населения. Многие губернаторы под это дело собираются оптимизировать управленческие процессы в муниципалитетах.

В лидерах здесь губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко. Недавно он анонсировал новый этап муниципальной реформы в своем регионе, которая позволит избавиться от неэффективных муниципальных руководителей.

«У нас больше половины муниципалитетов не имеют финансовой самостоятельности. У них нет доходов даже для того, чтобы обеспечить зарплату своим же чиновникам. Но при этом они не хотят объединяться с более эффективными соседями. Объясняем, что укрупнение даст нам возможность решать вопросы в рамках региональных программ. Но нет, говорят, мы хотим быть самостийными, руководить. Так тогда ищите источники доходов, придите с проектами, предложениями. Но чаще ведь – ноль проектов, ноль предложений», – считает Дрозденко.

Он уверен: когда бюрократический аппарат сократится вдвое, только тогда появится возможность эффективно работать в рамках государственных и региональных программ. При этом сама реформа нацелена на то, чтобы муниципальных образований стало меньше, но они были бы эффективней.

Актуальна эта тема и для Нижегородской области, где прошло уже значительное сокращение числа муниципальных образований, ряд их преобразован в городские и муниципальные округа. И процесс этот продолжается в комплексе с кадровыми чистками в муниципалитетах.

Чтобы реально всколыхнуть муниципальное болото, необходимо каленым железом выжечь клановые и семейные коррупционные опухоли в районах области. Нередко они представляют собой феодальные вотчины во главе с местными князьками, не способными к какому-либо развитию. Кое-где еще остались толковые местные управленцы, но их инициатива сковывается действующими правилами игры. В муниципальном управлении сейчас главное правило – кто не работает, тот ест. Стимулов к бюджетной самообеспеченности и увеличению собственных доходов у муниципалитетов сегодня нет. И управленческая верхушка глубоко дотационных районов живет сегодня не хуже, чем работящих, – имеет незаслуженно высокие зарплаты, катается на дорогих авто, ну и родственников с челядью неплохо подкармливает.

Более того, в регионе до сих пор не выстроена система оценки реальной деятельности муниципалитетов. Действующие рейтинги устроены так, что если легла хорошо фишка с показателями действующих на территории районов предприятий, получай, глава, премию и штандарт губернатора. Хотя сам глава тут совершенно не при делах.

 

От «феодальных вотчин» – к «городам мастеров»

Без реальной картинки положения дел в районах, реальной эффективности руководителей муниципалитетов об исправлении ситуации говорить не приходится. На мой взгляд, у этого исправления есть два пути. Для промышленно развитых районов велосипед изобретать не надо. Здесь есть хорошая действующая модель взаимодействия Объединенной металлургической компании с местной властью в Выксе. ОМК наряду с развитием высокотехнологичной промышленности мирового уровня реально занимается социальным и культурным развитием территории своего присутствия. Пока Нижний Новгород который год ищет свой туристический бренд, выксунский фестиваль «Арт-овраг» уже вышел на федеральный и международный уровень и поставил перед собой амбициозную цель – выйти на Венецианскую биеннале. Выксунская модель комплексного развития территории как основа вполне пригодна для промышленно развитых муниципалитетов, таких как Дзержинск, Арзамас, Кстово, Бор, Кулебаки.

Именно крупные, федерального уровня, промышленные предприятия должны стать форпостами и локомотивами проведения новой экономической региональной политики. В Нижнем это ГАЗ, оборонка с такими лидерами, как Ростех и «Алмаз-Антей», ОМК и «Русполимет» – на юго-западе, Лукойл – в Кстове, Сибур – в Дзержинске, ГЖД и Оргхим – на севере, арзамасская оборонка – на юге. Объединить их для достижения общих целей – задачка вполне посильная для нынешней областной правящей команды.

Для небольших, неиндустриальных районов спасительный путь – в переходе от феодальных вотчин к модернизированным «городам мастеров». Яркий пример такого города сегодня – Семенов с его народным промыслом мирового класса. По этой модели могли бы развиваться и другие городки с относительно раскрученными народными промыслами – Городец, Ковернино, Вознесенское, Ворсма. А вот Лысково, например, где нет подобных промыслов, – городок пивоваров, садоводов, мясников и колбасников, Шахунья – железнодорожников и молочников. Если поискать, в каждом районе найдется свой мини-бренд.

Оптимальная управленческая модель для индустриальных муниципалитетов: руководитель исполнительной власти – статусный представитель градообразующего предприятия с проектным мышлением, нацеленный на результат; глава местного депутатского корпуса – лидер общественного мнения с муниципальным управленческим опытом. Хотя все эти качества могут и удачно сочетаться.

Найти достойных руководителей для дотационной и депрессивной глубинки, особенно независимых от нынешних коррумпированных кланов, задачка посложнее. Но глубинка выбросила в Нижний достаточно много молодых профессионалов, для которых на малой родине социальные лифты были закрыты – не в той семье родились, в правящие кланы не входили. Почему бы среди них не поискать новых независимых и перспективных управленцев. Есть резон объявить региональный конкурс на зачисление в муниципальный кадровый резерв. Пусть претенденты, по примеру кандидатов в губернаторы, и со скалы попрыгают. В какой-то мере поможет здесь и очередной региональный кадровый проект «Команда 52», заточенный на подготовку муниципальных кадров.

Уж если регион задумал стать индустриальным лидером в стране, он и сам должен превратиться из феодального княжества, отданного очередному варягу на кормление, в единую, слаженную, социально ответственную индустриальную корпорацию, заинтересованную в развитии территории присутствия. Тогда и руководителям муниципалитетов волей-неволей придется переквалифицироваться из местных князьков в начальников территориальных цехов, работающих на благо населения и на общий региональный результат.



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте

//Мнение

Мы должны создать Славянский Союз для победы на внешнеполитическом фронте

В нынешнее время Россия в связи с войной на Украине осталась в Европе в политической изоляции. Практически все страны объединились под эгидой США против нее. За исключением Белоруссии и Сербии нас никто не поддерживает. С того момента как распался Восточный блок и практически все его члены ушли в НАТО и ЕС с подачи США прошло немало времени. Тем не менее, не все упущено. России надо возвращать то, что она потеряла, прежних друзей, партнеров, союзников в Европе. Нужно потеснить США в борьбе за влияние в Европе, особенно это касается славянских стран, ведь там проживают родственные народы. Практически все они поддерживают политику враждебности США по отношению к России, и будет неправильно равнодушно и бездеятельно к этому относиться. России нужно менять свою позицию, политику по отношению к славянским государствам и переманить их в свой политический лагерь для объединения общих усилий по продвижению славянских наций.