> В сумерках веры - Аргументы Недели Иркутск

//Общество 13+

В сумерках веры

№  () от 12 мая 2021 [«Аргументы Недели Иркутск», Валентина Рекунова ]

В ночь на новый, 1917 год все храмы Иркутска были переполнены, чего прежде, кажется, не бывало. Однако архиепископ Иркутский и Верхоленский Иоанн не обольщался: «Это все — стихийные молитвы за фронтовиков, свидетельство углубляемого отчаяния, а не глубокой религиозности».

Несостоявшийся праведник

Под шапкой «Епархиальных ведомостей», где прежде помещались высочайшие телеграммы, ныне печатался большой список вакансий. То есть из номера в номер подтверждалось угасание религиозного чувства. Притом что Иркутская семинария и оба духовных училища исправно готовят выпускников, а часть из них поступает в духовные академии. Если откроют таковую в Иркутске, то найдется немало охотников получить здесь достойное образование, а после дать ему ход — к сожалению, далеко за церковной оградой. В прошлом году Иркутской епархии не хватало 29 служителей, а теперь начинался новый отлив священников. Старший сын протоиерея Успенской церкви Семена Писарева, Серафим Семенович, окончил Казанскую академию, а служит крестьянским начальником и чуть ли не атеистом слывет. Супруга его носит крест, но после трапезы пользует как зубочистку — и не стыдится. Если и остается еще яркое религиозное чувство, то лишь в местах отдаленных, недаром викарий Зосима почти не сходит с экипажа, объезжая самые забытые уголки. На встречи с ним собирается много народа, а в Иркутске это редкость уже. В Иркутске и священник другой — более просвещенный и благообразный, но стоящий куда дальше от Бога, чем сельский дьячок в неладно скроенной и давно уже выцветшей рясе.

Нынешний настоятель иркутской Успенской церкви отец Александр (младший сын Семена Писарева) шагу не ступит без Божьего имени и любое письмо, даже в две строки, обрамляет крестами; кабинет его весь увешан иконами, с прихожанами ласков и совершенный бессребреник. Уже и праведником пробовали его объявлять, да не прижилось: праведнику положена благодать, а не исходит она от отца Александра! Есть благостность, а благодати нет, наружное проявление веры не подпитываются изнутри, не согреваются чувством. И ничего тут уже не сделать, разве что уйти в мир. Он не решится, а жаль: все отмечают в нем наклонности беллетриста. Говорят, он часто запирается в кабинете и с упоением переносит в дневник все свои впечатления от исповедей, отпеваний, венчаний, крестин. В мельчайших деталях описывает и погоду, и убранство комнат, и наряды, и блюда, и разговоры, и выражения лиц, и нюансы настроений. Когда-то в юности Александр слыл щеголем, но и эту свою черту подавил, возможно, под влиянием слишком строгих педагогов. Да, ему всегда не хватало твердости и решимости, и из всех стараний вышли только сумерки веры. И завидев его тоненькую фигурку, Иоанн всякий раз повторяет: «Бедный ты мой, бедный!» — и долго с состраданием всматривается в маленькое лицо с прыгающими бровями и крошечным изогнутым носиком. Подспудно думая и о том, что вся церковь теперь потеряла опору и безнадежно ловит взгляд Господа.

Иоанн не застал уже благостные времена, когда ранним утром 1 января съезжались к архиепископу избранные в Иркутскую городскую думу: без одобрения высокопреосвященного выборная власть, даже и утвержденная губернатором, не имела силы — так считали сами гласные. Они хотели благословения в Богоявленском соборе и принимали его как таинство.

Тогда и обязанности соборного старосты почитались за честь, которую надобно заслужить. Теперь же приходилось напоминать состоятельным прихожанам, что церковным строениям требуется ремонт. После увещеваний купец Бревнов передал епархиальному эконому шесть тысяч рублей, и на них покрасили стены; но на покраску пола средств не достало, не говоря уже о позолоте иконостаса. Архиепископ не сомневался: достопочтенный Владимир Капитонович непременно заедет посмотреть ход работ и добавит недостающую сумму, но надежды не оправдались; писать же, просить денег и прикладывать сметы было неловко: Бревнов торговал строительными материалами и лучше других представлял, во что обходятся такие работы.

По этой части куда как удачней сложился прошедший 1916 год: новый светлый колер для стен и пола в Казанском соборе еще приподнял храм изнутри, а обновленный иконостас еще усилил ощущение радости — а ее-то так не хватало сейчас в миру. Заменили и деревянное надгробие над могилой архиепископа Вениамина: вместо временного деревянного установили мраморное. И, кроме того, издали переписку Иркутского архиепископа Вениамина с обер-прокурором Святого синода. Но последнее Рождество прошло без воодушевления. Генерал-губернатор, как и прежде, пригласил на завтрак, епархиальный благотворительный комитет закупил для беднейших семей мяса и муки, а в воскресной школе при семинарии устроили елку. Но она вышла куцая (только на сотню ребятишек), да и продуктовых наборов потянули лишь триста с небольшим. По нынешним временам очень мало, и архиепископ счел нужным оправдаться со страниц епархиальных «Ведомостей»: «Да, подкормленные на Рождество так и останутся бедняками, но поддержится самая идея церковной благотворительности, без которой вера мертва».

Вместо молебна митинг-концерт-кабаре

С начала июля в Иркутске говорили о скором краевом съезде общественных организаций, многие засели уже за доклады, а приглашения для епархии как-то затерялось, и архиепископ послал в Белый дом протоиерея Попова. Тот вернулся сконфуженный:

— Ваше преосвященство, как выясняется, их и не отправляли нам.

— Так пусть выпишут и предусмотрят по крайней мере одно выступление. Есть кое-какие соображения на злобу дня.

Протоиерей замялся, помолчал и ответил, очевидно смягчая:

— Краевой комитет общественных организаций против нашего участия в съезде. Я обошел всех членов исполкома, но ни в ком не встретил сочувствия. Общее настроение то, что церковь должна быть отделена от государства.

Архиепископ, рожденный в семье сельского псаломщика, никогда не склонялся к иллюзорному взгляду на мир, но такой поворот стал для него неожиданным: в марте, когда Иркутск праздновал свободу, в храмах провозглашали многие лета богохранимой державе Российской и Временному правительству. А равно и вечную память павшим в борьбе за свободу. После молебна в Кафедральном соборе он, архиепископ, обратился к народу с речью, и не с амвона уже, а с высокого помоста перед зданием городской думы. Внизу в полном составе стоял только-только избранный Краевой комитет общественных организаций. Тогда он нуждался в его поддержке, а теперь уже нет. Иной настрой, иная ситуация. Четыре месяца многое вместили: теперь все меняется слишком быстро.

В мусульманской общине еще в середине марта сместили мулл Беймуратова и Фетизова — «как сторонников и ярых приверженцев старого порядка». У православных до этого не дошло, но дьяконы и псаломщики объединились и послали своего представителя в краевой комитет общественных организаций. Вслед за ними 50 трапезников, истопников, караульных вступили в губернский профсоюз прислуги. А к октябрю и певчие Кафедрального собора о себе заявили, потребовав прибавки жалования. И, демонстрируя новый тон, «назначили срок ответа».

Это были все естественные дуновения времени, и Иоанн не видел в них настоящей угрозы. Гром загремел 25 августа, когда съезд педагогов Забайкальской железной дороги признал Закон Божий необязательным для преподавания и предложил исключить его из школьных программ. Решение было принято 58 голосами против 28, и меньшинство настояло, что отдельные группы учеников по желанию их родителей могут все-таки получать и уроки «от батюшки». Иоанн направил на съезд двух протоиереев, Попова и Куркина, и 29 августа они выступили с докладами. Признали свои методики устаревшими, но твердо стояли на том, что прерогатива церкви — решать, быть или не быть Закону Божьему в школе. Аудитория снова разделилась: согласились, что резонно оставить Закон Божий в программах, но уже как необязательный, факультативный предмет, от которого можно и отказаться. Протоиереи восприняли этот компромисс как победу, но Иоанну она представлялась неочевидной и явно недолговременной. Похожей на нынешнее перетягивание причтовых земель от церквей к прихожанам.

Никто и не удивился уже, когда в октябре полковой комитет 11-го Сибирского стрелкового полка постановил требовать от Временного правительства конфискации монастырских капиталов и земель. Захват епархиальных земель сельскими обществами начался весной этого года; любой сдававшийся в аренду надел (то есть не используемый в монастырском хозяйстве) мог быть отчужден без малейших церемоний. Священники всякий раз подавали жалобы в губернскую по земским делам комиссию и в земельный комитет, но ответы давались фактически под копирку: если земля не используется, значит, в ней нет нужды. Но члены причта могут получать свои земельные доли на равных с крестьянами правах. Таким образом будет компенсироваться уменьшение церковных доходов. О возвращении всей земли речи быть не может.

***

Из газеты «Единение» от 15 ноября 1917 г.: «При шести основных классах в местной духовной семинарии число воспитанников равно 113. За последнее время число учащихся уменьшается. Причины: открытие духовной семинарии в г. Чите, а также отлив учащихся в светские средние школы».

***

Из газеты «Единение» от 23 сентября 1917 г.: «В школе сценического искусства 26 сентября торжественное открытие. Вместо устаревшего молебна будет оригинальный митинг — концерт — кабаре по особо выработанной программе».

Священнику 46 коп. с рубля, а псаломщику — вдвое меньше

С начала 1917-го архиепископ Иркутский и Верхоленский Иоанн разбирал бумаги умершего пять лет назад архиепископа Тихона. Хотел описать его путь, избежав при этом традиционного жития: в жизни этого пастыря не было ничего, что нуждалось бы в затушевке. Умирая, он не подчистил бумаги, оставил обыденное, должно быть, любя его, как и горнее. Когда-то, отправляясь в Иркутск на служение, Тихон взял среди прочего конспекты лекций, слушанных в академии, проповеди, включая и неудачные, памятную книгу с выписками из книг и рецептами от болезней (по ним готовил снадобья и раздавал).

Тихон много строил, и всегда с большим толком, будто это и было его главным делом. Он растворялся в обыденном, одновременно возвышая его. Время ли давало ему силы или же масштабность фигуры позволяла выламываться из канона — ответ ускользал, но Тихон сумел удержать епархию в 1905-м. И, разбирая его бумаги, Иоанн мысленно беседовал с ним, искал в нем источник силы. И подготовка к печати переписки Иркутского архиепископа Вениамина с обер-прокурором Святого синода стала откровением: Иоанн прикоснулся ко времени, когда церковь еще двигалась вглубь и вширь, когда обращение в христианство 30 тысяч язычников не считалось подвигом. «То было время обретений, а мы только силимся удержать добытое нашими предшественниками, — думал он. — При Вениамине и Тихоне поднимались храмы, открывались приходские школы, а нынешнее Временное правительство «благословило» передачу церковно-приходских школ министерству народного просвещения. И некому возразить. И негде: последний Поместный собор был еще в семнадцатом веке! Обещают-таки созвать, но ведь столько накопилось всего, что и за год не разобраться!»

Так оно и вышло: тонули в мелочах, мучительно прорывались к главному. Настроения делегатов Поместного собора хорошо отслеживалось по галерке: она наполнялась, когда речь заходила о насущном. Так дружно поддержали решение о твердом государственном жаловании всем священнослужителям, с надбавками и правом на пенсионное обеспечение. Согласились, что крещение, венчание, погребение (то есть требы из обязательных) дОлжно совершать бесплатно; но, к примеру, обслуживание на дому не грех считать доходной статьей. И после долгих прений установили: с каждого добытого рубля отдавать священнику 46 коп., дьякону — 31 коп., а псаломщику — 23 коп.

За обсуждением, кому, сколько и за что, и накрыло всех известие о большевистском перевороте. Поначалу многие отмахивались от очевидного, не верили столичным газетам. В иркутской делегации самое слово «переворот» не произносилось — кто-то подобрал более нейтральную формулировку — «чрезвычайное обстоятельство переживаемого времени». Избрание патриарха назначили в Успенском соборе, но накануне в его купол попал артиллерийский снаряд.

«Этим многое сказано, если не все», — подумал Иоанн. Но остановил себя, не стал разворачивать переполненную печалью мысль. И весь обратный путь увещевал своих спутников: по дороге в Сибирь «выветриваются» и нежелательные законы, и смертоносные эпидемии; может статься, и эта зараза большевистская выдохнется. Он и сам проникнулся этой надеждой. Но обманулся. 24 декабря 1917 года иркутские газеты оповестили: «По распоряжению Высокопреосвященного архиепископа Иркутского Иоанна в первые три дня праздников по всем церквям города и епархии будет производиться кружечный сбор в пользу пострадавших от междоусобной войны в Иркутске, бывшей с 8 по 16 декабря 1917 года».

Реставрация фото: Александр Прейс

Историческая справка

Архиепископ Иркутский и Верхоленский Иоанн (в миру Федор Иванович Смирнов) (29.12.1857, Симбирская губерния — 16.12.1918, Иркутск), сын псаломщика, с отличием окончил Симбирскую духовную семинарию (1880), Московскую духовную академию (1884), кандидат богословия, преподаватель духовных учебных заведений, пострижен, рукоположен (1901), в Иркутске с 1903, настоятель Князе-Владимирского монастыря и заведующий церковно-учительской семинарией, архимандрит (1903), епископ Киренский, викарий Иркутской епархии (1908), настоятель Вознесенского монастыря, епископ Забайкальский и Нерчинский (1912), архиепископ Иркутский и Верхоленский (1916), делегат Всероссийского поместного собора (1917), погребен в Богоявленском соборе, перезахоронен в Знаменском монастыре, около памятника Г. И. Шелихову, награды: орден Станислава 3-й степ. (1896), наперсный крест (1902), орден Св. Анны 2-й степ. (1906).



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте

//Общество

Лоббировать интересы мигрантских диаспор или заботиться о благе россиян — что должен выбрать настоящий депутат?

Несмотря на попытку пролоббировать интересы мигрантов и их детей, Государственная Дума одобрила законопроект, который запрещает принимать в школу детей мигрантов, не владеющих русским языком. На Пленарном заседании (трансляция на официальном сайте ГД) законопроект поддержан большинством депутатов. «Дети мигрантов должны знать русский язык до поступления в школы. Невозможно ребенка без знания языка научить любому другому предмету», — заявил председатель Госдумы Вячеслав Володин в ходе пленарного заседания. Как отметил Вячеслав Володин, дети мигрантов должны изучать русский язык самостоятельно на родине. Его поддержала заместитель Председателя ГД, руководитель парламентской комиссии по вопросам миграционной политики Ирина Яровая. Но кто тот, кто не хотел принятия такого вот законопроекта? Кстати, и против обязательной геномной регистрации иностранных специалистов, против ограничения на завоз семей мигрантов и против ограничений на образование в РФ.