Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна МОСКАЛЬКОВА выступила за введение индексации пенсий работающим пенсионерам.
Две трети обращений к федеральному омбудсмену в сфере социального обеспечения поступает по вопросам пенсий (перерасчёт, отказ в назначении, низкий размер).
«Одной из значимых остаётся проблема индексации пенсий работающих пенсионеров. В настоящее время работающим пенсионерам индексация пенсий не предусмотрена, за исключением пенсионеров, исполняющих обязанности опеки или попечительства в отношении несовершеннолетних детей по договору на возмездных условиях, согласно принятой поправке в Федеральный закон №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года.
Между тем индексация пенсий работающим пенсионерам – это справедливая и необходимая мера. Ведь зачастую необходимость продолжать работу после достижения пенсионного возраста связана как с небольшим размером страховых пенсий по старости, так и с дефицитом квалифицированных специалистов, повышающим востребованность профессионалов пожилого возраста», – говорит Татьяна Москалькова в своём ежегодном докладе.
Согласно документу, представляется важным поддержать принятие внесённого в настоящее время на рассмотрение в Государственную думу законопроекта, которым предусмотрен возврат к индексации пенсий для работающих пенсионеров.
Кроме того, уполномоченный выражает надежду, что в свете проведённой конституционной реформы в действующем законодательстве о пенсионном обеспечении найдут отражение и другие инициативы, направленные на повышение благосостояния граждан. В частности, о введении досрочного назначения страховой пенсии по старости для лиц, имеющих 4 и более детей.
Кроме того, в докладе отмечается, что в 2020 году к уполномоченному по правам человека поступило наибольшее количество обращений за 5 лет – 44 087, из них 1 910 (4, 3%) – коллективные.
На определённое увеличение числа обращений (на 15%) по сравнению с 2019 годом повлияло распространение новой коронавирусной инфекции, а также внедрение новых форматов приёма обращений.
Жалобы граждан принимались по почте, электронной почте, по телефону приёмной и горячей линии, в социальных сетях, а также на личном приёме.
С 27 марта 2020 года была запущена специальная горячая линия уполномоченного для оперативного (в течение суток) рассмотрения обращений граждан, связанных с распространением COVID-19.